Месяц назад мне снова довелось стать одним из экспертов по проверке работ ЕГЭ по истории выпускников школ Челябинска и Челябинской области. По итогам работы пришёл к ряду интересных выводов:
1. Как уже было сказано выше, историческое сочинение (задание 25), в целом, было выполнено достаточно хорошо. Хотя и здесь были типичные ошибки:
- не давалась полная характеристика деятельности исторической личности ("был правителем России" - это не характеристика), вместо этого шли общие фразы вроде "деятельность была успешной", "много сделал" и т.п.
- не устанавливались причинно-следственные связи. Этому надо учиться, это непросто.
- не давалась характеристика итогов исторического периода (надо было писать, что период дал для последующего развития страны, а не ограничиваться общими фразами вроде "был очень важен" или "было многое сделано" или повторять уже написанное. Вообще, если одно и то же написать два раза, то баллов от этого в два раза больше не станет).
2. Задание 24 вызвало наибольшие затруднения. Многие просто не знали, что писать, другие же вместо аргументов писали факты. Здесь очень важно было знать, что:
АРГУМЕНТ - это утверждение, доказательство или довод (или группа утверждений), приводимые в подтверждение другого утверждения. То есть аргумент должен однозначно доказывать что-либо (фразу, данную в задании). Перед аргументом можно мысленно поставить союз "потому что".
ФАКТ - событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное. Факт ничего не доказывает без аргумента. Если перед фактом поставить союз "потому что" он будет выглядеть неполным, недосказанным, словно что-то забыли написать.
Видимо, залогом успешного выполнения этого задания является только практика и тренировки.
3. Задания 22 и 23. Они проверяют знание исторических событий и явлений во всех подробностях. Надо просто учить, не только даты и имена, но и содержание исторических процессов. Да, это непросто, но иначе никак.
4. Задания 20 и 21, анализ источника. Оказались самыми лёгкими, многие справились, задание 21 на 2 балла выполнили почти все, так что здесь, наверное, можно немного отдохнуть.
В целом, идеальных работ было очень мало. Лично мне не попалось ни одной, в которой можно было бы поставить максимум баллов. Это значит, что выпускники 2017 года имеют все шансы показать гораздо более высокие результаты, чем в этом году!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев