Навечерие Рождества, Рождественский Сочельник.
О ПОСТЕ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК В ЭТОМ ГОДУ.
В этом году в Навечерие Рождества Христова приходится на субботу, в храмах утром совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. На трапезе полагается пища с маслом и сочиво: «И входим в трапе́зу, и яди́м... со древянома́слием, и сочиво обварено́, или кутию́ с ме́дом» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).
🌠Последний день предпразднства Рождества Христова имеет особое название – уставное «Навечерие» (то есть день накануне, вчерашний по отношению к празднику день) и обиходное «сочельник» (связанное с обычаем есть сочиво или кутью – кашу из цельных зёрен пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда и с сухофруктами, изюмом, орехами). Для этого дня характерны особый устав богослужения и особый устав о посте.
🌠О посте в Сочельник.
Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с совершаемым богослужением и тем днем текущей седмицы, на который он приходится, в этом году это суббота.
Вот как об этом говорится в Типиконе: «Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или Неделю, пост не бывает...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же [Литургии свт. Иоанна Златоуста] снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»).
По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители (по Уставу, «оба лика вкупе») поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раждает...».
«И входим в трапезу, и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу Божию: в неимущих же странах пием пиво; предлагается же и чтение – поучение Кирилла, архиепископа Иерусалимскаго, емуже начало: Якоже убо во Иисуса Христа надеемся...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).
🌠То есть, если Навечерие приходится на субботний или воскресный день, допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.
В нашей практике все службы Навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее.
Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера, то есть не вкушать пищу "до первой звезды". Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за 6-8 часов до времени Причастия, или примерно в 18.00 часов вечера.
🌠Обычай не вкушать пищу до появления на небосклоне первой звезды установлен в память явления волхвам путеводной звезды. Однако этот обычай никак не отражен в уставе, который предписывает пост до окончания вечерни, когда на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду. Традиционное блюдо, которое подают к столу в сочельник: это сочиво (или коливо) – размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом, сухофруктами. Однако вкушение сочива не является обязательным, каждый может по мере сил и возможностей вкусить иную постную пищу.
🌠Сочельник хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника: появление «звезды» в центре храма и славление – пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше. Физические силы необходимо подкрепить постной пищей, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия.
🌠Разговляемся, то есть вкушаем скоромную пищу (мясо, яйца, сыр, молоко, рыбу и т.д.) утром 7 января после окончания рождественской литургии.
Всем Божьей помощи и радостной встречи Рождества Христова!
по материалам сайта Азбука веры
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев