Продолжение: В первой части автор познакомил читателей с ответом на моё письмо, которое было адресовано президенту Путину В.В., но ответ пришёл из Федерального агентства по делам национальностей.
Второе письмо было адресовано Здунову А.А. , И О главы республики, где автор просил ЗдуноваА.А. собрать чрезвычайное совещание по поводу ущербной национальной политики и затем выступить в одном из СМИ, со своим видением проблемы, но также, ответ пришёл из министерства культуры, национальной политики, совместно с министерством образования Мордовии, не смотря на то, что я просил не переадресовывать моё письмо в эти ведомства, так как они мастера отписок и сочинения филькиных грамот. В первых строках ответа Баулина С.Н. пишет, что «В республике Мордовия изучение языка, культуры, традиций мордовского народа осуществляется во всех образовательных организациях» ( Сочиняла отписку не Баулина, а Кочеваткин А.Е.) Обратите внимание – «… во всех образовательных организациях.», как звучит, представляете, какой масштаб - во всех…хочется аплодировать, пуститься в пляс, от такой новости!, и сразу же далее, в этой строчке прописано «… мордовского …», не смотря на то, что автор спрашивал про эрзянский народ, после долгих и упорных поисков, автор не обнаружил мордовского народа, как и мордовского языка! Но в воспалённом мозгу Баулиной С.Н. видимо произошли качественные подвижки, видимо от сочинений Мокшина Н.И. и других мордвинистов, из пантеона свадебных генералов, про преступное емя, про 1000-летие объединения… Разберём построчно шедевр классической бюрократической отписки: «В 100% дошкольных образовательных организаций реализуется региональный модуль "Мы в Мордовии живём» разработанный коллективом учёных ФГБОУ ВО в 2011 году. Автор спрашивал в обращении про изучение эрзянского языка, а не про модуль «Мы в Мордовии живём», который полностью дискредитирует учебный процесс, целью которого является прививать любовь к России и к Мордовии как к малой родине,- то есть полюби вначале Россию, а затем малую родину - более абсурдного применения модуля трудно представить, данный призыв сопоставим, например, с тем – полюби, мол, вначале мачеху с соседней улицы, а затем родную мать! В той программе идёт речь о поликультуре, многонациональности, мордовской культуре, но ни слова о эрзянском языке, о способах и возможностях его изучения в детском саду. Представьте, в садике дети 5-6 национальностей, как детям эрзянам будут рассказывать про эрзянский язык, про эрзянские ценности, когда весь учебный процесс обучения и воспитания идёт на русском языке?! Модуль является полной профанацией, схоластической идеей, оторванной от жизни, ничего не дающий ребёнку. А ведь эта группа учёных на разработке этого модуля получала дивиденды, защищала кандидатские и докторские… Назовём их поимённо: О.В Бурляева, Л.П.Карпушина, Б.Н.Киркина, Т.Н. Кондратьева, С.Л, Уланова, Н.Н, Щемерова
Далее, «Мокшанский и эрзянский язык изучаются в форме кружковой деятельности в 122 кружках, с общим охватом 2299 человек» Умиляет цифра- 2299 человек! Опять же, автор спрашивал про изучение эрзянского языка в школах и детских учреждениях, а не в кружках кройки и шитья, или любителей вышивать! С другой стороны, покажите результаты вашей кружковой деятельности, если вы о них постоянно напоминаете, покажите человека, хотя бы одного, который приобрёл навыки эрзянской речи, в результате посещения кружка? Полный обман и профанация! То же самое про 81 кружок с охватом 1461 человек, в 9 муниципальных образованиях Саранска. « … с 2015 года в детском саду №90 … функционирует Городской методический центр национальных культур… основная цель координация деятельности по поликультурному образованию детей дошкольного возраста…» Повторюсь, автор спрашивает в обращении, где в Мордовии, по настоящему изучается эрзянский язык, а вы говорите про какую-то мутную координацию деятельности и где результаты от вашей координации?
«В 23 муниципальных образованиях функционируют экспериментальные площадки по этнокультурному образованию и ранней профориентации, В эксперименте участвуют 180 педагогов и 1850 детей»- Очередная филькина грамота, кто они 180 педагогов, где эти указанные дети, сколько из них эрзян, как организовано этнокультурное образование, каковы результаты?
«Родные (мокшанский и эрзянский) языки изучаются в общеобразовательных учреждениях 2-3 часа с 1 по 11 класс в 60 школах по заявлению родителей», мокшанский в 34 школах, эрзянский в 26 школах!? «Кроме того, в общеобразовательных организациях в части формируемой участниками образовательных отношений изучаются государственные мордовские (мокшанский, эрзянский) языки РМ в объёме 1 часа как предмет и одного часа внеурочно... обучение осуществляется с учётом мнения родителей, мокшанский в 131 школе (16624 обучающихся, эрзянский в 95 школах (17751 учащийся) Надо же, облагодетельствовали – подарили 1 час, да ещё 1час внеурочно! Во первых, необходимо сравнить с русским языком, почему ему отводится 7-9 часов в неделю, а эрзянскому 2-3 позорных часа? Ведь у эрзянского языка государственный статус,- автор спрашивает у Баулиной, почему, что вас сподвигло унизить народ эрзя, на каком основании вы записали эрзянский народ во второсортные, что за согласие родителей в государстве Мордовия? Вам, Баулина поручено, совместно министерством образования, в первую очередь обучить и научить родным языкам детей коренных народов государства Мордовия! А если вам этого не поручали, то заявите протест, или уйдите в отставку! Так поступают честные люди. Кто вас заставил идти против народа эрзя, или это ваша собственная инициатива? Ещё одна дежурная фраза: «Сохранение межнационального мира и развитие самобытных национальных культур является одним из приоритетов внутренней политики органов государственной власти» Ещё один перл: «Решение национальных проблем не носит сиюминутный характер» Причём здесь, в данном контексте, «сохранение межнационального мира…» Речь идёт об образовании, а Баулина видимо подводит читателей мысли, что если мальчик эрзя будет в полной мере изучать родной язык, знать свою культуру и традиции, то у него возникнуть непременное желание броситься в драку на сверстника татарина, или русского?! С другой стороны, где декларируемые приоритеты о развитии национальных культур , - уже тридцать трещат о приоритетах, а воз и ныне там, даже не там, где был, а откатился назад, за опасную черту! Прошла не «сиюминута» а целых тридцать лет!? Подумайте дорогие читатели, тридцать лет трескотни об успехах, приоритетах, обещаниях, а эрзяне доверчивые, наивные люди, надеются, когда власти повернуться лицом к конституции
Далее в ответе перечисляются достижения и результаты освоения родных языков, вот некоторые из них: 1-Ежегодное участие обучающихся в межрегиональной олимпиаде по родному языку, для победителей организуется этнокультурный лагерь «Живи родной язык»
2-Ежегодно проводится всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся «Живая культура6 традиции и современность»
3- этнокультурный компонент, представлен курсами….
4- В общеобразовательных организациях функционирует 130 кабинетов родного языка,243 музея, 98 кружков региональной направленности…
5- В целях воспитания в духе народной культуры…
6- Для решения комплекса задач по сохранению и дальнейшему….
- 7- В эфир теле и радиовещания регулярно… Регулярность какая, полчаса в сутки, или час? Требуется круглосуточное вещание на эрзянском языке в государстве Мордовия, никак не меньше, на русском вещают сутками напролёт, по многим каналам, а эрзяне чем хуже русских?! Где «достижения и успехи» в чём они заключаются - в катастрофической убыли носителей эрзянского языка, отсутствии эрзянских школ и дошкольных учреждений, в добровольности изучения родного языка( то есть фактическом запрете), в государствообразующем русском языке, сплошной русификации?
Во всех этих призывах, задачах, проектах во всей красе присутствует неприкрытое лицемерие. Смысл в них примерно такой же, что дозволено, (даже иногда поощряется) петь и плясать, но запрещено задавать вопросы касательно кровоточащих ран эрзянского этноса. Все вышеперечисленные мероприятия могут присутствовать в образовательном процессе, но как дополнительные составляющие к основному учебному курсу, где должны тщательно преподаваться эрзянский язык и литература, история родного края, этническая религия эрзян, так как она основополагающая часть духовной культуры народа, и остальные предметы должны преподаваться на родном, эрзянском языке! А этим требованиям может отвечать только создание школ (гимназий) с полным циклом обучения на эрзянском языке. То же самое касается дошкольных учреждений, только так, а не иначе! Всё другое бутафория, имитация бурной деятельности, самообман, чему примером является деятельность Министерства культуры, национальной политики и Министерства образования Мордовии под руководством Баулиной С.Н. и Солдатовой Е.П. Дорогие читатели, зададим указанным дамам простые вопросы, что и/или кто мешает им наладить учебный процесс в соответствии конституциями Мордовии и Российской Федерации? Кто им разрешает и заставляет творить беззаконие на порученных должностях, игнорируя законные требования коренных народов Мордовии? Последнее в ответе: « К сожалению, в современных условиях глобализации и урбанизации по прежнему имеются проблемные вопросы, связанные с сохранением этнического разнообразия народов России, их духовной общности, этнической и общегражданской солидарности» Посмотрите, как чиновники любят ссылаться на глобализацию и урбанизацию! Госпожа Баулина, скажите, каким образом глобализация мешает построить полноценную эрзянскую школу, или открыть в детском садике эрзянскую группу, с эрзянской воспитательницей? Каким образом урбанизация помешала увеличить число эрзянских уроков и хотя-бы сравнить с часами русского языка? И причём здесь «общегражданская солидарность», в чём она заключается, что, её отсутствие мешает запустить круглосуточное вещание на эрзянском языке? Где ваши ответы, на такие простые вопросы!
Есть ещё одна болезненная тема, о которой необходимо напомнить. В Мордовии есть достаточное количество молодых эрзян, грамотных, знающих родной язык, но их энергия направлена, в основном, на воспроизведение песен и плясок, их амбиции направлены на устройство и делание карьеры, преданности существующему режиму. Политика невмешательства, угодничества, стремление плыть по течению, в русле властной идеологии, основные черты указанной молодёжи, то есть старикам, уходящим из активной жизни, нет замены. Вот это обстоятельство обидно и трагично!
В ответе Баулиной С.Н. нет ни слова правды, словоблудие празднует победу, в отдельно взятом ведомстве, в чём, надеюсь, убедились читатели! Страшно то, что данный пустой ответ не случаен и не единичный, раковым метастазам безразличия, чванства, смешанного со страхом, поражена вся система государственной власти.
Ёгань Минька
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев