В начале шестидесятых годов на Камчатке шло формирование соединения атомных подводных лодок. В его состав должны были войти субмарины как Тихоокеанского, так и Северного флотов. Новое соединение разворачивалось на базе эскадры дизельных подводных лодок в поселке Лахтажный бухты Крашенинникова.
Высшее флотское командование решило перебазировать на Тихий океан атомную подводную лодку «К-178» под командованием капитана 1 ранга А.П. Михайловского. Определили и маршрут перехода – подо льдами Арктики. «Хотя шли открывать не «терра инкогнито», а далекую, но известную Камчатку, впереди ждал путь новый, неизведанный, – вспоминал участник плавания Николай Питулайнин, – ведь под ледяной шапкой Земли еще никто не ходил. Никто не знал, с какими ситуациями придется столкнуться, что ждет впереди. Не было, чего там скрывать, особой надежды и на энергетическую установку… На случай необходимости экстренного всплытия подо льдами, носовые торпедные аппараты были заряжены двумя боевыми торпедами, чтобы пробить полынью в толще пакового льда. Но еще тогда скептики утверждали, что едва ли в битом льду удастся эту полынью отыскать. Тем не менее, в благополучном исходе трансарктического перехода никто не сомневался».
После выхода в море подводникам было зачитано обращение Военного Совета Северного флота. Подъем среди экипажа царил небывалый. Еще бы: впервые в истории отечественного подводного плавания предстояло пройти под ледяным панцирем Арктики с Северного на Тихоокеанский флот, от Западной Лицы до Петропавловска-Камчатского. Под кромку пакового льда «К-178» ушла 17 сентября в 13 часов 10 минут, примерно в 150 милях севернее Земли Франца-Иосифа. 23 сентября лодка вышла в Тихий океан.
Трансарктический переход завершился 30 сентября 1963 г. около 11.00, когда лодка ошвартовалась у пирса в бухте Крашенинникова. За время перехода пройдено 4 411 миль за 374 часа, в том числе: под водой 3 460 миль (286 часов), подо льдами 167 миль (136 часов), в надводном положении 951 миля (88 часов), из них во льдах 155 миль (22 часа). Совершено 10 ледовых маневров, из них 2 всплытия в битом льду, 6 всплытий в полыньях и 2 приледнения.
За образцовое выполнение задания и проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.64 г. капитану 1 ранга А.П. Михайловскому присвоено Звание Героя Советского Союза, а члены экипажа награждены высокими правительственными наградами.
Комментарии 2