_________________________СТУДЕНИЦА.__________________________
Там, где маленькая речка Студеница сливается с Днестром,
издавна существовал небольшой населенный пункт, который по имени речки был
назван Студеницей. Первые письменные свидетельства о нем относятся к 1388
г.Студеница—одно из тех подольских поселений, жители которых не хотели мириться
с владычеством Польши и часто брались за оружие, чтобы избавиться от него. Во время этих восстаний Студеница часто
разрушалась, а иногда и опустошалась, жителям приходилось покидать ее.
Студеница неоднократно разрушалась и предавалась огню во время набегов турок,
однако, по словам О. С. Компан, «словно казацкий феникс» она вновь воскресала
из пепла, и жизнь продолжалась в этом утопающем в фруктовых садах, с трех
сторон окруженном горами маленьком поселке, расположенном в красивой долине
Днестра.
Все эти бедствия выпадали и на долю обосновавшихся в
Студенице армян, и они разделяли судьбу своих украинских братьев. В 1633 г.
турецкие янычары разрушили также дома армян, некоторых угнали в плен. Но армяне
возвратились в
Студеницу, восстановили свои дома и жили там до 1770 г.,
когда бушевавшая в Подолии эпидемия чумы, достигнув и Студеницы, уничтожила
всех жителей, в том числе и армян-переселенцев.
Изучение истории армянской колонии Студеницы связано с рядом
трудностей. Хотя колония пользовалась правом самоуправления, имела свой суд,
однако документов не сохранилось. Кроме того, истории этого древнего поселения
не уделяется должного внимания. В многотомнике, посвященном истории городов и
сел Украины, даже нет отдельной статьи, посвященной Студенице. О ней говорится
лишь несколькими словами в связи с соседним селом Теремцами61. Некоторые
материалы об армянской колонии Студеницы все же сохранились, и, основываясь на
них, несколько авторов (В. Марчинский. А.-Ю. Ролле, М. Балиньский и Т.
Липиньский, К. Мельник, С. Баронч, Я. Дашкевич) писали о Студенице и
обосновавшихся там армянах. Особенно интересные сведения имеются в очерке А.-Ю.
Ролле «Судьба пограничного городка», полностью посвященном Студенице.
«Кто хочет увидеть самую живописную часть русского
Поднестровья, тому следует спуститься вниз по реке от Жванца до местечка
Студеницы... расположенного в очень выгодной местности, в глубокой долине, с
трех сторон защищенной высокими горами, на берегу судоходной реки, образующей здесь
очень удобную пристань, посредине между главнейшими промышленными и торговыми
центрами Западного Подолья, местечко должно было заселиться очень быстро и
сделаться торговым центром для целого округа». Так охарактеризовала Студеницу
талантливый украинский историк Катерина Мельник-Антонович.
Сведений о времени образования армянской колонии в Студенице
не сохранилось. Нам не известно, когда и откуда пришли сюда армяне. Можно
предположить, что они переселились сюда из разных армянских колоний Украины, а
также из соседней Молдавии и Крыма. Подобно армянам других центров Подолии,
Студенецкие армяне занимались торговлей и ремеслами. Для этого в Студенице были
все необходимые условия. Там проводились четыре ярмарки в год, одна
продолжительностью в четыре неде-
ли, другие—в две. В Студеницу съезжалось много иностранных
купцов, для которых были построены две гостиницы, одна в городке, другая—в
окрестностях. Переправа через Днестр осуществлялась при помощи двух паромов.
Торговля с Востоком была сконцентрирована в руках армян.
А.-Ю. Ролле пишет, что отправлявшиеся в восточные страны купцы обычно
возвращались в мае и сентябре. Когда караван верблюдов, нагруженных
всевозможными товарами, въезжал в Студеницу, то все население городка, а также
приезжие из окрестных сел выходили на улицы встречать, и начиналась оживленная
торговля.
Большие доходы давала также торговля с близлежащими
городами, а также с Баром, Винницей, Шаргородом, Сучавой и Черновцами. Среди
товаров, вывозимых из Студеницы, значительное место занимали сушеные фрукты.
Городок этот славился своими фруктовыми садами. К. Мельник пишет, что Студеница
могла бы называться фруктовым садом всей Подолии. Сушеные фрукты вывозились
отсюда во все центры Южной Русии. Армяне, без сомнения, также занимались
садоводством и торговлей фруктами.
Студеница была хорошо укрепленным и многолюдным населенным
пунктом, окруженным крепкими стенами с двумя воротами, одни из которых
назывались Русскими (т. е. украинскими), другие—Армянскими. Очевидно, вторые
ворота назывались так по той причине, что их построили армяне или же во время
нападений их защищали армяне.
Армянская церковь находилась на центральной площади
Студеницы, недалеко от здания ратуши. По-видимому, церковь была маленькой, в
противном случае Ролле не употребил бы слово «kosciolek».
В 30-х гг. XVII в. городок принадлежал брацлавскому воеводе
Станиславу Потоцкому, который был известен своим благожелательным отношением к
армянам. При С. Потоцком или его преемниках армяне Студеницы получили право на
самоуправление. Сохранились сведения об армянском войте Студеницы, ко-
рый был богатым человеком и пользовался в городке большим
авторитетом.
О численности студеницких армян ничего не известно, однако
тот факт, что армяне пользовались самоуправлением и имели свою церковь,
свидетельствует о том, что колония была многочисленной.
Сведения о студеницких армянах А.-Ю. Ролле черпал из
записной книжки («raptularz»), содержащей письма и неопубликованные документы.
В этих материалах есть интересная история о несчастье, постигшем дочь
армянского войта Студеницы Рипсимэ, да и всю колонию. Рассказывается, что
Рипсимэ была единственной дочерью старого и богатого войта и славилась своей
красотой. Ее овдовевший отец ничего не жалел для дочери. Когда эта черноволосая
девушка с нежным, белым лицом, одетая в золототканое яркое платье, шла в
церковь, то восхищенные жители Студеницы смотрели на нее, как на прекрасную
икону. Многие, как из Студеницы (упоминается богатый купец по имени Аслан), так
и из Каменца просили ее руки, однако отец был склонен отдать дочь богатому
хотинцу. Но на город напали турки, и Рипсимэ, в числе многих, была взята в
плен. Абази паша, захвативший город, отправил ее в гарем к султану, уверяя его,
что она дочь гетмана.
Набег турок, о котором говорится в этом получившем некоторую
романтическую окраску рассказе, имел место в 1633 г., когда 50-тысячное войско
Абази паши совершило набег на Каменец-Подольский, но потерпело поражение и при
отступлении осадило Студеницу. Город защищали только жители, сумевшие в течение
трех дней сдерживать натиск врага. Но туркам удалось захватить город. Они
учинили большой погром, подожгли дома и, захватив сотни пленных, удалились.
Разумеется, армяне также участвовали в обороне города и потерпели бедствия при
неминуемой расправе с населением. Очевидно именно в это время Рипсимэ была
взята в плен и отправлена в Константинополь.
Через два года после набега турок, в 1635 г., польский сейм,
учитывая героическое сопротивление жителей Студеницы, на восемь лет освободил
их от всех налогов и повинностей. Ряд привилегий предоставил им владелец города
С. Потоцкий. Студеница начала восстанавливаться. Возвратились покинувшие
городок, приехали новые жители. В Студенице обосновались
армянские, греческие и румынские купцы.
М. Балиньский и Т. Липиньский, а вслед за ними С. Баронч и
К. Мельник связывают появление армян в Студенице с этой датой, однако, как мы
уже видели, армяне жили здесь задолго до этого. К. Мельник пишет, что
новоприбывшие купцы построили в центре Студеницы двухэтажные каменные дома в
восточном стиле, с лавками и подвалами, какие еще сохранились в Каменце,
Могилеве и других городах Подолии, где существовали колонии восточных купцов.
В. Марчиньский и, следуя ему, Я. Р. Дашкевич пишут, что армянская колония Студеницы
существовала до 1700 г., до эпидемии чумы, которая истребила жителей. О. С.
Компан считает, что эпидемия имела место в 1699 г. Об эпидемии чумы в 1700 или
1699 гг. нет никаких сведений. Ряд авторов считает, что вспышка чумы,
причинившая столько бедствий, была позже — в 1770 г. М. Балиньский и Т. Липиньский
пишут, что в 1770 г. эпидемия чумы истребила большую часть жителей Студеницы, и
это стало одной из причин упадка этого городка . К. Мельник также считает, что
эпидемия 1770 г., опустошившая всю Подолию, «посетила и Студеницу и уничтожила
значительную часть ее населения. Местечко пришло в упадок; этим воспользовались
евреи и в большом количестве начали селиться здесь на месте восточных купцов,
частью погибших от чумы, частью оставивших местечко, от чего крупная торговля
все больше исчезала и заменялась мелкими оборотами».
Эпидемия чумы 1770 г., длившаяся около полугода и
причинившая много бед и в других местах Подолии, по всей вероятности, положила
конец жизни армянской колонии в Студенице.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16