Зависть бывает двух видов
В хадисах Посланника Аллаха ﷺ говорится о запретной, черной зависти (хасад) и о дозволенной (гибта). В хадисе говорится:
«…и не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» (Ибн Хиббан, 4606).
В другом хадисе сказано:
«Не следует завидовать никому, кроме тех, кто обладает двумя качествами: тому, кому Аллах даровал имущество и кто направил его на то, чтобы без остатка потратить его ради истины, и тому, кому Аллах даровал мудрость, и кто поступает сообразно ей и передаёт её другим» (Бухари, Муслим).
Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал: «Это значит, желать себе такого же благо, которым наделен другой, но при этом не желать, чтобы тот лишился этого блага» («Шарх Сахих Муслим», 6/97).
2. Первое убийство на Земле произошло из-за зависти
Кабиль, сын Адама (мир ему), пророка и первого человека, проявил зависть к своему брату Хабилю из-за того, что Всевышний принял пожертвование Хабиля, а жертву Кабиля не принял. В итоге Кабиль убил своего брата Хабиля.
3. Зависть часто ввергает человека в депрессию
Когда человек видит успехи своих конкурентов, соперников, и при этом у него самого никак не получается достичь их, его начинает мучить зависть, он желает, чтобы и у конкурентов не было успехов, однако они успешны, и это чувство постепенно приводит завистника к депрессии.
4. Многие адаты, противоречащие Шариату, появились из-за зависти
Сегодня распространены многочисленные обычаи, связанные со сватовством, свадьбой, рождением ребенка и даже с похоронами. Присутствует некое заочное соперничество, кто пышнее сыграет свадьбу, кто больше подарков принесет невесте на сватовство или кто раздаст больше милостыни за покойного. При этом малоимущие пытаются подражать богатым, а богатые желают отличиться от бедных. В итоге богатые страдают, что понесли много ненужных расходов, а бедные влезают в долги и всю жизнь их возмещают. Причина этому одна – зависть.
5. Зависть сжигает благие дела
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Остерегайтесь зависти, воистину, она пожирает благие дела, подобно тому, как огонь пожирает дрова» (Абу Дауд, 4903).
6. У завистника не принимается мольба
Абу Ал-Ляйс Ас-Самарканди (да смилуется над ним Аллах) сказал: «У троих не принимается мольба: 1) у того, кто употребляет в пищу недозволенное; 2) у того, кто много сплетничает; 3) у того, у кого в сердце зависть к мусульманам». Одним из условий принятия мольбы является отказ от грехов и покаяние, а зависть – это грех, и пока человек не избавится от нее, его мольба не принимается.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев