По карте межевания Царицинского уезда Саратовской губернии за 1780-1790 год указанно с местонахождением домов на берегу реки Подстёпка слобода Николаевская Капустин Яр. Впоследствии из названия слободы убрали Николаевская по принадлежности к Николаевской слободе и оставили название Капустин Яр.
Итак я думаю вывод слобода Капустин Яр образованна по плану генерального межевания в 1778 году. И это подтверждает карта Царицинского уезда Саратовской губернии 1780-1790 года.
Это интересно, какие населенные пункты и сословия были приписаны к Эльтонскому соляному прииску на основании сенатских указов.
21 апреля 1803 года “О способах доставки Эльтонской соли в запасные магазины” доклад от 14 апреля 1803 года.
1. Записать в число соляных возчиков Астраханской губернии Черноярского округа слободы Володимировка на луговой стороне Волги малороссиян (монастырских крестьян) 500 душ.
2. Царицынский округ – слобода Рахимка из Новороссийской губернии – 359 душ.
3. Приписанных к перевозке соли в Камышине 894 душ бобылей.
4. Состоящих в числе нынешних солевозчиков Польских выходцев и церковников, 169 душ поселившихся в селениях и приписанных к возке соли.
24 февраля 1805 года “Об устройстве эльтонского солевого прииска”
1. Соль перевозится в Саратов и Камышин приписанными в разное время казенными крестьянами, записанными в солевозчики из малороссийских слобод, в коих ныне числится 12199 душ.
2. По вопросу установки цены за перевозку соли вольными возчиками. Данная категория не соглашаются возить соль за туже цену, определенным казенным возчикам, мотивируя тем, что казенные возчики освобождены от всех податей, что им назначено земли под хлебопашество и скотоводство по 30 десятин за каждую душу находятся в лучших условиях.
3. Завести казенных ломщиков из Ахтубинских казенных поселений не далее 100 вёрст относящих от соляного прииска, которые были приписаны к тамошнему шелковичному производству, а из селений, приписанных к соляному прииску, отряжать каждое лето ломщиков соли 1000 человек с оплатой за погрузку с каждой пароволовой фуры”.
21 августа 1808 года “О причислении малороссиян, купленных у обер – камергера Нарышкина, в количестве 2769 душ слободы Красный Яр, Песчанка, селений Самойловка и Котово находящихся в нагорной части Волги.”
17 июня 1812 года “О причислении крестьян Ахтубинского шелковичного производства селений Пришибское (г. Ленинск), Заплавного, Нижне - Ахтубинское и Верхне – Ахтубинское”.
5 августа 1818 года “Устав о соли и учреждения Соляного правления”.
Смотрителям у озера Эльтон имеют списки ломщиков и возчиков, казенных и вольных крестьян.
Камышинский уезд:
- слобода Николаевская и Котово
Царицынский уезд:
- слобода Капустин Яр;
- слобода Царёвка;
- слобода Рахинка;
- слобода Владимировка.
Саратовский уезд:
- Покровская;
- Узморская
Балашовский уезд:
- Песчанка и все приписанные хутора.
Примечание
- Государственные крестьяне – в отличии от крепостных крестьян государственные крестьяне не были лично зависимы, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства (24 ноября 1866 году они были освобождении от государственных повинностей и были прикреплены к земле и платили земельный налог государству, после выкупа земли в 1931 году земли переходили в частную собственность, но данная реформа была прекращена с 1 января 1907),
- Однодворцы – социальный класс, возникший при расширении на юг Московского государства и состоящий из военизированных земледельцев, живших на окраине Московского государства и обязанных нести охрану пограничья. Предоставлялись льготы, не наказывались телесно и им предоставляли одну семью крепостных для обработки земли. В основном представлены в Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Курской и в других окраинных губерниях.
- Войсковые обыватели – принадлежали к сословию государственных крестьян. Это потомки людей, служивших в пограничных, слободских или украинских и ладмилицких полках, которые набирались из однодворцев и малороссийских казаков. Наибольшее число их было в Харьковской губернии, образовавших из слободских полков, затем Воронежской, Херсонской, Курской, Тамбовской, Белгородской и других губернии.
- Бобыли – одинокие крестьяне, не имеющие земельного надела. В просторечии бобыль – обнищавший, одинокий, бездомный человек.
- Польский выходцы – сторонники религиозного протестантского движения, отрицающих догмат, Троицы и божественность Христа;
- Польские церковники пропагандисты националистических идей;
- Монастырские крестьяне – крестьяне, находящиеся в федеральном владении русской Православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года монастырские крестьяне были переданы в ведение коллегии экономии и получили название экономические крестьяне.
О слободе
Увеличение числа переселенцев великороссов происходит с закрытием Эльтонского прииска в 1851 году и открытием соляного прииска озера Баскунчак, в следствии чего для лучшей организации соляного дела Царёвский уезд передан в состав Астраханской губернии. Большое значение в переселении сыграла отмена крепостного права в 1861 году, которая дала возможность части крестьян к свободному перемещению в поиске работы и лучшей доли. В результате механизации соляного прииска на озере Баскунчак и открытии железной дороги в 1884 году, необходимость в возчиках соли уменьшается, а вот число ломщиков и грузчиков увеличивается.
