Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами.
Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство.
Но недолго святой младенец Иоанн утешался лаской престарелых родителей, Отец его – праведный Захария – был убит в храме, а мать – праведная Елисавета, – скрывшись в горах, чтобы спасти младенца от Иродовых убийц, также скоро скончалась.
Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя – нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний. «Не спрашивай меня, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе.
Укрепляемое Божественной помощью, дитя возрастало и укреплялось духом, готовясь к величайшему служению – уготовить народ к принятию Мессии – Спасителя мира.
Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом. Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана.
«Покайтеся, – раздался голос проповедника поста и покаяния, – ибо приблизилось Царствие Небесное». Призывом к покаянию и крещению во Иордане святой Иоанн Креститель приготовлял сынов израилевых к принятию Спасителя мира.
Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов – это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное», – взывает он к народу.
И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане.
Спасительное дело проповеди покаяния, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, остается действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное».
Покаяние и вера в Христа Спасителя – это два необходимых условия достижения Царства Небесного. Слезы покаяния — это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати.
Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению, очищению от грехов действенен и для нас.
Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:10).
Будем же, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, как можно чаще переноситься мыслью в пустыню Иоаннову, постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю. Очистим свои души от грехов, ибо таково благоволение Божие, В чем да поможет нам Господь молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых, стоящих у Престола Божия и непрестанно молящихся о душах наших.
митрополит Симон (Новиков)
Слово на Рождество Иоанна Предтечи
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев