Размышления о собственности, зарплате и не только…
Уже несколько лет многих беспокоит вопрос формы собственности муниципального автотранспортного предприятия оставшегося единственным в Тольятти (ТПАК и АТП 1 были ликвидированы в нулевых годах). Периодически идут попытки приватизации предприятия, то есть переход муниципальной собственности в частную.
Основной вопрос: кто должен иметь право собственности на средства производства: частное лицо или Общество?
Общественная собственность – это собственность, которой владеет, распоряжается и пользуется общество (коллективный субъект).
Так как производит услугу перевозки пассажиров большой коллектив работников МП ТПАТП №3, пользуется городским общественным транспортом – всё общество города, и в связи с тем, что автотранспорт для города имеет Стратегическое значение, становится ясно, что форма собственности на средства производства городской транспортной услуги должна иметь форму собственности только ОБЩЕСТВЕННУЮ.
О зарплате…
Для того, чтобы решить кадровую задачу, необходимо найти пути увеличения заработной платы, а для этого необходимо добросовестно и грамотно проанализировать все доходы и расходы предприятия. Не имея доступа к данной информации всё же поразмышляем о том, что можно сделать для улучшения условий работы и оплаты труда, и поделимся информацией с директором и председателем профкома МП ТПАТП №3, (письма к ним размещены под постом) и с вами, дорогие читатели.
Для начала качественного решения кадровой задачи, нужно навести порядок в зарплате, т.е. привести зарплату работников МП ТПАТП №3 к соответствию законодательству РФ и принципам Справедливости. Для этого надо:
1. Исправить нарушение ст 22 ТК РФ, в которой сказано, что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Это значит, что тарифную ставку водителей автобусов работающих на дизельном топливе надо приравнять к тарифной ставке водителей автобусов работающих на газовом топливе, либо водителям автобусов работающих на дизельном топливе установить премию за экономию топлива в размере 80%-90% от цены на топливо. Данная мера даже не увеличит расходы предприятия, т.к. увеличивая зарплату, будет экономия на топливе.
2. О составных частях заработной платы.
Заработная плата каждого работника состоит из постоянной (оклад, тариф) и переменной части (компенсационные и стимулирующие выплаты). У водителей автобусов постоянная часть составляет ≈1/3 от зарплаты, переменная соответственно ≈2/3, в то же время у работников ИТР постоянная часть составляет ≈2/3 зарплаты, а переменная ≈1/3.
Постоянная часть заработной платы это та доля дохода, которая гарантирует рабочим защиту от вероятных неблагополучных ситуаций в будущем. Следовательно, постоянная (основная) часть заработной платы должна составлять 50% – 70% от общей суммы заработной платы. У категории ИТР данное правило соблюдается, т.е. состав зарплаты ИТР содержит большие гарантии от возможных неблагоприятных факторов будущего. Следовательно, и в отношении других категорий работников необходимо установить постоянную часть зарплаты не менее 50%. Сделать это просто. Тем категориям работников, у которых постоянная часть менее 50%, возможно увеличить тарифную ставку, за счёт частичного уменьшения стимулирующих выплат. Данная мера даже не увеличит ФОТ, зато увеличит гарантии.
3. Также необходимо улучшать условия труда.
Ранее на каждом конечном пункте имелись помещения, в которых были туалеты, комнаты отдыха, где работники между рейсами могли и отдохнуть, и принять пищу. К сожалению, предприятием были утеряны, многие помещения на конечных пунктах, в результате недобросовестного передела собственности со стороны руководства города, что очень плохо, т.к. о нуждах работников руководители перестали думать. И теперь завершив рейс на некоторых конечных пунктах (КВЦ, ПТО) для водителей элементарно нет туалета. Это равносильно тому, что в административном здании закрыть все туалеты, чтобы руководители могли бы пользоваться туалетами только в зданиях рем.мастерской или диспетчерской.
В настоящее время необходимо решить задачу обеспечения бытовых нужд работников на каждом конечном пункте! Тем самым устранить нарушение ст.22 ТК РФ которая обязывает работодателя обеспечить бытовые нужды работников.
4. Необходимо повысить качество управленческой работы.
Обратимся к опыту прошлых времён. Руководители, которые в памяти народа заняли достойное место т.к. представляли интересы трудящегося большинства и достигали наилучшего процветания предприятий, часто общались с рядовыми работниками и хорошо понимали проблемы и задачи стоящие перед коллективом. Другими словами, согласно теории управления, они самостоятельно изучали текущее состояние объекта управления. К примеру, один из первых директоров ТПАК Пустовойтов В.А. каждую неделю обходил все отделы и все участки предприятия, общаясь с людьми, а сейчас большинство рядовых работников директора ни разу не видели и задаются вопросом работает ли директор или паразитирует на их Труде и Жизни?
В настоящее время директору достаточно 1 раз в месяц посещать все конечные пункты, обходить цеха рем. мастерской, а также все отделы и участки, интересуясь проблемами людей и предприятия.
Вероятно, муниципальное автотранспортное предприятие только своими силами не может достойно поднять зарплаты работникам, следовательно, необходимо обоснованно обращаться за помощью в поиске необходимого финансирования из бюджетов к вышестоящим руководителям города, области, страны.
И если у руководства предприятия есть трудности в решении поставленной задачи, то надо всем объединить усилия для достижения наилучшего результата.
Для того, чтобы руководство было заинтересовано искать пути повышения зарплаты всем работникам, необходимо замотивировать директора предприятия. Для этого ежемесячная зарплата директора должна равняться средней зарплате по предприятию, и только раз в год после качественно выполненной управленческой работы, отчитавшись перед коллективом о решённых задачах и достигнутых результатах, директор сможет получить достойно большую премию. Конечно, на такую мотивацию может пойти только управленчески грамотный и сильный руководитель, уверенный в том, что сможет достичь результатов необходимых для трудового коллектива. А коллективу МП ТПАТП №3 нужен руководитель который всегда принимает решения под диктатурой Совести, для которого общественное выше личного; который сможет сохранить МП ТПАТП №3 и качественно решить кадровую задачу и задачу достойного повышения заработной платы водителей автобусов, ремонтных рабочих и других категорий работников, тем самым повысив безопасность перевозки пассажиров.
P.S. Надеемся, что и малые, и большие руководители станут добросовестно и качественно выполнять свою управленческую работу, а если нет, то надо их менять на тех, кто захочет и сможет работать добросовестно на благо всего общества.
– Небесная канцелярия, пожалуйста, примите наш запрос к исполнению!
Комментарии 2