Календарь – одно из древнейших изобретений человечества. Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.
На Руси были календари аграрный или народный, с ним существовали и использовались церковный и гражданский. Все три календаря в чем-то были сходными, а в чём-то сильно различались. Поэтому возникала довольно часто путаница. В народном календаре указывались события, связанные с жизнью крестьян – когда проводить те или иные работы. Это своеобразная энциклопедия народной жизни – дневник будней и праздников, обычаев и культуры того времени.
После принятия христианства, многие народные праздники стали под запретом церкви как языческие. Народ не мог так просто отказаться от своих обычаев и обрядов, поэтому церковь умело заменяла названия праздников, переименовывались святые и менялось толкование на христианское.
При крещении Руси ввели юлианский календарь. Он был не принят народом, потому что названия месяцев были непонятными. В церковном можно было посмотреть лишь церковные даты, а в жизни требовались совершенно другие – когда проводить те или иные работы, когда праздновать день Купалы или Масленицы.
Иван Третий издал Указ, по которому начало года стали отмечать с 1 марта 6856 года от С.М. На запрет использовать «старый» календарь народ ответил бунтами и расправой с «божьими» людьми. Иван Третий был вынужден разрешить пользоваться двумя календарями. Один – церковный, — считался официальным, а второй – народным.
К лету 7000-му начались настроения «конца света». После наступления даты, убедившись, что апокалипсис не наступил, Церковь приняла решение о переносе начала года с 1-го марта на 1-е сентября. В 7090 году католической церковью был принят календарь папы римского Григория XII. Его мы и называем григорианским. И исчисление по григорианскому календарю стало вестись от Рождества Христова. Дальше известно – Пётр I в 7208 г ввел новое летоисчисление и григорианский календарь, и стал с 1 января 1700 год.
Языческие праздники по возможности «перекраивали» под христианские: День Бога Велеса стал днем Власия. День Бога Купалы – день Иоанна Крестителя. День Бога Перуна – день Ильи Пророка.
Постепенно народный календарь становился двояким – в нём переплелись народные обычаи, языческие и христианские праздники.
Народное исчисление, как бы то ни было, прочно связано со сменой времён года. Спиридоньев день – это день зимнего солнцеворота (21-22 декабря) и он был перенесен на 25-е – на Рождество. А Масленица — с 20-21 марта по христианскому календарю приурочена к Пасхе и стала иметь плавающую дату.
Сосуществование народных и церковных дат и праздников в настоящее время уже невозможно как-либо разъединить, это целая система. Живая, меняющаяся и развивающаяся.
По материалам: https://artsgtu.ru/blog/slavyanskie-praz…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5