И. РЕРИХ. ПИСЬМА. ТОМ 8
Е.И.Рерих – И.Э.Муромцеву. 29 июля 1948 г. (Т.8.П.23)
Кхандала.
Мало кто отдает себе отчет, что Христос был от Востока и Учение Его было проникнуто духом учений Востока, в которых грань между мирами много тоньше. Учения Востока помогли мне лучше проникнуть в Учение Христа, особенно же полюбила я Учение Будды. Учение это, утверждая реальность, окружающую нас и видимую всеми людьми, указывает и на существование тончайшей реальности, доступной высшему знанию. Знание этой реальности и обладание этим высшим знанием недоступно нашим обычным грубым органам чувств. Будда говорил: «Если бы только то, что воспринимается чувствами, существовало как единственная реальность, то невежды по праву рождения обладали бы основной истиной. К чему тогда все искания к познанию истинной сущности вещей?» Да, в нашем организме есть многие центры, которые дают возможность обладания высшим Знанием. Древняя Индия знала это, отсюда и разные дисциплины и методы познавания путем напряжения и открытия этих центров. Физиология духа была хорошо изучена духовными Учителями Востока. Так, Будда включал в область мира феноменального не только физический мир и мир мысли, но и ближайшие к нам сферы Мира Тонкого. Такое включение, или вмещение, способствовало расширению сознания и постепенно вводило Мир Тонкий в обиход каждого дня. Этим достигалось искоренение суеверного ужаса перед неожиданными проявлениями из этих сфер и устанавливалось правильное отношение и постижение миров тонких. Учение Будды особенно отвечает нуждам нашего времени; конечно, большинство его последователей, будучи неспособны усвоить его слишком высокие мысли, низвели его Учение до уровня религии, обрядностей и суеверий, которые отражают заблуждения, столь настойчиво Им осуждавшиеся, как вера в действенность обрядов и легковерие, с которым принимаются без всякого распознавания мнения, навязываемые сильными личностями или разносимые невежественными толпами.
Настоящее Учение Будды, как златая нить, бежит через общую ткань, и может быть открыто среди груды писаний и традиций, и светит в величии своем через все личины, которыми люди пытались исказить его. Главная сущность Учения Будды заключается в полном освобождении просвещенного ума, который созерцает корни вещей и сложность строения возникающих фактов и никогда не может быть введен в заблуждение видимостью. Знать – есть основная нота Учения Будды. Как прекрасен Его призыв: «Братья, я не прихожу предложить вам догм или просить вас верить во что верят другие. Я лишь призываю вас к самостоятельному просвещению, к пользованию своим разумом, вместо того чтобы допускать отупение его. Я заклинаю вас не походить на хищных зверей или на глупых баранов. Я умоляю вас быть людьми с непредубежденным умом, людьми, которые придерживаются правильных взглядов и трудятся неустанно над приобретением истинного знания, которое восторжествует над страданием».
Да, Он был величайшим из людей, ибо представлял собою величайшее сочетание ума и сердца. Он – первый преобразователь в мире, ибо Он первый осмелился сказать: «Верьте не потому, что существуют те или иные древние рукописи, и не потому, что это ваша национальная вера, которой вас учили с детства. Обсудите свою веру, проанализируйте ее и, если вы найдете, что она может приносить добро людям, проводите ее в жизни сами и помогайте другим жить согласно с нею».
Не заметила, как увлеклась изложением основ Буддизма, – нужно кончать.
Письма Том VIII (1948-1950 гг.) – М.: Международный Центр Рерихов, 2008, 496 с., илл.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев