Ты поможешь мне? Я вижу в тебе качества, которые мне нужны, чтобы трудиться над собой. И как человека тебя очень люблю. Я хочу, чтобы мы соединились в Боге и были счастливы». Люди о таком даже и слышать не хотят. Вместо этого: «Ах, я познакомился с чудесной девушкой, она в церковь не ходит, но ничего — она же со мной из-за этого не ссорится». То есть что получается? Получается, что мы отвергаем саму свою сущность — просто чтобы быть вместе с конкретным человеком. И ещё мним, что при этом обретём Бога — так сказать, попутно. Нет!
Именно поэтому многие личные отношения превращаются в сплошную боль и страдания. А не потому, что брак — что-то нехорошее, и не потому, что люди вокруг плохие. Люди не знают, кто они, — вот в чём причина. Не знают, для чего они существуют, — вот и гоняются за разными вещами, чтобы отвлечься, получить удовольствие, развеяться, утешиться. Не знают, кто они, не знают, как познать себя. И знать не хотят.
Как много браков сегодня распадается! Почему? Потому что это и не браки вовсе. Это просто люди, пытающиеся найти какой-то смысл в совместном проживании. Если они понятия не имеют, ради чего созданы и в чём цель их жизни, то что им остаётся? Только выплёскивать друг на друга весь свой внутренний раздрай, жажду удовольствий и наслаждений. А потом оказывается, что мне муж (или жена) даже мешает. Не делает того, что я хочу. Не любит меня и не уважает. И начинается война. А там и дети начинают мешать. И вот уже и до них нет дела, потому что в семье война. Как это всё ужасно. И никто не находит тот путь, что ведёт к Богу.
Итак, брак — это очень важно. В семье должно царить единство, и жизнь её должна устраиваться по образу любви, в которой пребывают Лики Пресвятой Троицы. Любви, в которой Отец, Сын и Святой Дух — три отдельных Лика — становятся Единым Богом. Так же, только на своём уровне, усваивают единение с Богом мужчина и женщина — благодаря любви к Нему и друг к другу. Они обретают цельность, становятся соучастниками жизни в Господе.
Быть в Боге, пребывать в богообщении — именно это цель нашего существования. Кто-то, стремясь обрести Господа, избирает уединённую жизнь — это монашествующие. Уединение не означает, что монах порывает все связи с людьми. Но выстраиваемые им взаимоотношения сосредоточены не на супруге, с которой он стремился бы к Богу в браке, а непосредственно на Самом Господе — насколько это возможно. Такой путь к Богу подразумевает любовь к ближним, их поддержку, но и отсутствие близких личностных отношений с кем бы то ни было, кроме Него.
Впрочем, конечная цель, к которой стремится и брак, и монашество, одна. Ведь монашеская жизнь неотделима от Евангелия. И тем более неотделима от него жизнь в браке. Церковь благословляет брак как образ жизни по Евангелию, как средство к достижению единения с Богом. Так же она благословляет и монашество как образ жизни по Евангелию, как средство к достижению единения с Богом. Самое главное в обоих случаях — единение с Богом. Это и означает быть человеком.
Но такие беседы зачастую приводят к разводам: люди признаются, что, если бы знали это раньше, ни за что бы не вступили в брак. «Зато теперь вы это знаете, — отвечаю им я. — Так что трудитесь над тем, чтобы ваш брак исполнил своё предназначение».
Схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря Марии Египетской в Нью-Йорке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев