Полагается творить поминовение в течение первых сорока дней после смерти православного христианина, особенно в 3-й, 9-й, 40-й день. Специально молятся об усопшем по истечении года после его кончины, так как день смерти является днем рождения человека из земной жизни в вечность; поминовение усопшего совершают также в день его земного рождения и в день именин (день памяти святого, имя которого носил умерший) (1). Молитва об усопших включена также в ежедневное утреннее молитвенное правило. Кроме того, каждую субботу Церковь поминает всех усопших в истинной вере, надежде на воскресение и жизнь вечную. Поэтому усердно молящиеся христиане включают каноны об усопших в домашнее молитвенное правило (на вечер пятницы) (2).
Православной Церковью установлены и особые дни соборного поминовения усопших. Так как на Руси всех усопших предков было принято называть родителями, эти дни тоже именуются родительскими. К ним относятся:
Мясопустная вселенская родительская суббота (накануне следующего за ней дня, воскресенья, называемого «Неделя (3) мясопустная», перед Великим постом);
Родительская суббота 2-й седмицы (недели) Великого поста;
Родительская суббота 3-й седмицы (недели) Великого поста;
Родительская суббота 4-й седмицы (недели) Великого поста;
Радоница (вторник второй седмицы (недели) после Пасхи). Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом и надежды на воскресение наших усопших близких;
Троицкая родительская суббота (суббота накануне дня Святой Троицы, 49-й день после Пасхи);
Димитриевская родительская суббота (суббота, предшествующая 8 ноября по новому стилю, дню памяти великомученика Димитрия Солунского). Великий князь Димитрий Донской после победы на Куликовом поле совершил поминовение всех павших в этом сражении русских воинов накануне дня своего небесного покровителя; в этот день Церковь поминает не только убиенных воинов, но и всех усопших православных христиан.
Кроме того, установлены специальные дни поминовения погибших воинов:
9 мая по новому стилю – день памяти воинов, на поле брани убиенных, и всех трагически умерших в период Великой Отечественной войны;
11 сентября по новому стилю, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, – день памяти православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных (установлен по указу императрицы Екатерины II в 1769 г.) (4). В этот день полагается строгий пост.
В советские времена в нашей стране установился обычай посещать кладбища и поминать усопших в Светлое Христово Воскресенье (день Святой Пасхи). Между тем вселенское значение события Воскресения Господня вряд ли должно затеняться в сознании людей их частными воспоминаниями и прошениями. Поэтому православные христиане посещают места захоронений и делятся с умершими пасхальной радостью по окончании Светлой Седмицы, в день Радоницы.
______________________
(1) См. например: У Бога все живы. Религиозно-просветительское издание. – М.: Терирем, 2011, с. 17.
(2) См. подробнее: Каноны на каждый день для домашнего чтения. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016.
(3) Церковнославянское слово «неделя» соответствует современному слову «воскресенье».
(4) См.: Молитвы и каноны, чтомые по усопшим. – М.: Сибирская Благозвонница, 2015, с. 145–149; Азы православного богослужения. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2011, с. 152–153; У Бога все живы. Религиозно-просветительское издание. – М.: Терирем, 2011, с. 24–26.
© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: КАНОНЫ И МОЛИТВЫ ОБ УСОПШИХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016, с. 10–14. ИС Р16-625-3404
Молитвы на разные случаи https://www.pravmolitva.ru/catalog/molitvy-na-raznye-sluchai.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев