О "Голубом огоньке" и убогости буржуазной культуры
#культура
"Интерес россиян к новогодним «Голубым огонькам» неумолимо падает. В 2022 году планировал смотреть телеогоньки каждый восьмой россиянин (12 %), а в прошлом году — каждый девятый (11 %), а в этом году — лишь каждый десятый (10 %), подсчитали в исследовательском центре Superjob
В этом году еще 34 % респондентов намерены включить «Голубые огоньки» в качестве фона для празднования (в 2022 и 2023 годах таких ответов было по 33 %)" - https://www.fontanka.ru/2024/12/30/74943602/
Что это означает? Это означает, что совершенно помойное содержание телепередач устойчиво обгоняет процесс культурной примитивизации населения. Дело в том, что относительно советского общества начала 80-х, все 33 (а на практике, и более) лет шла примитивизация массовой культуры, снижение уровня культурных запросов массового потребителя телевидения. Если сравнить, например, стихотворные пародии Александра Иванова (
http://rutube.ru/video/ff4ed3a952e0c1aa41b19715d09d1217) с тошнотворным контентом "камеди-клубов", то достаточно легко определить, насколько одичало в культурном смысле население, и насколько примитивизировалиь его культурные запросы. 30 лет воспитываемые капиталистической масс-культурой массы банально не понимают, что смешного в его пародиях. И даже стихи регулярно читают уже мизерные проценты населения. Но судя по цифрам в статье, даже для такой аудитории содержание современных новогодних передач примитивно.
Российскому шоу-бизнесу удалось сделать почти невозможное - УБИТЬ ТРАДИЦИЮ. В советское время просмотр "Голубого огонька" вполне сформировался как устойчивая новогодняя традиция. Стихийная, массовая и сформированная снизу.
Надо сказать, что сформированные снизу, из глубин народных, традиции, крайне живучи и устойчивы. Например, даже при почти поголовном атеизме и атеистической культуре в позднем СССР традиция красить яйца на пасху и печь кулич была СТИХИЙНЫМ НАРОДНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА, в нем отсутствовало религиозное содержание от слова вообще. Например, помню, как в детстве в подъезде нашей хрущёвки нашлась только одна старушка, которая могла уверенно сказать, когда будет пасха в этом году, и то потому, что у нее какая-то знакомая ходила в церковь. Как-то раз, когда эта бабулька к пасхе легла в больницу, наша лестничная площадка покрасила яйца и испекла кулич на неделю раньше, но никто не переживал - дети весело играли у кого яйцо крепче, а взрослые пили чай с куличом. То есть, большевикам удалось убить религиозность, но общемировые традиции некоего весеннего праздника продолжали жить, постольку поскольку источником праздника являлась не религия, а стихийная потребность в празднике, а формы его отмечания хорошо ложились и в дореволюционный, и в советский быт. То есть, если есть низовая традиция, ее очень трудно убить.
В случае же с "Голубым огоньком" получился некоторый парадокс - элемент праздничной традиции никто не отменял, наоборот, его все 33 года рынка и демократии активно поощряли, навязчиво рекламировали. вкладывали деньги в зрелищность, в красочность и яркость форм. Но при этом настолько опустили содержание, что оно стало обгонять объективный процесс дебилизации населения как стоячего и получили обратный результат. Глупость, бессодержательность, содержательная однообразность, одиозность передачи, которую предлагают смотреть "дорогим россиянам" такова, что только 10 процентов реально будут это смотреть, несмотря на то, что к 90-м выросло поколение, которое никогда не встречало Новый год без этой передачи, что традиция жила и культивировалась и позже, что она пережила даже 90-е, но...
Как выразился один товарищ, "из всех возможных вариантов наша олигархия выбирает самый зашкварный". Это говорит о том, что слой буржуазии, ФАКТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЮЩИЙ СТРАНОЙ, сам по себе КУЛЬТУРНО ДЕГРАДИРОВАЛ и НЕСПОСОБЕН ДАЖЕ ИЗОБРАЖАТЬ носителя общественной культуры, постольку поскольку не способен производить сколь-нибудь АДЕКВАТНУЮ культурную продукцию.
Т.е. россиян авторы и заказчики кинодерьма держат за бОльших идиотов, чем они есть, и не в последнюю очередь потому, что исполнители кинодерьма неспособны ни на что иное, а заказчики по своему культурному уровню не могут распознать степень соответствия. Потому все эти вечнозеленые фили киркоровы, шаманы и прочие активисты "Голубых огоньков" перестали быть интересны кому-то кроме узкой прослойки еще больших дураков, чем они сами. Все согласно законам Мерфи: "Создай машину, пользоваться которой сможет дурак, и только дурак захочет ей пользоваться".
Для коммунистов эта ситуация просто исключительно благоприятна - это означает, что буржуазия из-за таких вот систематических ляпсусов ПЛОХО КОНТРОЛИРУЕТ НАПРЯМУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ и не понимая социальной повестки, не может в достаточном количестве выдавать соцзаказ. И в такой ситуации соцзаказ на культуру может формироваться стихийно, и даже сильно не так, как выгодно крупной буржуазии. Пока, в силу общей идейной буржуазности широких масс, соцзаказ еще в рамках буржуазного русла, но для нас это объективная ЛАЗЕЙКА, возможность, которую можно было бы реализовать, будь у нас достаточно кадров в культуре. Ну, и вообще, ситуация с совершенно помойной культурной повесткой, которую выдает российский официоз - это дополнительный аргумент для нашей пропаганды и агитации в среде интеллигенции. Последняя чувствует, если не мозгами, то задницей, что деградация массовой культуры делает творческую интеллигенцию просто излишней, заменяет ее на сборище ремесленников с примитивом, и ей надо дать альтернативу - марксизм, дать цель "внутреннего культуртрегерства", и на этой почве получить кадры для культурной работы.
Иван Шевцов
Нет комментариев