Н.РЕРИХ. ТИБЕТ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДХАРМАСВАМИНА
(ЧАГ-ЛОЦАВЫ ЧОЙЖЕПЭЛА),
ТИБЕТСКОГО МОНАХА-ПАЛОМНИКА
Глава VII
ПОСЕЩЕНИЕ
НЕБУДДИЙСКИХ ИЗВАЯНИЙ [1]
Примерно в йоджане к востоку от Ваджрасаны течет река Найранджана. Река течет с юго-запада на северо-восток. Летом нужна кожаная
лодка, чтобы переправиться на другой берег, а зимой ее можно перейти
вброд. На берегу этой реки на расстоянии примерно двух полетов стрелы,
в том самом месте, где когда-то Благословенный совершал подвижничество, стоит священное каменное изваяние, изображающее Благословенного с изможденным телом, а около него — изображения двух мальчиков,
высаживавших рассаду, которые, увидев Благословенного, воскликнули: «Этот, должно быть, мертвый!»
У подножия скалы в Магадхе есть каменное изображение, представляющее Благословенного, жертвующего свое тело, бросаясь с вершины этой
скалы, чтобы спасти от голода тигрицу. Оно создано в память о джатаке,
рассказывающей о перерождении Махамуни, Бодхисаттвы, царевичем
Махасаттвой, т. е. Ньинтоб Ченпо (или Семпа Ченпо по-тибетски), который,
увидев тигрицу с новорожденными тигрятами, умирающую от голода, решил принести в жертву свое тело. Изображение считается священным, и
много людей приходит туда совершить подношения и поставить светильники. Дхармасвамин сказал, что это место называется «Вихара тигрицы».
В другом месте в той же местности есть каменное изображение,
представляющее Благословенного с чашей для подаяния и обезьяну; это
изображение в память о том, как обезьяна принесла мёду Бодхисаттве. Оно
находится внутри храма, двери которого выходят на восток.
Дхармасвамин сказал также, что перед дверью был высохший колодец, окруженный кирпичной стеной.
К югу от Ваджрасаны на расстоянии месячного пути была обитель
небуддийского бога Соманатха. Небуддисты сказали как-то Ачарье Вирупе: «Тебе следует почтить нашего бога!» Ачарья ответил: «Я могу почтить
вашего бога, но будете ли вы довольны?» Один небуддист ответил: «Мы не
будем недовольны». «Ладно,— сказал Ачарья,— тогда нам следует пригласить раджу быть свидетелем»,— и, пригласив раджу в свидетели, он один
раз простерся перед Махадевой — изображение раскололось пополам.
Составив обе части вместе, Ачарья снова простерся перед ним, и изображение раскололось на четыре куска. Ачарья сказал: «Когда мне велели
поклониться, я простерся перед богом, и, хотя изображение задрожало, я
не мог расколоть его. Затем я взглянул на него и ясно увидел образ буддийского бога Амитабхи на его голове. Когда я простерся снова, изображение
раскололось». Тогда небуддисты сказали: «Не кланяйся больше!» Затем
Ачарья дал им совет, сказав: «Вместо того чтобы убивать три сотни буйволов в жертву изображению в каждом доме, жертвуйте ему три сотни
мер зерна». Они так и поступили, и с тех пор убийство животных прекратилось. Даже теперь принесение в жертву изображению падди приносит великое благо путешественникам. Падди — это название необрушенного риса. Дхармасвамин сказал, что необрушенным называется рис «с
шелухой». Когда люди, жаждущие потомства и богатства, молятся этому
изображению, их молитвы исполняются.
Примечания
Глава VII
1. Таково название, данное в конце главы. Однако описываются также и
буддийские изображения.
2. История раджи Бхимшуклы из Варанаси и его дочери Васанти рассказана Таранатхой.
#РЕРИХ_ЮНРерих #ЮрийРерих #ТибетиЦентральнаяАзия #АгниЖизнеописаниеДхармасвамина
_____
Подношение обезьяны
С обложки книги 12 века, Непал. Обезьяна появляется трижды, в крайнем правом углу как дэва.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев