Об отцах и детях.mp4
    0 комментариев
    1 класс
    💫19 декабря - святителя Николая Чудотворца Если у вас нет возможности подать записки в храме - вот удобная форма подачи записок через интернет https://hram24.ru/dommil#/. Вы можете указать дату. Записки на следующий день просим подавать до 19ч. накануне. Трансляции смотрите здесь: https://vk.com/video/@broadcastderzhavnaya 🙏Ждем добровольцев с медицинским образованием для ухода за ранеными и добровольцев для реабилитации раненых - массаж, ЛФК (территориально-юг города). 🌻Приглашаем на занятия по профилактике деменции для пожилых и их родственников. В храме работает столярная мастерская, принимаем заказы. 🐝Действует служба нянь "Татьяна", поможем найти хорошую няню. ❓Задать вопрос Дому милосердия или прот.Сергию Филимонову можно в комментарии под постом или в сообщение сообщества. 🙏🏻Пишите имена🖍, о ком помолиться, в комментариях👇🏻 - участники сообщества смогут помолиться друг о друге.
    0 комментариев
    1 класс
    День памяти: Православный календарь 16 - 22 декабря 2024 года
    0 комментариев
    1 класс
    💫 15 декабря ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОРОГОГО О.НИКОЛАЯ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!💫 Дорогой о.Николай, от всей души благодарим Вас за горячее, неравнодушное сердце, за искреннее следование по стопам Христа! За Ваши глубокие, интересные занятия в воскресной школе, живое учительское слово и творческое отношение к жизни! Хочется пожелать Вам духовных сил, здоровья, семейного благополучия! А также - сказать словами Ваших учеников: "Пусть Господь дарует Вам столько же радости, сколько мы получаем от Вас".
    0 комментариев
    3 класса
    Мысли о святой Екатерине и совершенной любви Елена Наследышева Безусловно, все люди ждут любви и хотят быть любимыми. Но умеем ли мы любить и понимаем ли суть того, что обозначает слово, которое слишком часто и легко употребляем? Так вот. Если выразиться лаконично, история святой Екатерины — это, собственно, история поиска истинной любви. А еще — впечатляющий пример того, как душа человеческая может горячо полюбить Бога. Так, что и смерть становится не страшна… Все люди ждут любви и хотят быть любимыми. Но умеем ли мы любить? Жизнь и смерть этой святой девы связаны с необычайными, чудесными событиями. Не буду перечислять их все, только отмечу, что казнили ее в египетском городе на берегу Средиземного моря, а святые останки спустя три столетия нашли на вершине самой высокой горы Синая! Рядом со священной горой Хорив, где пророк Моисей получил от Господа 10 заповедей. После того, как мне довелось побывать в этом священном месте и увидеть древнейший монастырь Святой Екатерины, ее житие увиделось в новом свете. Екатерина была единственной дочерью весьма знатных родителей. Обладала редкой красотой и умом. Кроме этого, в свои 18 лет имела блестящее образование, полученное в университетах Александрии. Прекрасно знала греческую литературу и философию, риторику, медицину, владела иностранными языками. Конечно же, слава о такой невесте разнеслась далеко за пределы просвещенной и великой в те времена Александрии. Самые высокородные юноши Римской империи хотели жениться на прекрасной Екатерине. Но она медлила с решением… Родные всячески уговаривали Екатерину вступить в брак. Однако юная дева неожиданно заявила родителям: «Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого жениха, который был бы равен мне и по знатности, и по богатству, и по красоте, и по уму». Условие это оказалось, практически, невыполнимым… И все женихи получали отказ. Так что же — Екатерина была очень гордой?! Может, и так. Трудно сказать, слишком давно это было — считай, 1700 лет назад. Да и понять, чем на самом деле живет душа другого человека, дело непростое. Это до конца одному Богу известно. До нас дошли разные варианты жития святой. В одних прямо говорится, что Екатерина очень гордилась собой. Оно и понятно: трудно человеку, одаренному разнообразными талантами, удержаться от чувства превосходства. В других текстах сказано, что Екатерина полюбила целомудрие и потому решила не выходить замуж. Кстати, имя ее в переводе с греческого означает «всегда чистая». А может, ей просто хотелось быть счастливой? Хотелось, чтобы супруг был не только знатным человеком, но и личностью, интересной для нее. И главное — чтобы между ними возникли взаимная любовь и уважение. Ведь браки между наследниками знатных и царских родов обычно заключались не по любви, а ради государственной выгоды. Одаренная умом и красотой девушка понимала, что подобный брак вряд ли принесет ей счастье, вот и пыталась найти нечто по-настоящему значимое… Синайские горы — это место, где два великих святых человека — пророки Моисей и Илия — искали Бога и встретили Его. И кажется очень символичным, что сие священное место стало связано еще и с именем святой Екатерины. Ведь она искала не только Вечного Бога, как делали это Моисей и Илия. Она искала еще и совершенную Любовь, и нашла ее, только не среди людей — она стала невестой Христовой. И за свою любовь к всесовершенному Богу не пожалела самой жизни. Однако ясно: ее путь, ее выбор, ее мера — не по силам всем и каждому. И речь не о том, чтобы во всем подражать этой великомученице. Большинству из нас Господь предлагает иной и вполне реальный путь. Но он не менее трудный и гораздо более длинный… Большинство из нас выбирает любовь земную и создает семью. Но сколько ошибок, драм и трагедий случается на этом пути… И как часто мы заблуждаемся, называя любовью то, что совсем не является таковой — либо представляет собой ее болезненное искажение… Масса книг написано на эту тему, но я остановлюсь на одной — «Влюбленность, любовь, зависимость». Ее авторы — московский священник Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии, и его коллега в области психологии Ольга Красникова. Это изложение авторского курса лекций для желающих построить семейное счастье. Но лучше сказать, что это книга о любви, написанная с любовью — искренней, бережной любовью к человеку, к его высшему предназначению. У отца Андрея много мудрых мыслей и наблюдений по поводу здоровых чувств и патологии — болезненной зависимости, которая может отравить жизнь человека на долгие годы. Но вот что хочется кратко изложить своими словами. Анализ мучительных, искаженных отношений сводится, в частности, к одному важному выводу: зависимый человек до смерти боится потерять ту личность, за которую держится буквально мертвой хваткой. И готов унижаться или, наоборот, идти на разные неблаговидные поступки, например, следить, жестко контролировать, принуждать, — лишь бы не потерять того, к кому болезненно привязан. А ведь человек всегда свободен дарить или не дарить свои чувства другому. И авторы книги подчеркивают, что суть зависимости именно в этом: зависимый не дает свободы своему «возлюбленному», он хочет, чтобы все было по его сценарию и только так, как хочет он. Конечно, это самость, чувства, недостойные христианина и вообще человека. Подлинная любовь, возвышенные, одухотворенные отношения возможны лишь тогда, когда ты не боишься потерять и признаешь за тем, кого назвал любимым или любимой, свободу поступать и чувствовать так, как он захочет и решит. Но научиться быть терпимым и воспринимать другого человека с его индивидуальностью, особенностью, неповторимостью, сложностью и непонятностью в том числе — безумно сложная задача. У Сергея Аверинцева, христианского философа, профессора, академика РАН, есть весьма оригинальная статья об этом: «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи». Конечно, сложновато, по-философски написано, но есть там удивительные, неординарные мысли… Если же вернуться к книге отца Андрея Лоргуса, то в ней достаточно ясно и прозрачно говорится о том, как тонка грань между привязанностью здоровой, положительной — и искаженным, болезненным вариантом отношений, когда один из пары, а может быть, и оба мучительно боятся потерять друг друга и готовы на все, лишь бы этого не произошло. Этот страх может приобретать уродливые формы. Однако всегда и во всем — как только включается чувство собственничества и желание удержать близкого человека любой ценой — начинается насилие над личностью и отрицание свободы другого человека. И это уже не есть хорошо. Христианин знает, что его умение любить ближнего неразрывно связано с умением любить Бога Когда всячески желаешь удержать того, кто тебе очень нужен и крайне дорог, можно попасть в капкан, в ловушку эгоизма, и совершить массу грубых ошибок в отношениях. А можно… начать учиться любить. И это, несомненно, лучше, чем болезненно рефлексировать по поводу того, что он (или она) меня не понимает, не ценит, не любит! Христианин знает, что его умение или неумение любить ближнего, и в первую очередь того, с кем хочешь быть самым близким — буквально «одной плотью», неразрывно связано с умением любить Бога. Поэтому закончить этот монолог о любви земной хочется словами апостола любви небесной — Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).
    0 комментариев
    4 класса
    Что такое хорошая работа с христианской точки зрения? И где ее искать? Что такое хорошая работа с христианской точки зрения и где ее искать? Чему отдать предпочтение: теплым, дружественным отношениям и невысокому заработку? Или карьерному росту, личному развитию в любимой профессии и обособленному положению в коллективе? Советоваться ли с женой (мужем), если намерен сменить работу? На эти и другие вопросы отвечает кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова иерей Стефан Домусчи. Иерей Стефан ДОМУСЧИ Какие профессии выбрать — Сегодня многие, в первую очередь люди, недавно нашедшие себя в Церкви, задаются вопросом: «как мне, человеку с христианским мировоззрением, найти работу, чтобы жизнь не превратилась в ад?» — Мы привыкли ругать неофитов за то, что они перебарщивают. Это действительно так, иногда они впадают в крайности, но часто они делают очень правильные вещи. Например, понимают, что работа может быть не христианской по сути. Дело в том, что люди легко и быстро привыкают к среде, в которой находятся, и не задумываются о том, что среда эта может быть вредна. Как-то я ехал со знакомым священником, в электричке. Он читал популярную брошюру о грехах, в которой, в частности, было написано, что работать парикмахером грех. Ему, да и мне, это показалось забавным. Понятно же, что парикмахер не греховная профессия. Однако я задумался: если автор брошюры так считает, значит у него должны быть на то основания. Ну, например, парикмахер делает модные прически, которые не одобряет этот священник. В конце концов, апостол Петр пишет: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет 3:3-4). Возможно, что священник буквально воспринял апостольские слова и счел работу парикмахера грехом. Но обсуждая это со своим коллегой, я вспомнил и другую историю. Во времена, когда, проповедовали апостолы, христианами становились люди самых разных профессий. Многие из этих профессий оказывались не достойными христианина. Например, скульптор, ведь в древности это прежде всего тот, кто занимается изготовлением статуй идолов. Тертуллиан говорил: «Ты сам поклоняешься идолам, раз позволяешь, чтобы им поклонялись!» Становясь христианином, человек отказывался от греховной профессии, и община была готова поддерживать его до тех пор, пока он не приобретет новую. — Существует ли сегодня список профессий, которые недостойны христианина? — Такового списка нет. Зато есть понятие греха. И если к той или иной профессии применимо это понятие, человек должен стараться избегать подобного вида деятельности. Отдельно также стоит сказать об искажениях вполне хороших профессий. Например, христианин не может работать крупье в казино, потому что работа явно будет способствовать греху, при этом (пример из серии искажений) есть врач-гинеколог, который может делать аборты, а может отказаться. Существует же Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, принятая в 1983 году, которая защищает врачей-гинекологов и в которой говорится, что по личным убеждениям врач имеет право не делать аборт*. Иначе говоря, убить или не убить — вопрос нравственного выбора гинеколога, а не качества профессии.ужно понимать, что зачастую превращает свою жизнь в ад сам человек. Хотя, конечно, в случае с крупье, стриптизерами и т. п. — это профессии, однозначно связанные с грехом. — Но этим профессиям не учат в институтах и университетах. — Нет, конечно, но этими профессиями можно зарабатывать деньги. Вопрос-то в другом. Почему древние христиане считали невозможным для христианина быть скульптором? По той же причине, по которой древним евреям, вышедшим из Египта, даны были заповеди, запрещающие делать изображения. Им нужны были жесткие условия, потому что у них ко всему языческому был слабый иммунитет. В древнехристианскую эпоху человека повсюду окружали идолы, поэтому для новоначального было актуально вообще не делать никаких статуй и скульптур. Сегодня понятно, что скульптор не является греховной профессией, никто не вкладывает в эту деятельность языческого содержания. Но если, скажем, человек делает амулеты и продает их как приносящие счастье и удачу... мне кажется, это современные идолы, которые не следует делать христианину. — Талантливый физик-ядерщик разрабатывает атомную бомбу. Его профессия греховна? — Можно даже заострить вопрос и вспомнить конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова. Поставить вопрос так: грех ли работать на производстве автоматов и танков? Я думаю, это не то же самое, что работать на производстве топоров, хотя и топоры могут быть оружием, но изначально у них другая сфера применения — мирная. У оружия же принципиально не может быть мирной сферы применения. В каком-то смысле к физику-ядерщику, который изобрел атомную бомбу, гораздо меньше вопросов, чем к тем, кто занимается производством «калашникова». Атомная бомба — это оружие устрашения, ее вряд ли станут применять. Она способна остановить или не допустить войну. А вот с надежным и простым в эксплуатации АК-47 все сложнее. Эти автоматы есть и у ливийских повстанцев, и у афганских талибов, и у боевиков многих стран. Значит, вновь все зависит от мотивации и нравственного выбора человека. Производит ли он оружие, чтобы заработать или чтобы сделать вклад в мир и охрану родины? Очевидно, что уж если производить оружие, то не для того, чтобы развязывать и вести войны, но чтобы останавливать и прекращать их. На какой доход ориентироваться — Вопрос «как найти хорошую работу» обращен в большей степени к психологу. Однако многие обращаются с ним именно к священнику. Почему? — Часто, спрашивая о том, как найти хорошую работу, люди ищут ответа на другой вопрос: «Какая воля Божия обо мне, где бы мне работать?» Но те, кто так спрашивает (часто это неофиты), не совсем верно понимают выражение «воля Божия о нас». Они думают, что у Бога есть точная воля, кем нам быть. Например, работать юристом, а не врачом. И, мол, если я буду врачом, то я буду действовать против воли, а если юристом, то по воле. Бог, конечно, знает, кем мы будем, но решать должны мы. Люди не понимают, что на самом деле воля Божия о нас в одном — чтобы мы спаслись. А где мы это делаем — другой вопрос. Можно спасаться, будучи юристом, верстальщиком, продавщицей, учителем, дворником.Увы, проблема в том, что люди ищут волю Божию не там, где следует. Они ищут, чтобы им дали жесткое указание, чтобы за них решили, чтобы, в конечном счете, они не чувствовали себя ответственными. Как-то ко мне пришли с вопросом родственники одной тяжелобольной женщины. Вопрос касался ее жизни и смерти. Если ей ампутируют ногу, она будет жить, а если нет, то через некоторое время умрет. И меня спросили — как ей поступить? То есть ни она сама, ни ее близкие не понимали, что это может быть только ее собственное решение. И я просто не имею право решать за нее, как ей поступать. Мы все действительно склонны разделять свою ответственность за серьезные решения, а иногда так и просто сваливать ее на священника или какого-то духовно опытного человека. — Но ведь люди задают подобные вопросы, потому что понимают, что даже в объективно благой профессии существуют нюансы и этические сложности. Может, ты загубишь талант, если будешь думать об этике и откажешься от хорошего заработка? — Хотим мы того или нет, мир очень влияет на Церковь и на сознание верующих людей. Это выражение навязло в зубах, но сегодня мы живем в эпоху потребления. Еще полвека назад люди могли десятилетиями носить одну и ту же пару ботинок. Сегодня процветает культ «новинки», и, безусловно, христиане (они же не на другой планете живут) этим заражены. Из истории Церкви мы знаем, что язычники смеялись над христианами, потому что последние никогда не искали большого заработка, но учились довольствоваться тем, чем можно прожить, то есть малым. У Макса Вебера в его работе «Протестантская этика и дух капитализма» есть сюжет, описывающий первые шаги по укоренению принципов капитализма в Европе. Например, предприниматели повышали оплату труда в обмен на большую занятость. Но люди работали меньше, говоря: «Раньше ты мне платил пять монет, теперь за это же я получаю восемь. Зачем работать больше, если мне хватает пяти монет?!» Пока в людях не был побежден этот принцип «мне хватает», пока не было взращено стремление к наживе, капитализм не мог упрочить своего положения. Сегодня многие из нас стараются как можно больше заработать. Но это как раз не вполне христианский подход, ведь христианин должен стремиться к умеренности. Благими целями сегодня оправдывается что угодно. Например, разве плохо дать лучшее образование детям? Я могу оплатить дешевую школу, а буду зарабатывать больше — оплачу хорошую. Я рвусь за большими деньгами, но зато я начну помогать бедным. Увы, человек не видит подмены, которую совершает. Он ищет красивого выхода из ситуации, которая губит его душу. Вспомните Иуду, который оправдывал жадность любовью к нищим. Знаете, как святитель Григорий Богослов отвечает на вопрос «кто может заниматься богословием?» Он говорит: «Тот, кто свободен от внешней тины и мятежа». Молиться в суете — сложно. Нравственно поступать, когда перед тобой стоит выбор «христианский поступок или деньги», — очень сложно. И если человек ставит себе целью заработать как можно больше, то, как по наклонной плоскости, рушится все остальное: духовный мир, нравственный мир. «Ну, здесь чуть-чуть поступлю нечестно, — говорит он,— зато потом смогу еще и бедным помочь! Но чем дальше, тем хуже. Какая работа поможет саморазвитию — Я знаю талантливого экономиста, который зарабатывает очень много денег. Но не потому, что гонится за ними, а потому что образован и имеет способности, которые высоко оплачиваются. Конечно же, это откладывает отпечаток на жизнь, его дети учатся в элитной школе. — Нельзя сказать, что такой человек безнравственен. Но любой из нас способен жить скромнее. И для христианина это было бы лучше. Разве только в наше время были богатые люди? В XIX веке жил в Павловском Посаде купец Василий Грязнов. Он был настоящим аскетом, много постился, молился, у него был дар прозорливости, многие люди были утешены его чудесами. Он после смерти был прославлен в лике святых праведников. Что такое хорошая работа с христианской точки зрения и где ее искать?Поэтому речь не о том, сколько зарабатывает человек, а о том насколько этот заработок захватывает его жизнь. Он зарабатывает, или заработок движет им, и в жажде обогащения он не может остановиться? Вокруг много семей, в которых жажда заработать приводит к тому, что дети оставлены без родительского внимания, пожилые родители не видятся с работающими детьми месяцами… Это же очевидно неверно расставленные приоритеты. — Всегда есть и обратная ситуация, когда человек под предлогом «и того хватает» стоит на месте. И не только не развивается, но часто впадает в осуждение «этих богачей» и зависть. — Апостол Павел говорит: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес 3:10). Вспомним вновь древних христиан. Например, автор «Дидахе» советует христианам позаботиться о том, кто не имеет ремесла, но так, чтобы он не жил в праздности. А тех, кто не желал трудиться, он прямо называет «христопродавцами» и призывает христиан остерегаться таковых. Кто мог работать, должен был трудиться по профессии, благо они были простыми: пахарь, плотник, рыбак. Речь здесь не о том, что можно ничего не делать, делать нужно. Речь о том, что состояние бедности может быть как состоянием напряженным, так и состоянием расслабленным. Бедный человек, который может зарабатывать больше, но старается жить скромно, — это один случай. Человек, который живет бедно из-за своей лени, отказывается от развития и осуждает других, — это другой случай. Вообще, понятие «развивается» — тоже идея сегодняшнего дня. Преподобный Серафим Саровский не зарабатывал больших денег, да и апостол Павел занимался довольно примитивным делом — плел палатки. Идея, что мы все должны развиваться в своей профессии, карьерном росте, — это близнец идеи наживы. Многие забывают о том, что рост-то может быть другим, духовным. Что такое археологическое понятие культурного слоя? Фактически это мусор, который остался от предыдущих поколений. В этом смысле от преподобного Серафима Саровского, от домика, в котором он жил, осталось гораздо меньше, чем от дворца. Но сказать, что он хуже, ниже, менее развит, чем человек, который изобрел автомобиль или ракету, язык не повернется. Вопрос, о каком развитии и росте мы говорим? Для христианина главное — это его духовный рост. — А что такое духовный рост? — Это стремление к святости. Это нравственная жизнь по Евангелию. Если то, что ты зарабатываешь много денег, позволяет тебе любить ближних, если твои деньги позволяют тебе творить добро, то это проявление духовного роста. Вспомнить хотя бы Джоан Роулинг, автора романа о Гарри Поттере, которая регулярно жертвует колоссальные суммы на благотворительность, содержит десятки благотворительных организаций, Вот, пожалуйста, человек по-христиански реализует свои миллиарды. А можно, например, клуб футбольный купить, два, а потом смотреть, как твои клубы играют между собой. Можно по-разному реализовывать себя. На самом деле, богатый в чем-то очень похож на святого. Мы привыкли считать, что святость связана с бедностью. Внешне это, конечно, так, но по духовному настрою богатый и святой ближе друг другу. Мы знаем, что человек создан для богатства, но богатства духовного, а не материального. И духовное, и материальное богатство достигаются большим трудом, только богатый промахивается, он метит не туда. Он чувствует эту внутреннюю жажду, человеческую жажду полноты, но пытается заполнить ее не тем содержанием. Бедный же, если это не напряженная «святая бедность» отречения от всего, гораздо меньше похож на святого, потому что, по моему опыту, его положение зачастую происходит от обычной лени. Идти ли в православный коллектив — Вопрос о поиске работы касается не только профессии, но и людей, с которыми ты будешь вместе трудиться. Как понять, подходит ли коллектив, не будет ли он опасен для твоего духовного здоровья? — Писание говорит: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15:33). Поэтому, если коллектив плохой, а человек не чувствует в себе духовных сил, чтобы противостоять этому, лучше сразу уйти. Легкомысленные люди часто не видят ничего страшно в плохом коллективе. И зря, ведь когда грех становится привычной частью жизни (пусть даже чужой грех), волей-неволей мы становимся к нему терпимее. Например, я заметил, что почти ни один западный современный фильм с мелодраматическим сюжетом не обходится без темы супружеской измены. Когда смотришь подобный фильм впервые, сознательно отсекаешь то, что считаешь грехом. Людям верующим и духовно развитым делать это легче, но обычный человек на десятый раз начинает автоматически относиться к греху как к норме. Постепенно из мира выдуманного он переносит эту норму в мир реальной жизни, происходит определенная внутренняя де­градация человека. И здесь мы только убеждаемся в правоте апостольских слов. Худые сообщества действительно развращают нравы. Однако если вы чувствуете в себе силы, если видите хотя бы в ком-то потенциал, если понимаете, что для кого-то в этой среде можете стать свидетелем христианской жизни, тогда продолжайте работать в таком коллективе. Мне очень не нравится, когда люди говорят: «Я стал верующим. Теперь со старыми друзьями мне неинтересно. Стараюсь с ними не видеться». Как священник, считаю, сохранить такую дружбу — лучший способ научиться терпению. Нужно сохранять дружбу хотя бы потому, что, когда твоим старым друзьям понадобится совет христианина, ты окажешься рядом. Они не будут стесняться спросить, обратиться за помощью, ведь ты — друг. Перед тобой стоит выбор: будет ли присутствовать в жизни этих людей христианин, или не будет никого. Что должен выбрать христианин? Очевидно, присутствие. Если ты можешь присутствием исцелить греховные раны коллектива, останься. Ни в коем случае речь не идет об активной миссии. Я не говорю, что христианин должен тут же начать раздавать сотрудникам листовки, приниматься всех обличать и заставлять поститься. Нет, конечно. В педагогике существует два принципа: «слово» и «пример». Можно сказать, как следует поступать, а можно показать. Часто бывает, что люди, видя, как другой незлоблив, как отвечает с любовью, как жертвенен он, поначалу смеются, но потом принимают его и уподобляются ему. — Многие считают, что хороший коллектив — православный коллектив. Так ли это? — Для того чтобы понять, во что может превратиться православный коллектив, зайдите на какой-нибудь православный форум — многие мифы развеются сразу. Ключевая проблема внутри таких сообществ — проблема меры. Часто внешняя сторона здесь доводится до абсурда: начиная с утренних и вечерних молитв на рабочем месте, дресс-кода с юбками в пол и платками, кончая работой «во славу Божию» вместо положенной зарплаты, под предлогом «у нас много тех, кто больше вас нуждается». Все это само по себе, может, не всегда и плохо, если не становится культом. Это одна проблема. Есть и другая, не менее сложная с богословской и нравственной точек зрения. Проблема обостренного восприятия других. Часто, общаясь с людьми, я слышу, что когда они были неверующими, то были добрее и спокойнее относились к окружающим. Воспринимали проще чужие недостатки, принимали других такими, какие они есть. Но приняв веру, стали озлобленными, осуждают всех и вся, видят в других только грехи. Конечно, возникает вопрос: откуда такие плоды? Но еще больше тревожит то, что людей с таким отношением к другим, может собраться целый коллектив! Нужно отдавать себе отчет, что православный коллектив — это совсем не панацея. Откуда же такие плоды? Увы, христианство далеко не всегда становится действительным содержанием нашей жизни, часто оно остается внешним и неглубоким. Ведь как только мы примем Христа в свою душу, решим жить по заповедям, мы признаем за человеком свободу быть другим. Проблема неофита в том, что как раз этого он делать-то и не готов. Ему кажется, что если он что-то понял, открыл, то обязан этим поделиться, а все обязаны с ним согласиться. Но если апостолы знали, как делиться, и умели это делать, то сегодня, увы, многие и не знают, и не умеют. Поэтому благовестие превращается в зловестие, добрый совет — в осуждение и запугивание. Неслучайно преподобный Антоний Великий говорит, что одна из главных христианских добродетелей — трезвость ума. Чем трезвее мы будем относиться к собственной жизни, тем больше будет плодов. И пока мы не скажем правду о самих себе, мы не поймем, что делать дальше. Как совместить работу и семью — Помимо людей на службе, рабочий вопрос касается и людей у тебя дома, твоей семьи. Должны ли супруги договариваться между собой, на какую работу устраиваться? Или это личное дело каждого, как развивать свои способности, талант? — Важно понимать, что здесь может быть не прав и тот, и другой. Жена может не иметь достаточных нравственных оснований для того, чтобы запрещать мужу устроиться на новую работу. Жена может запрещать что-то из каприза, ревности и эгоизма. И наоборот. У нее могут быть очень серьезные основания для того, чтобы считать данную профессию (работу) недостойной для супруга. И здесь, если семья христианская, без совета третьего человека не обойтись. Это не значит, что нужно обязательно искать какого-то старца. Достаточно найти адекватного священника, просто трезвомыслящего православного человека, друга, который может подсказать, кто из вас прав, а кто нет. В Писании говорится: Спасение во многом совете (Прит. 11:14). Православным людям действительно полезно советоваться друг с другом, потому что иногда нас может заносить как в одну, так и в другую сторону. Своими советами мы друг друга поддерживаем. Так бывает, что иногда человек просто себя не видит, не понимает, почему он не хочет, чтобы другой работал, что в нем самом говорит? Ревность ли, зависть, страх, что у любимого что-то не получится? И напротив, тот, кто работает, думает, что все аргументы супруга — глупости, мелочи, не имеющие значения. Хотя именно эта позиция может работать на разрушение семьи. Мир в семье гораздо важнее карьеры. Если у меня есть возможность расти карьерно или возрастать в общении с супругой, как христианин я выбираю второе. Потому что, если мы воспринимаем брак как литургию (общее дело), как взаимное спасение в сотрудничестве, как жертвенность и любовь, тогда очевидно, что этот рост гораздо, гораздо важнее, чем любая карьера. *** — Если резюмировать, какие шаги должен предпринять человек, перед которым стоит вопрос, как и где искать работу? — Думаю, что, во-первых, человеку стоит молиться, чтобы Господь направил его выбор, чтобы помог совместить желаемую работу с жизнью по заповедям. Во-вторых, человеку стоит прислушаться к себе, к своим желаниям и возможностям, чтобы работа не оказалась ему внутренне чуждой, как бы навязанной модой или заманчивыми перспективами. В третьих, не стоит забывать о ближних, стараться, работая, не причинять ущерба семейным отношениям. Кстати Незадолго до смерти конструктор стрелкового оружия Михаил Калашников написал письмо Патриарху Кириллу, в котором спросил Предстоятеля: «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяноста трех лет от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага?» Патриарх написал в ответ Михаилу Тимофеевичу: «С болью в сердце Вы пишете о том, что созданное Вами некогда в благих целях оружие сегодня далеко не всегда используется для сохранения мира. Но важно понимать, что ответственность за это лежит не на изобретателе, а на тех злонамеренных людях, которые достижения технического прогресса обращают во вред ближним».
    0 комментариев
    1 класс
    Православные праздники и памятные даты в декабре 2024 года. 1 декабря - День памяти святого мученика Платона 2 декабря - Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение» 3 декабря - Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря - Иконы Божией Матери, именуемой “Вечная Надежда” 5 декабря - День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского 6 декабря - День памяти блгв. вел. кн. Александра Невского 7 декабря - Вмц. Екатерины 8 декабря - Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. 9 декабря - Свт. Иннокентия, еп. Иркутского 10 декабря - Иконы Божией Матери «Знамение» 11 декабря - Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый 12 декабря - Мч. Парамона и с ним 370 мучеников 13 декабря - Апостола Андрея Первозванного 14 декабря - Прав. Филарета Милостивого 15 декабря - Прор. Аввакума 16 декабря - Прп. Саввы Сторожевского 17 декабря - Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина 18 декабря - Прп. Саввы Освященного 19 декабря - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца 20 декабря - Прп. Нила Столобенского 21 декабря - Прп. Патапия 22 декабря - Зачатие прав.Анной Пресвятой Богородицы 23 декабря - Свт. Иоасафа, еп. Белгородского 24 декабря - Прп. Даниила Столпника 25 декабря - Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотвроца 26 декабря - Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста 27 декабря - Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника 28 декабря - День памяти преподобного Павла Латрийского 29 декабря - День памяти пророка Аггея 30 декабря - Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. 31 декабря - Прославление прав. Симеона Верхотурского
    0 комментариев
    2 класса
    ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!` - МУРАШКИ ПО КОЖЕ!!!!
    0 комментариев
    1 класс
    II. Исагогика частная Глава I. О Евангелии от Матфея Христианская Церковь всегда твердо верила и верит, что писатель Евангелия, занимающего первое место в новозаветном каноне, есть Матфей, из мытаря, Апостол Христов, так что не было об этом сомнения даже в обществах еретиков и врагов истины. Нет нужды приводить многочисленные свидетельства о сем из творений всех древних отцов; достаточно указать на слова Оригена, сказанные вообще о четвероевангелии: ἃ καὶ μονά ἀναντίῤῥητα ἐςὶν ἐν τῇ ὑπο τὸν οὑρανὸν εκκλησίᾳ τοὺ Θεοῦ.31 § 17. Краткие сведения о жизни Евангелиста Матфея Св. Апостол и Евангелист Матфей (богодарованный), как повествуется в древнем арабском его жизнеописании, был родом иудей, житель Назарета, брат св. Апостола Иакова Алфеева, до обращения своего был сборщиком или откупщиком податей. У других Евангелистов он называется Левий (Λέυις) Алфеев, для чести апостольства, как говорит св. Димитрий Ростовский, чтобы прикрыть первое его мытарское житие, а сам Матфей, по смирению, называет себя прежним именем, исповедуя свое прежнее греховное состояние;32 ибо «ремесло мытарей, по замечанию Златоуста, было нагло и бесстыдно. Эта корысть, ничем неизвинямая, бесчестная, хищение под видом закона».33 Когда Господь, удалившись из Капернаума, проходил мимо мытницы Матфея и сказал, ему: гряди по мне (Мф.9:9,12; сн. Мк.2:13–17; Лук.5:27–29), тогда Матфей, после пира, учрежденного в честь Иисуса Христа, оставил все, пошел за Ним и удостоен чести быть в числе двенадцати Апостолов, После вознесения Господня Матфей несколько времени (не менее восьми лет) проповедовал Евангелие палестинским иудеям, а по рассеянии Апостолов из Иерусалима, он отправился с проповедью к другим народам; был в Македонии, Ефиопии34 и Персии.35 Но подробные сведения о трудах и подвигах апостольского служения Евангелиста Матфея не дошли до наших времен, так что достоверно неизвестно, когда и где окончил он свою святую жизнь. Св. Ипполит говорит, что Матфей побит камнями в Иераполе, городе парфянском, около 60 года по Рож. Христ., а арабский жизнеописатель говорит, что он скончался мученически в эфиопском городе Бешбери́. Св. мощи его находятся в Салерне, городе Неаполитанского Королевства. § 18. Время написания По единогласному свидетельству древних церковных писателей, Матвей написал Евангелие прежде прочих Евангелистов.36 Впрочем, определенно неизвестно, в какой именно год совершил сей труд. Вероятнейшее мнение (по большинству свидетелей и по древности) относить написание сего Евангелия к восьмому году по вознесению или к сорок второму по рождеству Христову. § 19. Ближайшее назначение Св. Матвей назначил свое Евангелие ближайшим образом τοῖς ἀπὸ Ἰουδαϊσμοῦ πιςέυσασί, по выражению Оригена.37 Это свидетельство древности вполне оправдывается и подтверждается характером самого Евангелия; ибо Евангелист Матвей доказывает, что и происхождение, и рождение, и дела, и судьба Иисуса мнимого сына Иосифова, совершенно сообразны с предсказаниями и обетованиями о лице Мессии. А этот способ доказательства убедителен и нужен только для евреев, напротив, для язычника не представляет достаточной твердости. «Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти, замечает Феофилакт, ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида; ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверять, что Христос от Давида».38 § 20. Место написания Евангелия По свидетельству св. Иринея, еп. лионского39 и священномученика Ипполита,40 Евангелие от Матфея написано в Иерусалиме, главном городе страны, где св., Матфей первоначально проповедовал оное устно. То же место написания обозначается и в подписях на древних кодексах. § 21. Случай написания Древние церковные писатели представляют различные случаи, побудившие св. Матфея написать Евангелие. Св. Епифаний случаем написания поставляет повеление прочих Апостолов;41 Евсевий – отбытие Евангелиста из Иерусалима на проповедь к прочим народам,42 а cв. Златоуст – просьбу евреев, обратившихся в христианство. «Матфей, как говорят, написал свое Евангелие на еврейском языке для уверовавших иудеев, которые пришли к нему и просили, чтобы он изложил им на письме то, что говорил на словах.43 Но все эти случаи удобно могут совместиться, т. е. св. Матфей, по повелению прочих Апостолов, согласно с просьбой палестинских христиан, при отбытии на проповедь к другим народам, написал свое Евангелие, дабы оно для палестинских его учеников служило напоминанием устно преподанного учения об Иисусе Христе. § 22. Цель Евангелия от Матфея Из характера Евангелия от Матфея очевидно, что ближайшая цель его есть указание Мессии в лице Иисуса, Которого все называли сыном древодела Иосифа, так как на нем исполнились все ветхозаветные обетования, преобразования и пророчества о лице Мессии. § 23. Содержание и разделение В Евангелии от Матфея излагается история о происхождении и младенчестве Иисуса Христа, описывается Его приготовление к общественному служению, рассказывается о Его учении и делах и об участи, постигшей Его по злобе и развращению начальников народа еврейского. Таким образом, в Евангелии от Матфея главные четыре части: первая повествует о происхождении и младенчестве Иисуса Христа, излагая Его родословие, рождение в Вифлееме Иудейском, поклонение Волхвов, бегство в Египет и поселение в Назарете (гл. 1 и 2); вторая часть описывает Его приготовление к общественному служению, т. е. проповедь Иоанна Предтечи, крещение Иисуса во Иордане и искушение в пустыни от диавола (гл. 3 и 4, 1–11); третья часть излагает учение и дела Иисуса Христа с указанием действия оных на умы и сердца различных слушателей и зрителей (4, 11 – 20, 16); четвертая часть содержит историю последних дней земной Его жизни, именно: торжественный вход в Иерусалим; обличительные проповеди, произнесенные в храме иерусалимском; предсказание разорения Иерусалима и кончины века с наставлением, как должны вести себя верующие в ожидании этой кончины; изображение страшного последнего суда; предсказание предания в приближавшийся праздник Пасхи; установление Евхаристии, распятие, погребение, воскресение и послание учеников на проповедь ко всем народам с обетованием пребывать с верующими во все дни до скончания века (20, 17 – 28, 20). Но история потому входит в состав Евангелия поскольку служит доказательством главного предложения: «Иисус сын Иосифа и Марии, есть истинный обетованный Мессия». § 24 Первоначальный язык Евангелия от Матфея Матфей между евреями на их собственном диалекте написал и Евангелие, говорит св. Ириней епископ лионский.44 «Матфей, написавший Евангелие, написал его на еврейском языке, говорит св. Кирилл Иерусалимский;45 То же подтверждают Папий, блаженный Иероним и другие знаменитые древние писатели.46 Пантен, начальник александрийского училища (в конце второго века), в бытность свою в Индии для распространения христианства, нашел там еврейский подлинник Евангелия от Матфея, занесенный туда Апостолом Варфоломеем.47 Блаженный Иероним говорит, что этот еврейский подлинник в его время хранился в кесарийской библиотеке, собранной мучеником Памфилом.48 Впрочем, еврейский подлинник Евангелия Матфеева не имел церковного употребления, по свидетельству Оригена;49 наоборот, греческий перевод оного всегда пользовался и в древней и в позднейшей Церкви уважением, приличным подлиннику.50 Перевод сей сделан, по свидетельству Иеронима51 и Августина52 во времена апостольские и приписывается или Иакову, брату Божию (в Синопсисе), или Иоанну Богослову (у Феофилакта в предисловии на Матфея), или Евангелисту Луке и Апостолу Павлу (у Анастасия Синаита, в восьмом слове на книгу Бытия). Примеч. Ματθάιος Eβραϊδι διαλεκτω τὰ λογὶα συνεγράψατο, говорит Папий о Евангелии Матфея у Евсевия Нist. Lib. III сар. 39. Matthaeus evangelium in Judaea Ebraeo sermone edidit оb еоrum vel maxime causam gui in Jesum crediderunt ex Judaeis, говорит блаженный Иероним Praefat in Matth. «Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел оное, как носится слух, Иоанн, говорит Феофилакт в предисловии на Евангелие от Матфея.
    0 комментариев
    4 класса
    🌿 РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ: СОВЕТЫ И ОТВЕТЫ СВЯЩЕННИКОВ 🕊 Зачем Господу наш пост? Какие главные ошибки совершают постящиеся? Отвечают известные священнослужители. 🌿 Игумен Арсений (Соколов): Голодный человек = злой человек? Все, кто серьезно постился или терпел голод, знают, как бывает раздражителен голодный человек. Вот мы тут каждый год с прихожанами ходим Путем апостола Иакова (Camino de Santiago), известным в Европе пешим паломническим маршрутом. Ходим в конце июля, когда никакого поста нет. Но поскольку передвигаемся мы по малозаселенным лесам и полям, бывает так, что прибредаем к какой-нибудь деревенской столовой лишь под вечер. Смертельно усталые, голодные и молчаливые вваливаемся мы в нее, наедаемся каких-нибудь галисийских щей – и раздражительность как рукой сняло. Все сразу добреем, готовы шутить, улыбаться, брать в руки посохи и шагать дальше. Раздражительность голодного человека естественна, голодный становится ранимым и готовым в свою очередь ранить других своей угрюмостью. Да это свойственно и не только людям. Сытый волк или медведь тоже ведь «добрей» голодного. Но вот тут-то и поле для духовной брани, брани с самим собой! Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит золотые слова: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности». Проще всего, когда во время поста нарастает раздражительность, пойти и съесть плюшку; несравненно труднее приобрести то, в чем наставляет Златоуст – кротость и снисходительность. Вот говорят: пост – период искушений. В этой поговорке слышится оправдание: дескать, когда, постясь, я гневаюсь и раздражаюсь, виноват вовсе не я сам, а какие-то искушения, обрушивающиеся на меня извне. Конечно же, это заблуждение. Никакие внешние «искушения» здесь ни при чем, а виноват я сам, который раздражаюсь на ближнего, тем самым искушая его. 🌿 Игумен Петр (Мещеринов): Не превращать христианство в Религию Еды Главное искушение поста – превращение христианства в Религию Еды. Главная ошибка постного времени – когда голова у нас занята едой. Вот подходит праздник Благовещения, о чём больше всего думают в этот день православные? Правильно – о том, что «сегодня можно рыбку»… Все искушения и трудности поста проистекают, как мне представляется, из того, что основной акцент постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления. Избежать ошибок и искушений поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские постные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига. Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение. А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними. 🌿 Протоиерей Александр Ильяшенко: Только людей не ешьте! «Постясь телесно, постимся и духовно». Это самая главная цель поста. Подчас святые выражали свои мысли очень ярко и парадоксально, например: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте». Для Господа, конечно, гораздо важнее наше мирное устроение духа, наше теплое отношение друг к другу, наше великодушие, наше снисхождение к недостаткам ближних или даже к обидам, если они нам наносят. Это Господу угодно. Если ты не съел чего-то – это дисциплинарная мера, которая способствует внутренней мобилизации и дает силы поститься духовно. Ведь Церковь не говорит, что не надо поститься телесно, нет, постясь телесно, постимся и духовно. Но цель поста – это духовный пост. А телесный пост – великое средство, благодатное средство, дарованное нам Церковью от Господа для того, чтобы мы этой высокой цели достигали. Нужно строго следить за собой, чтобы ни на кого не обижался, никого не осуждал, ни на кого не раздражался. Если чувствуешь, что греховная волна захлестывает твою душу, сразу молись, кайся, обращайся к Господу и молись так, чтобы эта волна отступила. Пусть она и вновь нахлынет (лукавый в покое никого никогда не оставляет), от нас какие-то греховные мысли, может быть, и не зависят. Если мы не позволяем себе куда-то пялиться, куда не надо, то, как правило, не зависят. Спроси любого человека: нужна тебе какая-нибудь гадость? Конечно же, нет, она лукавому нужна. В мыслях мы не вольны, а вот в отношении к ним – вольны. Если в голову лезет дрянь, то тут не надо впадать ни в панику, ни в истерику и тем более не надо их смаковать, и ни в коем случае с ними нельзя беседовать. Нужно сразу каяться: Господи, помоги, Господи, спаси и помилуй мя грешного, моя душа нечистая и тянется к греху, прости меня, Господи, очисти мою душу грешную, избавь меня от этих темных, грязных, греховных мыслей. И молись так, чтобы свет Божьей благодати вновь воссиял в твоей душе. И эти мысли на какое-то время тебя оставят. Опять лукавый будет нападать. На войне как на войне, ничего не поделаешь. От того, что ты врагу скажешь: мне неприятно, что ты на меня нападаешь – он не перестанет на тебя нападать. Еще хочу напомнить замечательную вещь, тоже афористически выраженную. Старец Паисий Святогорец говорил, что подчас, когда люди начинают молиться, каяться, эта невидимая брань усиливается. Это нормально. Имейте в виду, что для врага (старец Паисий его презрительно называл «тангалашка» – очень удачное слово) ваша молитва, ваше покаяние – это как острые пули и копья. Но не думайте, что если вы мечете во врага острыми копьями и пулями, он в ответ будет вам метать мармелад и шоколад. Это нормально. Если эта брань усиливается, это значит, что ты лукавого достаешь. Это очень хорошо. Только опять-таки нельзя раскисать, нельзя впадать в панику, нужно усиливаться, нужно укрепляться, нужно молиться, нужно облачиться в благодатную броню Божью, чтобы она не позволяла лукавому приблизиться к вашей душе. Мы эту бронь, эту защиту можем сохранять, только если постоянно молимся, обращаемся к Господу, не давая себе расслабиться. Или, если на душе все хорошо, не забывать благодарить: Слава Тебе, Господи, какое счастье, Ты меня милуешь и даешь такую радость. Как Апостол Павел говорил, всегда радуйтесь. Христианство – это религия радости, и Господь сказал своим ученикам: радуйтесь. Но одной радости недостаточно, потому что очень легко, чтобы эта радость превратилась в некий дежурный американский смайл. Непрестанно молитесь. Вот тогда эта радость становится настоящей и глубокой. Но и этого недостаточно. И за все благодарите Господа. Вот тогда, если у тебя на душе такое устроение, ты радуешься, молишься, полагаешься не на себя, а на помощь Божью и благодаришь Господа за то, что Он слышит твои молитвы и милует тебя. Вот тогда у тебя правильное, гармоничное устроение души. Тогда действительно слава Богу. И дай Бог, чтобы результатом поста, в который мы со дня на день заступаем, стало такое благодатное, радостное молитвенное состояние души, соединенное с искренней благодарностью к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу. 🌿 Протоиерей Максим Козлов: Ошибки постящихся Очень многое зависит от нашего правильного целеполагания. Чего мы хотим добиться в результате? Знаем ли ошибки, которые видим по себе, отчасти, по другим людям? Первое – это определенного рода унылость в начале поста: теперь нужно будет поститься, молиться (некоторые даже будут слушать радио «Радонеж»), и больше ничего – телевизор выключить, с друзьями не общаться, весело, по крайней мере. Одного, второго, третьего нельзя, только жевать макароны и картошку с грибами – каждый вспомнит дорогие для него ограничения, которые наступят.И вот, «так делать нужно, я же православный, никуда я не денусь», но некая тоска в очах, которая иногда принимается за покаянный настрой, но это не то. Будет такого рода переживание в начале поста как тяготы, которые нужно, вот нужно!, понести, ну, и донесешь до конца, в лучшем случае. Второе – это такого рода отношение к посту, что «да, я, конечно, с усердием все буду делать, но, главное, – чтобы он поскорее кончился. Вот я жду, когда можно будет разговеться, когда всё, наконец, – запоют красиво, будет это чудо ночного пасхального Богослужения и т.д. и т.п.» Причем, пост воспринимается так, как некоторые работу воспринимают, даже считаясь трудолюбивыми. Человек делает работу, чтобы отделаться, чтобы, наконец, началось то блаженное время, когда работы этой не будет. Вот так же и к посту можно относиться. Соответственно, скажу теперь мудреное слово: много будет зависеть от правильного целеполагания. И здесь что можно вспомнить? Можно вспомнить значение самого этого слова «пост». Филологи нас, может быть, тоже смотрят, и даже не филологи знают, что в бытовом русском языке слово «пост» означает определенного рода контроль, который нужно пройти. Скажем о двух видах такого рода контроля: один – сейчас все мы путешествуем, – это таможенный контроль, пограничный пост. Возьмем такую аналогию: хочется нам куда-нибудь, где в нашем понятии – рай. На острова какие-нибудь, где зеленый-зеленый океан, яркое-яркое солнце, и нет нашей бесконечной зимы. И вот все мы уже сделали для того, чтобы там оказаться, приехали в аэропорт, миновали террористов, которые в этот раз не собрались, и нужно проходить этот таможенный контроль. Ясно, что есть вещи, которые можно пытаться с собой протащить: жидкость какую-нибудь не заметят, разрешат взять. А есть вещи, с которыми лучше не соваться, и которые, любишь ты это, не любишь, а нужно здесь оставлять: не берите с собой огнестрельное, холодное оружие, к примеру, нужно его оставить. Так же и здесь: вступая в пост, нужно твердо решить, что, если мы хотим оказаться там, где рай, где «солнце правды», где такие острова, можно потерпеть нашу жизнь. Давайте решим, что мы оставляем, даже если нам это дорого. И тут уж каждый сам для себя решает. Такого рода отказы в пост, ограничения, должны быть, с одной стороны, реалистичными. Мы же не можем сказать, что «я завтра стану кротким», если я гневлив и раздражителен. Я не могу этого пообещать. С другой стороны, чувствительными. Это не может быть отказ от кофе, если я кофе не люблю. Не велика заслуга. Или там – от макарон с морепродуктами, если я не могу этих ракообразных, членистоногих видеть, а только отбивная для меня утешение. Откажись от того (от еды начиная, до распорядка жизни), что составляет для тебя некоторое усилие, ради Той цели не тащи с собой. Второй пост – это ведь ещё и служили многие из нас (кто не служил, тот в кино видел) – в армии бывает. Стоит человек «на тумбочке», как в армии говорят, или на КПП, ещё что-нибудь охраняет, и должен он бодрствовать – пройдет полковник, увидит, что солдат на тумбочке согнулся, заснул (ну, не полковник, младший лейтенант), плохо будет солдату. Так и здесь можно попытаться вспомнить, что мы вообще-то призваны быть добрыми воинами Христа Бога нашего, что христианство, как говорится в чине крещения, – это еще и есть воинское братство, так оно задумано. И осознать себя нештатскими, хотя бы на эти семь недель, – с разными обязательствами перед нашим Богом, что мы все понимающие, уставшие, трезво оценивающие себя и действительность вокруг, должны, в конце концов, вспомнить о присяге, а не о жизненных обстоятельствах. Это поможет пройти пост. Еще одну вещь можно вспомнить. Сейчас наше христианство нам почти ничего не стоит. Мы не живем в период гонений. С нами не будет такой ситуации, как рассказывала мне старая преподавательница Ольга Ильинична Подобедова, которая девушкой в 30 лет, студенткой университета выходила из одного из московских храмов и мимо проходившая женщина – рядовая, не сотрудница органов и не ещё кто-то, увидев молодую девушку, выходящую из церкви, повернулась, не поленилась подойти, плюнула ей в лицо и сказала: «На тебе за твоего Бога!» Вот ничего подобного мы сейчас не переживаем. Все гипотетические рассуждения о торжестве политкорректности, о злодеях в СМИ и тому подобное – это потому и гипотетически, что мы свободно об этом пишем, выражаем наши протесты, подаем в суды, с нами-то никто ничего не делает. Пост – это возможность немножко объявить цену собственному христианству: «Я ради Бога от чего-то готов отказаться или это все разговоры о…?» По преподобному Серафиму, что «рассказывать о христианстве – это бросать камушки с колокольни, а жить по-христиански – это таскать их туда, на колокольню». Есть возможность немножко пожить по-христиански, а не только выглядеть таковым. Ведь берут на небо не фантомы, не видимости, а образ и подобие реального человека. Вот «пособираем» этого реального человека. #Путь_к_Богу #наставление #Рождественский_пост #ответы_священников 🌿 РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ: СОВЕТЫ И ОТВЕТЫ СВЯЩЕННИКОВ 🕊 -
    0 комментариев
    1 класс
559692127475
Добавила видео
03:09
Об отцах и детях.mp4
4 389 просмотров
  • Класс
  • Класс
559692127475
Добавила видео
  • Класс
559692127475
Добавила видео
Показать ещё