Многодетность и трудолюбие позволяет крестьянской семье не только ежегодно отрабатывать государственную повинность – ломку и извоз соли, но и вести своё собственное хозяйство. Основной упор делается на традиционные промыслы, земледелие и животноводство. Земли, предоставляемые в надел, позволяли на иловатых грунтах выращивать рожь, овес, гречку, а на глиноземных грунтах – пшеницу, ячмень и просо.
Плодородие пашни давало возможность получать хороший урожай зерновых. Урожай пшеницы, ржи, гречки удовлетворял потребность семьи в пропитании, а овес, ячмень, просо шли на улучшение рациона кормления скота.
Хорошая урожайность земельных наделов давала возможность часть полученной продукции реализовать на рынке и ярмарке. Царёвский уезд не только довольствовался своим хлебом, а в урожайные годы даже отправлял пшеницу за пределы своего уезда.
В связи с этим набирает обороты мукомольное производство. Изобилее мукомольных мельниц позволяло перемалывать пшеницу сорта белотурка в муку, а сорт кубанка в различные виды круп крупного помола. Из муки пекли хлеб, из крупы варили кашицу под названием джарма или подмешивали в похлёбку.
Часто для своего личного подворья использовались жернова в виде круга-камня. Для переработки больших партий урожая зерна зажиточными крестьянами и купцами строились деревянные ветряные мельницы. Со слов старого поколения капустиноярцев, их было много, последние мельницы, около десяти штук, стояли в линию параллельно железной дороги, охватывая слободу с севера. В связи с увеличением объема торгово – коммерческой деятельности происходит техническое переоснащение данной отрасли. В слободе вырастают корпуса мельниц, обустроенных паровыми двигателями.
В период после 1917 года ветряные и паровые мельницы были брошены и постепенно разбирались. Так 1943 году в двухэтажном здании бывшей паровой мельницы размещались немцы, взятые в плен под Сталинградом, а на территории одной из них была обустроена Капустиноярская МТС. Последняя ветряная мельница, расположенная в районе пожарного депо села Капустин Яр, долго напоминала сельчанам о былом достатке слободы.
В связи с изобилием покосных земель и наличием воды крестьяне занимались скотоводством, коневодством, овцеводством, не забывая о заготовке сена на зиму.
Это подтверждают записи титулярного Саратовского губернского советника Константина Ивановича Попова который частично проводил экономическую ревизию Царицинского уезда в 1834 году.
“Я переехал на левую сторону Волги и начал с села Верхне-Ахтубинское (нынешний город Волжский), проехал 150 верст вдоль реки Ахтуба до границы Астраханской губернии.
Данная территория почти не заселена. Часть земли отдавалась на оброчное содержание за самую ничтожную плату, некоторые свободные земли в этом уезде по реке Ахтуба и реке Солянка не способны к посеву хлебов и поэтому крестьяне этого уезда более занимаются сеянием овощей разного рода, в особенности арбузов и дынь; и именно больше скотоводством.
Селения от 500 до 2000 душ и более довольно хорошо и богато устроены, дома из соснового леса, крытые тесом и тростником, по всему видно что живут богато и в полном довольствии. Хлебопашества мало, а прежде всего скот.
Крестьяне занимаются сенокошением после схода воды в пойме. Живут скромно, половина семей в зимнее время на хуторах, а остальные семьи в поселении.
Хутора за 10 верст и более, соответственно для кормления скота, так как гнать скот не выгодно. Зажиточный крестьянин имел 25 лошадей, столько же коров и не меньше 100 овец, некоторые имели стадо баранов.
Переселенцы в основном из Харьковской, Воронежской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Оренбургской губерний.
Отсутствие хотя бы одной скотины в слободе Капустин Яр большая редкость. В основном от 2 до 10 голов скота. Выгон скота осуществлялся на прилегающие территории к слободе, а очередность паства устанавливалась на сходе крестьянских семей.
Увеличение численности населения слободы Капустин Яр приводит к появлению в Волго – Ахтубинской пойме и Заволжской степи хуторов, состоящих из одного или нескольких дворов, заселенных малороссами.
Примыкающие к хутору покосные земельные наделы дают возможность увеличивать ежегодно количество выращенного скота. Происходит расслоение крестьян, появляются богатые крестьяне, имеющие от 50 до 300 голов скота, средние от 20 до 50 голов скота, бедные от 10 до 20 голов скота.
Если говорить о возделываемых пашнях под хлебопашество, то богатые крестьяне имели аренду от 50 до 100 и более десятин земли, средние-от 10 до 40 и более десятин, бедные- от 3 до 10 десятин.
В личном подворье уделялось большое значение овощеводству – выращивали картофель, помидоры, капусту, свеклу, лук, морковь; садоводству – выращивали яблоню, грушу, сливу, вишню; бахчеводству – арбуз, дыню. В хуторах встречались пасеки с пчелами, поэтому местный мед пользовался спросом.»
Большое значение уделялось рыбному промыслу. Первое место в сбыте занимали лучшие сорта красной рыбы – белуга, осётр, севрюга, стерлядь, а так же икра этих рыб, ценившаяся на рынке как в России, так и за границей, но купцы не брезговали и второсортной рыбой – сом, судак, сазан, лещ, каспийская сельдь и другие виды рыбных пород. Развивались кустарные промыслы, позволяющие производить вяление и сушку данной рыбы. Для этой цели привлекались мастера по разделке, засолу, вялению и копчению, приготовлению икры и рыбного клея.
В слободе ловлей рыбы занимались хуторяне и одна капустиноярская рыболовецкая ватага, которая образовала на берегу реки Волги рыбацкий стан в районе хутора Корочина.
Многие безземельные крестьяне устраивались в рыболовецкие артели на Каспий, где зарабатывали деньги для выплаты налогов и на содержание семьи. Одной из вербовщиц в слободе была моя прабабушка Матрёна, которая занималась наймом молодежи на рыбный промысел в Астрахань.
Быт слободы
Некоторые черты из быта малороссиян.
Крестьяне были религиозны и строго держались православию. В избах чисто, на видном месте в углу «Боженица» и несколько икон, лампада и пахнущие цветки васильков или шафрана, веточки вербы от вербного воскресенья. Консервативны, живут по «батьковщине», как жили их отцы и деды. Уважают «Сочельник», популярны колядки, щедривки и прославление рождества Христова. Среди семей распространено кустарное производство, вязание пуховых платков, свитеров, варежек, чулок и носков. На зиму производились различные виды заготовок из овощей и фруктов.
Интересен уклад жизни хуторян. В весеннее и летнее время, особенно в урожайные годы, почти все здоровые крестьяне мужского и женского пола, способные к работе, проживали на хуторах, за исключением стариков, постоянно живущих в слободе. В позднюю же осень многосемейные уезжали в слободу, оставляя одного или двух братьев с их женами при работниках на хуторе. Малосемейные же на хуторе круглый год, они изредка посещали свою слободу по общественным и домашним делам. Численность жителей в каждом хуторе доходила от 5 до 30 душ.
Двор был значительных размеров и состоял из обширного дома, летней небольшой кухни, бани, погреба, колодца, амбара для ссыпания хлеба, склада хозяйственного инвентаря, конюшни, построек и загонов для крупного рогатого и мелкого скота. Ставились небольшие жилые дома для работников.
Дворы в самой слободе Капустин Яр ставились по земляческому принципу на возвышенности, примыкающей к реке Подстёпка, ровность улицы не соблюдалась – это особенности проживания малороссиян. Из воспоминаний моего дяди, село Капустин Яр делилось на три района: Покровских, Базаров и Бучаров. С течением времени количество названий районов увеличивается, но это не связано с увеличением самого села, а скорее связано с дроблением районов по названию улиц. Основные районы: одесситы, ростовские, приозерские, кутузка, бучаровка и хохлы.
Лично меня заинтересовали названия районов бучаровка и хохлы. Многие объясняют, что район бучаровка образован выходцами из слободы Богучар Воронежской области, то есть малороссиян, но я думаю, что данный район ниже от ул. Советской к реке Подстёпка был заселен частично крестьянами Рязанской губернии. Слово «буча» имеет два значения. Первое, в переводе с украинского - болотистая местность, заливаемая водой. Второе, разговорное русское – задать, устроить кому – то бучу, подраться.
Если взять район хохлы, то в бытность моего проживания, при общении со старыми людьми, я сталкивался при разговоре с изобилием украинских слов. По воспоминаниям моих родных, этот район до войны был намного больше. Дворы располагались на территории, где сейчас находится бригады сухопутчиков, растянувшись до Капустиноярской бойни, огибая кладбище. В районе гаражей Док – 4 находилась ветряная мельница. В период коллективизации многих крестьян – единоличников этого района раскулачили, одних отправили на специальные поселения, других расстреляли. Брошенные дома были разобраны и снесены.
В последствии подвалы, колодцы, ямы снесенных изб и угодий раскулаченных крестьян стали местом захоронения немецких, румынских и итальянских военнопленных, которых пленили под Сталинградом в 1943 году. Место захоронения было выбрано в связи с близостью одного из пересылочных лагерей военнопленных, который был открыт в феврале 1943 на территории современного базара села Капустин Яр. Этот лагерь в последствии, по весне был эвакуирован за пределы села Капустин Яр. Он стал эпицентром распространения сыпного тифа. Этому есть подтверждение – моя бабушка Яковенко (Макагонова) Акулина Петровна умерла в апреле 1943 года от тифа. Бабушкина собака таскала рваное обмундирование пленных немцев в собачью конуру, а бабушке приходилось вытаскивать этот мусор и сжигать за пределами двора.
Комментарии 1