Продюсерами пластинки стали сам Майкл Джексон и Куинси Джонс — «Bad» стал их третьей и последней совместной работой. Песни на альбоме выдержаны в жанрах фанка, ритм-н-блюза, госпела, поп-рока, хард-рока, свинга и блюза.
Джексон написал девять из одиннадцати песен, попавших в окончательный список композиций. В сентябре 1987 года «Bad» дебютировал на вершинах американского чарта Billboard 200 и британского UK Albums Chart, всего пластинка возглавила хит-парады 25-ти стран мира.
В период с 1987 по 1989 год из «Bad» было выпущено девять синглов, наибольшего успеха добились первые пять из них: «I Just Can't Stop Loving You», «Bad», «The Way You Make Me Feel», «Man in the Mirror» и «Dirty Diana» — они возглавили американский чарт Billboard Hot 100, таким образом, был установлен рекорд по количеству синглов из одного альбома, побывавших на вершине хит-парада. Мировые продажи пластинки по разным источникам составляют от 30 до 45 миллионов экземпляров. В 1988 и 1990 году Bad получил две статуэтки «Грэмми».
На девять песен из альбома были сняты видеоклипы. Для продвижения пластинки Джексон снялся в главной роли музыкального фильма «Лунная походка», релиз ленты состоялся на видеокассетах в начале 1989 года. По мотивам фильма с 1989 по 1990 год выпускалась видеоигра «Michael Jackson's Moonwalker».
В сентябре 1987 года, почти сразу после релиза альбома, Джексон отправился в мировой тур в его поддержку — «Bad World Tour». Серия концертов продлилась 18 месяцев и стала самым прибыльным концертным турне сольного исполнителя в 1980-х годах.
Альбом дважды был переиздан, впервые — в 2001 году под названием «Bad: Special Edition». Выпуск второго переиздания, «Bad 25», состоялся в 2012 году в честь 25-летия пластинки. Оба релиза включали в себя бонусные материалы и ранее невыпущенные песни.
Спустя три года после релиза альбома «Off The Wall» (1979 г.), Джексон выпустил «Thriller» (1982 г.). Пластинка получила высокие оценки от критиков и имела огромный коммерческий успех. Рецензенты отмечали, что с её помощью певец вывел своеобразную «формулу», позволяющую смешать жанры поп, рока и ритм-н-блюза и помог своим коллегам вступить в эпоху «кроссовера». Кроме того, музыкант трансформировал на тот момент примитивные видеоклипы в новую форму искусства, используя сюжетные линии, танцы и спецэффекты. Он сумел пробить расовые барьеры на телевидении и попасть в регулярную ротацию на американских рок-радиостанциях.
В 1984 году альбом собрал 8 статуэток «Грэмми», тогда же мировые продажи пластинки превысили 25 млн экземпляров и она стала самым продаваемым альбомом в мире, а музыкант был включён в Книгу рекордов Гиннесса. В том же году певец вместе с группой The Jacksons выпустил пластинку «Victory» и поехал в последний совместный тур с коллективом по США и Канаде в её поддержку. На заключительном концерте турне Джексон объявил о том, что покидает группу.
В 1985 году певец принял участие в благотворительном проекте USA for Africa: в соавторстве с Лайонелом Ричи он написал песню «We Are the World». В записи поучаствовали 45 американских артистов, средства с продаж сингла и одноимённого альбома были направлены на помощь голодающим Африки. Композиция стала первым мультиплатиновым и самым быстро продаваемым синглом в истории популярной музыки США. В 1986 году «We Are the World» собрала четыре награды «Грэмми».
Джексон продолжил сотрудничество с продюсером Куинси Джонсом, однако захотел расширить свои творческие рамки с целью иметь как можно больший контроль над готовящимся материалом. И без того далёкие от идеала отношения между музыкантом и продюсером натянулись ещё больше. В результате, «Bad» стал их последней совместной работой. Пытаясь достигнуть своей цели, в 1985 году певец начал работу в своей домашней студии в Энсино. Затем он переслал многочисленные плёнки с записями в Westlake Recording Studios, где уже вместе с Джонсом и звукорежиссёром Брюсом Свиденом дорабатывал или отвергал демоверсии. Всего для альбома Джексон написал 62 песни и собирался издать 33 из них на тройном альбоме, однако Куинси Джонс отговорил певца от этой идеи.
Ассистент звукорежиссёра Расс Рагсдейл вспоминал: «По представлениям Майкла начинать запись новой пластинки нужно с создания новых, свежих звуков, которые раньше никто не слышал». Джексон сам записал весь бэк-вокал для альбома. В студии к певцу присоединились гитарист Билли Айдола, Стив Стивенс, хор Андре Крауча, The Winans и участники группы Toto Стив Поркаро и Дэвид Пейч.
Критики отмечали, что, используя синтезаторы, Джексон добился гораздо более агрессивного звучания, чем ранее, работая с аналоговыми технологиями. Это и было целью музыканта, однако в процессе записи команда, наряду с новой цифровой техникой, продолжала пользоваться и старой. Например, создавая новое звучание ударных, Свиден сначала сводил ритм на 16-трековой плёнке и только затем переводил его в цифровой формат: таким образом, получался механический, но «жирный» звук, характерный для аналоговой техники — певец очень любил такое звучание. Команда Джексона и Джонса окончательно оставила диско позади, результатом работы стала пластинка в жанрах поп-музыки, рока, фанка и ритм-н-блюза.
Первоначально новый альбом должен был называться «Smooth Criminal», однако, по просьбе Куинси Джонса, титульным треком стала песня «Bad».
Альбом открывают три ритмичные композиции: титульный трек, «The Way You Make Me Feel» и «Speed Demon» «Liberian Girl» резко меняет атмосферу — после ревущих двигателей в предыдущей песне, становится слышно пение птиц и звуки природы. Темп снова повышается далее в «Another Part of Me» и переходит в мелодичный госпел «Man in the Mirror». В заключительной части представлены наиболее агрессивные и тревожные песни с элементами рока: «Dirty Diana», «Smooth Criminal» и «Leave Me Alone».
«Bad» Джексон написал в середине 80-х гг. после того, как прочёл историю об убийстве чернокожего подростка белым полицейским в Гарлеме. В 1987 году певец в интервью Ebony и Jet объяснил, в каком значении он употребляет слово «bad» в песне и названии новой пластинки: «Не воспринимайте его слишком серьёзно, я использую это слово, чтобы сказать: "Ты крут, ты силён, всё в порядке". Я не имею в виду "плохой" в преступном смысле, хотя, конечно, люди так это и воспримут». Первоначально песня задумывалась как дуэт Джексона и Принса: записанная совместно композиция могла стать иллюстрацией к соперничеству, разыгравшемуся тогда между музыкантами. Рассмотрев предложение, Принс отказался от сотрудничества.
«The Way You Make Me Feel». Свинговый ритмический рисунок, шаффл, и блюзовые гармонии являются одними из главных особенностей песни «The Way You Make Me Feel». Певец написал композицию с таким ритмом по просьбе его матери. В тексте Джексон признаётся девушке в чувствах, которые он к ней испытывает, рабочим названием было «Hot Fever». Песня является одной из самых энергичных композиций на альбоме, отличающихся быстрым развитием.
«Speed Demon». Критики определили жанр композиции как фанк с высокотехнологичным рок-звучанием («high-tech rock»), она показалась рецензентам авангардной в контексте музыки конца 80-х. Песня была написана музыкантом после того, как по пути в студию его оштрафовали за превышение скорости. В тексте певец повествует об автомобильной погоне. Ударные и синтезаторы имитируют звуки переключения передач мотоцикла, Джексон демонстрирует низкий и жёсткий вокал в куплетах и фальцет в бридже.
«Liberian Girl». Мечтательный экзотический роман описывается в джазовой «Liberian Girl». Песня стала одной из первых в западной культуре композиций, воспевающих красоту африканской женщины. Балладу с рабочим названием «Pyramid Girl» певец написал для совместного альбома с группой The Jacksons Victory в 1983 году. Позднее он переименовал её и записал для своей пластинки «Bad». В студию была приглашена южноафриканская джазовая певица Летта Мбулу, в начале песни и каждого куплета она произносит слова на языке суахили: «Nakupenda pia — nakutaka piya — mpenziwe» («Я тоже люблю тебя — я тоже хочу тебя — любовь моя»).
«Just Good Friends». Джексон заранее договорился со Стиви Уандером о том, что на Bad будет выпущен их дуэт, оставалось подобрать подходящую композицию. Синти-фанковая «Just Good Friends» была написана для певца Терри Бриттеном и Грэхэмом Лилом, именно её Джексон выбрал для дуэтной записи с Уандером.
«Another Part of Me». Отбирая песни для альбома, музыкант хотел, чтобы в список композиций вошла его песня «Streetwalker», однако Куинси Джонс в последний момент переубедил его, и вместо неё в альбом включили ритм-н-блюзовую «Another Part of Me». Она была написана певцом в 1985—86 гг. в качестве саундтрека к короткометражному 3D-фильму «Капитан Ио».
«Man in the Mirror», выдержанная в жанре госпела, была написана для Джексона Саидой Гарретт и Гленом Баллардом. Эти авторы оказались в числе тех, кого Джонс попросил написать несколько композиций для Bad. Певец был впечатлён демоверсией Гарретт и решил записать трек. Текст призывает слушателей, прежде всего, взглянуть на себя со стороны и измениться к лучшему: таким образом можно изменить к лучшему и весь мир вокруг. Для записи бэк-вокала музыкант пригласил в студию хор Андре Крауча, он попросил хористов создать госпел-звучание, похожее на церковные песнопения.
«I Just Can’t Stop Loving You». Джексон планировал записать балладу «I Just Can’t Stop Loving You» дуэтом с Барброй Стрезанд, но певица не приехала в студию в назначенный день. Уитни Хьюстон также ответила отказом. Тогда в записи вновь приняла участие Саида Гарретт. Певица рассказала, что Джонс неожиданно пригласил её в студию. Она думала, что её попросят помочь закончить «Man in the Mirror» и была очень удивлена, когда продюсер дал ей текст «I Just Can’t Stop Loving You».
«Dirty Diana». Песня стала неожиданностью для тех, кто ожидал услышать на альбоме исключительно мелодичный ритм-н-блюз.
«Dirty Diana» — песня о любовном треугольнике между артистом, его девушкой и настойчивой поклонницей-групи. Джексон хотел написать для нового альбома песню с тяжёлым рок-звучанием. В студию был приглашён гитарист Билли Айдола Стив Стивенс. Результатом работы стала композиция, выдержанная в жанрах поп-рока, хард-рока и метала. «Dirty Diana» звучит мрачнее и острее других песен из альбома, она стала одним из экспериментов Джексона со звуком.
«Smooth Criminal». В середине 80-х гг. певец решил написать песню на гангстерскую тематику. В 1985 году он записал демоверсию композиции под названием «Chicago 1945», повествовавшую об атмосфере Чикаго середины 1940-х гг. По словам звукорежиссёра Мэтта Форджера, песня, возможно, стала толчком для создания другой композиции на гангстерскую тематику — «Al Capone». В свою очередь, песня, источником вдохновения для которой послужила реальная историческая фигура, Аль Капоне, стала основой следующей композиции — фанковой «Smooth Criminal». По мнению критиков, слушая «Al Capone», можно проследить её эволюцию в «Smooth Criminal». В тексте певец повествует об убийстве девушки по имени Энни «ловким преступником». В первом куплете история рассказывается в третьем лице, а в припеве Джексон поёт от первого лица, используя местоимение «мы» и обращаясь непосредственно к жертве: «Annie, are you okay? Will you tell us, that you’re okay?» («Энни, ты в порядке? Ты скажешь нам, что ты в порядке?»). Такая смена местоимений позволяет слушателю почувствовать себя любым действующим лицом рассказанной истории: Энни, убийцей или свидетелем преступления.
«Leave Me Alone». CD-издание альбома завершает агрессивная «Leave Me Alone», выдержанная в жанрах фанка и поп-рока и сочетающая в себе шаффл и элементы хард-рока. Джексон объяснял, что несмотря на то, что текст композиции повествует о расставании парня и девушки, он вложил в него и другой смысл. К концу 80-х гг. певец оказался под сильным давлением жёлтой прессы, и в песне музыкант призывает оставить его в покое.
Создавая новый альбом, Джексон задумывался и о новом образе, который визуально дополнил бы звучание пластинки. Костюмер певца Майкл Буш вспоминал: «Поскольку «Bad» был наполнен уличной музыкой, был выдержан в стиле урбан, он искал что-то подобное в одежде». По этой причине новыми элементами в костюмах певца в конце 1980-х стали пряжки, ремни, увесистые пояса, полицейские значки, и байкерские аксессуары.
Однажды, гуляя по бульвару Мелроуз в Голливуде, Джексон приобрёл в одном из магазинов одежды понравившиеся ему хлопчатобумажные куртку и брюки. Певец отвёз предметы гардероба в ателье, где попросил нашить на них как можно больше ремней и пряжек, так был создан костюм для видеоклипа «Bad». В нём Джексон появился и на обложке альбома. Образ дополнили сшитые на заказ ботинки, задние части которых были обиты металлом. Для тура в поддержку пластинки костюмеры нашили на куртку и брюки ещё больше пряжек и ремней.
В связи с тем, что видеоклип на песню «Smooth Criminal» является трибьютом Фреду Астеру, образ Джексона в ролике во многом повторяет образ Тони Хантера, главного героя мюзикла «Театральный фургон» в эпизоде «The Girl Hunt»: белый костюм в стиле 40-х гг., федора, галстук, атласная синяя рубашка. Однако, певец дополнил свой костюм новыми деталями: повязкой на правом рукаве, укороченными брюками и заклеенными белым пластырем пальцами правой руки. Пластырь на пальцах играл ту же роль, что и белая перчатка, расшитая стразами: он привлекал внимание зрителей к движениям рук Джексона.
За первую неделю после релиза было продано 350 тыс. экземпляров — «Bad» является одним из самых быстро продаваемых альбомов в мире. В сентябре пластинка дебютировала на вершинах американского хит-парада Billboard 200 и британского UK Albums Chart.
Всего «Bad» возглавил чарты 25-ти стран мира. В период с 1987 по 1989 год Джексон выпустил девять из одиннадцати треков из альбома в качестве синглов, пять из них возглавили хит-парад Billboard Hot 100 — таким образом певец установил рекорд по количеству синглов № 1 из одной пластинки в американском чарте.
«Bad» занимает 9 место в списке самых продаваемых альбомов всех времён в Великобритании. Мировые продажи пластинки по различным источникам составляют от 30 до 45 миллионов экземпляров
«Альбом продемонстрировал растущую уверенность Джексона в себе, он показал себя как автора песен и продюсера, — писал Джон Мёрф в The Atlantic, — Певец активно искал возможность сделать своё звучание мэйнстримовым в поп-музыке и ритм-н-блюзе». Критик отметил, что «Bad» был скорее переходной записью музыканта между «Thriller» и «Dangerous»: в таких песнях как «Bad», «Speed Demon» и «Smooth Criminal» можно отследить движение Джексона в сторону нью-джек-свинга — музыкального стиля, в котором и была выдержана следующая пластинка певца.
Роберт Кристгау: «Любой, кто обвиняет альбом в посредственности, слишком ограничен, чтобы расслышать, как профессионалы превосходят самих себя. Это самый сильный и последовательный альбом в чёрной поп-музыке за много лет»
«Любые сравнения с «Thriller» несущественны, за исключением одного, — заметил критик из Rolling Stone, — даже без такой значительной записи, как «Billie Jean», «Bad» лучше. Заполняющие его песни, такие как «Speed Demon», «Dirty Diana», возможно, «Liberian Girl» делают новую пластинку богаче, сексуальнее и ярче забытых композиций из предыдущей».
По мнению рецензента El País: «Bad — не Thriller. Это и не нужно. Певец предстал в новой пластинке более творческим, вдохновлённым, идущим в ногу со временем».
По оценке критика Cashbox: «Пластинка полна энтузиазма, теплоты и монструозных хуков, в ней много ярких треков».
«Результатом работы Джексона и Джонса стал более зрелый, отточенный альбом, затрагивающий ещё более мрачные тематики», — писала журналистка The Telegraph.
Некоторые рецензенты критиковали «Bad» за излишнее изобилие ритмичных композиций и отсутствие эмоциональности. При этом, в журнале Time альбом назвали «прогрессивной танцевальной музыкой» и подчеркнули сочетание красноречия в текстах песен и мастерского использования Джексоном скэта.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев