21 февраля 1981г
Ещё темень разгуливает по комнате, и поезд с тольяттинскими путешественниками ползёт где-нибудь на подступах к Сызрани, а забота о детях уже вышвырнула меня из-под одеяла. Заварил Оле молочка, а себе кофию. Сел было писать материал о браконьерах, да что-то нейдёт, туман в голове. Сижу, считаю бегающих по столу тараканов. Сколько их у нас? Тысяча, миллион? И никакой мор не берёт паразитов рыжих!
***
В полночь, заварив литровую кружку кофе, молодой, подающий надежды критик Максим Плетнев, сорока лет отроду лысоватый и худосочный, сел писать критический обзор для газеты "Литературная обойма". Гоголь писал, стоя за конторкой, какой-то другой уважаемый писатель карандашом на мелко нарезанных клочках бумаги. Они были классики и имели своё лицо. Плетнев же пока был даже не Чернышевский и писал как все советские граждане - шариковой ручкой на стандартных листах бумаги. Но дело в том, что сегодня ему не писалось.
Первым в списке рецензируемых шел поэт Фёдор Опосляев, выпустивший на свет божий книжку стихов "Квадратный лимон". Сборник этот был слаб и подражателен , да и внешность сына муз претила калорийной натуре Плетнева, но печальная необходимость заставляла его сдерживать вулкан вдохновения (кипящей желчи). Дело в том, что на прошлой неделе Опосляев занял у Плетнева 10 рублей под честное слово. "Пропечатаешь - не отдаст ведь мерзавец, - печально думал Максим, стряхивая пепел "Пегаса" на обложку "Лимона" .
Лёву Зевса, который не выходя из ресторана "Гуси-лебеди" настрочил поэму без названия, но эпиграфом "Героини соцтруда не стареют никогда", он тоже трогать не хотел. Порывы души сдерживал горький опыт прошлого обзора, после которого Плетнев был бит по морде сразу четырьмя пушкинами наших дней и больнее всех Лёвой.
Третья фамилия была столь величава и чтима в литературных кругах, что у Плетнева тотчас подобострастно отвисла неандертальская челюсть, обнажив ряд стоматологических изъянов, а в голове словно летний ливень по крыше шумно забарабанили слова - дифирамбы.
Поэтессу Ксению Бледнокрылову Максим не понимал как поэта, но прекрасно понимал как женщину. Особенно когда она однажды подмигнула критику в трамвае и томно закатила испепелённые музой глазки.
***
В городе Тыквинске не было театра "Ромэн". А ещё там никогда не жили ни А.С.Пушкин, ни Л.Н.Толстой. Зато там безвыездно жил и бодрствовал одинокий советский бухгалтер Пётр Петрович Вытворялов. Хотя этимологические особенности фамилии толкали Вытворялова на определённое противоборство с моральными устоями тыквинского общества, жил Пётр Петрович тихо и деликатно, как одинокий бухгалтер, не более.
***
Отпросился с работы. Домовничаю с Ольгой. Начал оформлять свой стихотворно - фотографический альбом, но получается пока не ахти, как здорово.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев