"Поклонялись и служили твари вместо Творца" - поклонение языческим божествам, действительно, является идолопоклонством. Христиане мощам не «поклоняются» — они их почитают, а это совсем не одно и то же.
"Святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский говорили, что почитают в мощах святых мучеников прежде всего раны, которые те приняли за Христа. В то время Церковь видела в мучениках главным образом свидетелей реальности жизни вечной: ведь греческое слово martyros, ставшее русским «мученик», на самом деле значит как раз «свидетель». Готовностью пострадать за Христа мученики засвидетельствовали свою веру в Него как Спасителя; веру в Его славное Воскресение из мертвых и в грядущее воскресение всех людей; веру в то, что после Воскресения Христова смерть больше не конец всему, а, наоборот, начало, рождение в блаженную вечность, где будет Бог все во всем (1 Кор
15:28).
Именно поэтому свидетельство мучеников так ценно для христиан. Они показали, что смерть в их глазах не имеет значения, если ты с Истиной. Они отстояли свою веру, согласившись заплатить за нее самую высокую цену, с точки зрения мира, немыслимо высокую — цену собственной жизни. Настолько твердо мученики были уве
...Ещё
"Святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский говорили, что почитают в мощах святых мучеников прежде всего раны, которые те приняли за Христа. В то время Церковь видела в мучениках главным образом свидетелей реальности жизни вечной: ведь греческое слово martyros, ставшее русским «мученик», на самом деле значит как раз «свидетель». Готовностью пострадать за Христа мученики засвидетельствовали свою веру в Него как Спасителя; веру в Его славное Воскресение из мертвых и в грядущее воскресение всех людей; веру в то, что после Воскресения Христова смерть больше не конец всему, а, наоборот, начало, рождение в блаженную вечность, где будет Бог все во всем (1 Кор
15:28).
Именно поэтому свидетельство мучеников так ценно для христиан. Они показали, что смерть в их глазах не имеет значения, если ты с Истиной. Они отстояли свою веру, согласившись заплатить за нее самую высокую цену, с точки зрения мира, немыслимо высокую — цену собственной жизни. Настолько твердо мученики были уверены в жизни вечной, что не побоялись расстаться с жизнью земной...
...Мощи — это останки тел людей, которых прославил Бог. Но тело, с точки зрения христиан, не случайная внешняя оболочка души и не «темница духа», как считал, например, Платон. Это неотъемлемая часть человека, определенный «уровень» его личности. Невозможно смотреть на плоть пренебрежительно, гнушаться ею как чем-то третьестепенным с тех пор, как Сам Бог воплотился в человеческом теле, умер и воскрес — не только «духовно», но и вполне телесно...
...Физическая реальность Воскресения Христова в Евангелии всячески подчеркивается. Например, воскресший Спаситель ест перед учениками рыбу и мед, позволяет им коснуться Его и говорит: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). И это значит, что с христианской точки зрения наше тело изначально предназначено для вечной жизни, в него изначально вложен некий потенциал, Божественный замысел о человеке касается вовсе не только его души, но и тела...
...Мощи усопших святых — это такой же сосуд благодати, как и их души. Если человеческое тело предназначено для жизни в вечности, если Сам Господь не побрезговал стать человеком из плоти и крови, то почитание телесных останков святых людей становится совершенно естественным. Ведь личности этих людей освящены Богом в целом – не только их души, но и тела.Как писал преподобный Иустин Попович, «святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело», они «составляют единую неделимую личность святого». Если вся жизнь человека устремлена к Богу, то и его душа, и тело наполняются благодатью Святого Духа и превращаются в «сосуды святых тайн и святых добродетелей». Так что, почитая мощи святых, «Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет Своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса — от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых ...Ещё...Мощи усопших святых — это такой же сосуд благодати, как и их души. Если человеческое тело предназначено для жизни в вечности, если Сам Господь не побрезговал стать человеком из плоти и крови, то почитание телесных останков святых людей становится совершенно естественным. Ведь личности этих людей освящены Богом в целом – не только их души, но и тела.Как писал преподобный Иустин Попович, «святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело», они «составляют единую неделимую личность святого». Если вся жизнь человека устремлена к Богу, то и его душа, и тело наполняются благодатью Святого Духа и превращаются в «сосуды святых тайн и святых добродетелей». Так что, почитая мощи святых, «Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет Своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса — от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми — угодно Богу»...
...Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — с такими словами обращался к христианам Коринфа апостол Павел(1 Кор 3:16). Вот и мощи усопших святых — такой же храм Божий, пусть разрушенный и утративший дыхание жизни, но — только на время: ведь христиане верят в воскресение мертвых. Это вовсе не «мертвецы», «ибо с тех пор, как Тот, Кто есть сама Жизнь, Причина жизни, “в мертвецех вменяшеся” (то есть принял телесную смерть как Человек. — Прим. ред.), мы не называем мертвыми усопших в надежде на воскресение и с верою в Него», — писал преподобный Иоанн Дамаскин.
...В христианстве вообще нет радикального противопоставления между миром мертвых и миром живых, нет непроницаемой границы между ними. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы, — провозглашает Христос (Лк 20:38). Поэтому и Церковь — сообщество не только ныне живущих на земле христиан, но всех, в том числе перешагнувших порог смерти. И для нас, живущих на земле, совершенно естественно искать общения с теми, кто уже пребывает с Богом. Что такое молитва к святым, если не поиск такого общения? Но и почитание их мощей — это явление того же самого порядка.
...Интересно, что такое отношение к усопшим радикально отличает христианство не только от светской культуры, брезгливо сторонящейся всего связанного со смертью, но и от некоторых религий, настойчиво пытающихся разделить «миры» живых и мертвых, как-нибудь умилостивить «покойников», чтобы те не беспокоили живых. Христианство, писал крупный богослов русского зарубежья протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983), совершило революцию — перенесло центр внимания с «мира мертвых» на Бога. С тех пор умершие воспринимаются уже не как некая потусторонняя и враждебная сила, а именно как усопшие, то есть на время уснувшие, но по-прежнему близкие нам и Богу люди.
...Подмена почитания мощей поклонением им — серьезное искажение церковного учения. Почитание — это совсем не то же самое, что поклонение. Еще на VII Вселенском Соборе, утвердившем почитание икон и святых мощей, между почитанием и поклонением была проведена четкая граница. Поклонение воздается только Богу — и больше никому. А почитать мы можем (и обязаны) и родителей, и супругов, да и всякого человека как образ Божий. Поэтому и почитание мощей не должно превращаться в идолопоклонство. Христиане всегда видят за мощами того святого, который жив в Царствии Небесном и в котором живет, как в храме, Сам Бог. И по нашей вере этот святой может откликнуться на нашу молитву и походатайствовать о нас перед Господом, с Которым он так близок.
...В истории Церкви достаточно примеров, когда к мощам святых относились как к какому-то магическому средству, как к талисману. «Спрос» на их целительные (и иные) «свойства» был так велик, что недобросовестные люди шли на фальсификации, выдавая останки какого-нибудь никому не известного человек (вполне возможно, доброго христианина) за мощи великого святого. Так, например, в разных странах хранятся сразу несколько «глав Иоанна Крестителя». Случалось, вместо реальных останков в гробницы подкладывали вообще деревянные или восковые фигуры — лишь бы богомольцы ходили и не забывали жертвовать на храмы… Эти факты не делают чести обманщикам, но и никак не опровергают фактов существования подлинных мощей и тех чудес, которые творит через них Господь.
...Люди, о которых рассказывает Евангелие, вели себя очень по-разному. Кровоточивой женщине было очень важно коснуться Христа, хотя бы края Его одежды (ср.: Мф 9:20–22 и параллельные места у других евангелистов). А сотник, у которого заболел слуга, послал к Спасителю друзей со словами: Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой… но скажи слово, и выздоровеет слуга мой (Лк 7:6–7). И женщина, и сотник получили то, о чем просили, и обоих Господь похвалил за их веру. А вот если человек не совершает этого внутреннего движения веры и уповает не на Бога, а на некую «внутреннюю энергетику», «магическую силу» реликвии или на свои собственные усилия, затраченные на то, чтобы «отстоять», «приложиться», «дотронуться»... Тогда той веры, о которой говорит в Евангелии Христос, у него просто нет.
...Почитание святых мощей не какая-то полуязыческая практика, «примешавшаяся» к христианству, а яркое свидетельство того, что христиане на самом деле верят в то, что исповедуют. В то, что у Бога все усопшие живы. В то, что Воскресение Господа Иисуса Христа открыло людям прямой путь в Царство Божие, который начинается на земле и ведет в блаженную Вечность. В то, что каждого из нас ожидает воскресение из мертвых. В то, что к святости и благодати Божией приобщится не только наше духовное «Я», но и наше тело.
Потому-то с первых веков существования Церкви в ней живет традиция бережного хранения и почитания останков святых Божиих людей. Потому-то христиане считают недопустимым поклоняться останкам святых как неким идолам, а почитают их как храмы, в которых Сам Бог изволит обитать и через которые Он отвечает на наши молитвы. Ведь для человека, пока еще живущего на земле, бывает так важно не просто помолиться святому, но и прикоснуться к нему, поклониться, произнести какие-то слова у самой г
...Ещё...Почитание святых мощей не какая-то полуязыческая практика, «примешавшаяся» к христианству, а яркое свидетельство того, что христиане на самом деле верят в то, что исповедуют. В то, что у Бога все усопшие живы. В то, что Воскресение Господа Иисуса Христа открыло людям прямой путь в Царство Божие, который начинается на земле и ведет в блаженную Вечность. В то, что каждого из нас ожидает воскресение из мертвых. В то, что к святости и благодати Божией приобщится не только наше духовное «Я», но и наше тело.
Потому-то с первых веков существования Церкви в ней живет традиция бережного хранения и почитания останков святых Божиих людей. Потому-то христиане считают недопустимым поклоняться останкам святых как неким идолам, а почитают их как храмы, в которых Сам Бог изволит обитать и через которые Он отвечает на наши молитвы. Ведь для человека, пока еще живущего на земле, бывает так важно не просто помолиться святому, но и прикоснуться к нему, поклониться, произнести какие-то слова у самой гробницы или раки.
Секулярное сознание, отвергающее веру, не в силах увидеть в практике почитания мощей что-либо иное, нежели странность или пустое суеверие. Но это ни то и ни другое. Просто христиане действительно верят, что в известный момент человеческой истории Бог воскресит всех усопших, чтобы воссоздать каждого в его целостности — так, чтобы души вновь соединились со своими телами, причем телами прославленными, обóженными, как у Самого Христа, когда Он воскрес. А мощи святых и чудеса, которые через них творит Господь по нашей вере, — один из залогов того, что когда-нибудь это обязательно случится.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 13
"Святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский говорили, что почитают в мощах святых мучеников прежде всего раны, которые те приняли за Христа. В то время Церковь видела в мучениках главным образом свидетелей реальности жизни вечной: ведь греческое слово martyros, ставшее русским «мученик», на самом деле значит как раз «свидетель». Готовностью пострадать за Христа мученики засвидетельствовали свою веру в Него как Спасителя; веру в Его славное Воскресение из мертвых и в грядущее воскресение всех людей; веру в то, что после Воскресения Христова смерть больше не конец всему, а, наоборот, начало, рождение в блаженную вечность, где будет Бог все во всем (1 Кор
15:28).Именно поэтому свидетельство мучеников так ценно для христиан. Они показали, что смерть в их глазах не имеет значения, если ты с Истиной. Они отстояли свою веру, согласившись заплатить за нее самую высокую цену, с точки зрения мира, немыслимо высокую — цену собственной жизни. Настолько твердо мученики были уве
...Ещё"Святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский говорили, что почитают в мощах святых мучеников прежде всего раны, которые те приняли за Христа. В то время Церковь видела в мучениках главным образом свидетелей реальности жизни вечной: ведь греческое слово martyros, ставшее русским «мученик», на самом деле значит как раз «свидетель». Готовностью пострадать за Христа мученики засвидетельствовали свою веру в Него как Спасителя; веру в Его славное Воскресение из мертвых и в грядущее воскресение всех людей; веру в то, что после Воскресения Христова смерть больше не конец всему, а, наоборот, начало, рождение в блаженную вечность, где будет Бог все во всем (1 Кор
15:28).Именно поэтому свидетельство мучеников так ценно для христиан. Они показали, что смерть в их глазах не имеет значения, если ты с Истиной. Они отстояли свою веру, согласившись заплатить за нее самую высокую цену, с точки зрения мира, немыслимо высокую — цену собственной жизни. Настолько твердо мученики были уверены в жизни вечной, что не побоялись расстаться с жизнью земной...
Потому-то с первых веков существования Церкви в ней живет традиция бережного хранения и почитания останков святых Божиих людей. Потому-то христиане считают недопустимым поклоняться останкам святых как неким идолам, а почитают их как храмы, в которых Сам Бог изволит обитать и через которые Он отвечает на наши молитвы. Ведь для человека, пока еще живущего на земле, бывает так важно не просто помолиться святому, но и прикоснуться к нему, поклониться, произнести какие-то слова у самой г
...Ещё...Почитание святых мощей не какая-то полуязыческая практика, «примешавшаяся» к христианству, а яркое свидетельство того, что христиане на самом деле верят в то, что исповедуют. В то, что у Бога все усопшие живы. В то, что Воскресение Господа Иисуса Христа открыло людям прямой путь в Царство Божие, который начинается на земле и ведет в блаженную Вечность. В то, что каждого из нас ожидает воскресение из мертвых. В то, что к святости и благодати Божией приобщится не только наше духовное «Я», но и наше тело.Потому-то с первых веков существования Церкви в ней живет традиция бережного хранения и почитания останков святых Божиих людей. Потому-то христиане считают недопустимым поклоняться останкам святых как неким идолам, а почитают их как храмы, в которых Сам Бог изволит обитать и через которые Он отвечает на наши молитвы. Ведь для человека, пока еще живущего на земле, бывает так важно не просто помолиться святому, но и прикоснуться к нему, поклониться, произнести какие-то слова у самой гробницы или раки.
Секулярное сознание, отвергающее веру, не в силах увидеть в практике почитания мощей что-либо иное, нежели странность или пустое суеверие. Но это ни то и ни другое. Просто христиане действительно верят, что в известный момент человеческой истории Бог воскресит всех усопших, чтобы воссоздать каждого в его целостности — так, чтобы души вновь соединились со своими телами, причем телами прославленными, обóженными, как у Самого Христа, когда Он воскрес. А мощи святых и чудеса, которые через них творит Господь по нашей вере, — один из залогов того, что когда-нибудь это обязательно случится.