История рождественского цикла и его
литургического становления весьма сложна и выяснена лишь в своих общих
чертах. Исторически несомненным является то, что из некоего
синтетического праздника Тэофании (Богоявления), включавшего в себя
целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических
воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение в
Храме Иерусалимском. В него включены и менее торжественные праздники,
являющиеся как бы производными от этих основных: Неделя святых праотец и др.
Историческая цель и догматический смысл праздников рождественского
цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях
знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в
том, «чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова,
ставшего плотью». А поэтому «и не ошибется тот, кто признает его
[Сретение] праздником праздников, субботой суббот, назовет [его] святая
святых. Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова,
объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в нем [воплощении]
Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на
руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества».
Литература: Рубан Ю. И. Сретение Господне. (Опыт историко-литургического
исследования). СПб., 1994. – 213 с., илл. (Приведены подробные
библиографические указания.) Рубан Ю. Христианский литургический
календарь: История и источниковедение (На примере праздника Сретения).
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
исторических наук. М.: РГГУ, 1997.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев