24 января (6 февраля)
(Слово об Иове и о нищелюбии. Прол. янв. 24)
Некоторые из христиан, когда их постигает какое-либо несчастие, вместо того, чтобы преклониться пред неисповедимыми путями Промысла Божия, вспомнить о своих грехах и покаяться в них и всю свою надежду возложить на Бога, – начинают обыкновенно роптать и говорить: «За что меня Бог наказывает? Неужели Он не видит моих страданий? Я, кажется, всем делал добро: тому-то и тому-то, тогда-то и тогда-то», и т.д. без конца. Это, братие, нехорошо. Такой ропот показывает в человеке и отсутствие любви к Богу, и маловерие, и себялюбие, и, пожалуй, гордость. В несчастиях человек не так поступать должен. А как же, спросите? Да так, ответим вам, поступать должен, как тому учат святые отцы. Как же они учат?
В слове церковном «об Иове и о нищелюбии» читаем: «Послушайте, что говорит Писание об Иове: имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока (Иов. 1,3). Но, по попущению Божию, почти все имение его попалил огонь. При этом у Иова не вышло ни одного слова ропота, и он говорил: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, как угодно было Господу, так и сделалось (Иов. 1, 21). Итак, Иов, при несчастии, не возроптал, но выразил полную покорность воле Божией и, когда все потерял, не пришел в уныние. А нынешние люди, когда получат от Господа какое-либо благодеяние, то о Нем и не воспомянут; а когда какое-нибудь несчастье к ним придет, тогда Творца своего начнут хулить и перечислять все свои добродетели. И если когда-либо или копейку подали нищему, или кусок хлеба дали, или свечу поставили в церкви, или от плодов что-либо Господу принесли, то об этом воспоминают и говорят: «За что же такая напасть пришла на нас?» Но им бы следовало не о добродетелях, а о грехах своих вспоминать. Ты поставил свечу в церкви? Хорошо. Но ты забыл то, что некогда нищий, отвергнутый тобою и ушедший от тебя со вздохами и слезами, погасил свечу твою. Ты дал нищему хлеб? И это хорошо. Но вспомни, что некогда стада овец твоих истребили всю жатву этого нищего. Итак, если придет беда к тебе, то не ропщи, а поступай так, как Иов, прославляя Бога и говоря: «буди имя Господне благословенно во веки». Что отсюда следует? То, что в несчастиях мы должны не унывать, не отчаиваться, не хвалиться своими добродетелями, не роптать на Бога, а прежде всего вспомнить жизнь Иова и с ним говорить: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Затем, должны помышлять не о добродетелях, а о грехах своих, каяться в них и смирять себя пред Богом. А, наконец, всю веру и упование свое возложить на Бога и чаще воспроизводить в душе своей слова Давида: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26, 14). Аминь.
..
Одно только нужно...
06 февраля.
«Слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14)
Так описывает Спаситель допускающих тернию заглушить слово Божие. Семя пускает корни, пробивается наружу и даже достигает некоторого роста, но подавляется мирскими влияниями и не приносит плода. Тут есть знаменательное слово – «отходя». Они возвращаются, впадают снова в водоворот житейской суеты, и в этом омуте не остается места никаким возвышенным чувствам. На этой почве слово Божие произрасти не может. Житейское часто задерживает духовное.
Влияние слова Божия подавляется наслаждениями плоти, влечением к светским утехам и удовольствиям. Невозможно отдаваться одновременно Царству Божию и царству мирскому. Пока мы заботимся и суетимся о многом, – мы неизбежно забываем, что одно только нужно (Лк. 10:41, 42).
Люди, особенно молодые, иной раз опасаются христианской жизни, думая, что она отнимет у них всякую радость и откроет им путь суровый и бесцветный. Какое ложное представление, побуждающее многих оставаться на полдороге! «Вкусите и увидите, как благ Господь» (Пс. 33:9), – говорит Священное Писание. И все, которые вкусили, убедились, что никакие земные наслаждения не могут сравниться с тем изобилием радости и той глубиной мира, с той полнотой жизни, которую дает Господь любящим Его.
.......
.........
Русский народ милостив. И сколько бы не учили нас, что милостыню часто просят мошенники, все равно мы жалеем просящих и по евангельскому слову подаем. Хочу рассказать непридуманную историю о том, как моя подруга подала милостыню… блаженной Ксении.
***
В годы учебы у меня была подруга Елена. Жили мы тогда в общежитии музыкального училища. А недалеко бы храм, куда моя подруга ходила по утрам петь на раннюю службу, да и нас приучила почаще церковь посещать.
Шел 1993 год, стипендия наша составляла 30 рублей, а банка тушенки стоила 8 рублей. Поэтому в нашем рационе были преимущественно макароны с томатной пастой.
К чему я говорю о финансовой стороне вопроса? — Чтобы читатель понимал, что милостыню творить было нелегко. Но моя подруга неизменно отдавала все, что было у нее в кармане, сидевшей на паперти нищенке.
Скажу прямо, мы считали это безрассудством. Однажды я увидела, как немного поколебавшись, отдала она нищенке последние копейки. Лена даже не задумывалась, что возможно, эта женщина уже намного богаче ее самой: храм был один в городе, люди шли толпой каждый день, кто отпевать, кто крестить, кто о здравии ближних просить.
Из еды теперь оставалась у Лены только привезенной дядей мелкая картошка. Не было даже ни на хлеб, ни на молоко. Кто-то из прихожан передал ей зелень. Но это не спасло истощенную девушку.
Она слабела и слабела. Вскоре начались головокружения, и Леночка не могла уже встать с кровати. Вскоре на плановом в 18 лет обследовании у нее нашли «очаги Гона» и положили в больничку при туберкулезном диспансере. Лена была так слаба, что не знали, останется ли она в живых.
Мы молились за нее как могли. Даже девочки из нашей группы в училище, которые не ходили в храм и часто осуждали Лену за скромную одежду и «религиозный фанатизм» (не будет же нормальный человек ходить в церковь каждый день, — шептались они), теперь скучали по ней и переживали за ее здоровье.
Лечение стало помогать не сразу. Первые лекарства не действовали. Начиналось лето, и мы почаще могли уже приходить под окошко к подруге.
И вот, я помню, что было это 6 июня, Лена выглядела бодрее, и с удивлением рассказала о пригрезившемся ей.
Хочется сказать, что все мы, конечно, знаем о настороженном отношении Церкви ко снам, и о том, что часто бесы «водят нас за нос» в сонных видениях. Но есть определенные признаки, которые присущи подлинным видениям. Например, темные силы боятся крестного знамения. Поэтому храм в наваждениях обычно представляется в искаженном виде, батюшки снятся без креста. Но в видении умирающей Леночки все было иначе.
Она увидела наш Александро-Невский храм, площадь перед ним, и себя, входящей в него.
Как обычно, в притворе на паперти сидели нищие. Лена по привычке достала из кармана монетки и протянула руку, чтобы подать. Но, приподняв голову, с удивлением увидела вместо обычной женщины совсем другую.
Статуя Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Санкт-Петербург.
Статуя Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Санкт-Петербург.
На стульчике нищенки сидела немного согбенная старица, одетая в простые блузку и юбку какого неяркого цвета. От нее исходило какое-то духовное благородство и величие. Полным любви взором серо-голубых очей она посмотрела на Лену и сказала: «Деточка, постой». Лицо было худым, нос с горбинкой, из-под платка виднелись седые волосы.
Она достала из полотняной сумки головной платок необычного окраса: весь в желтых и красных волнах.
Портрет блаженной Ксении найден в запасниках Эрмитажа. На заднем фоне икона благоверного князя Александра Невского.
Старица поставила Лену на свое место и трижды перекрестила ей лицо со словами «ничего не бойся». Затем повязала ей на голову платок, который достала из торбы и произнесла: «А теперь иди, пой», — и подтолкнула ее к двери в храм.
Лена вошла в храм и направилась к клиросу, но на пути увидела, что для отпевания приготовлены три гроба с крестами. В нашем храме был обычай торжественно отпевать усопших: в ноги каждому гробу ставили высокий крест. Пришел настоятель отец Виктор, благословил девушку и началось отпевание. Лена не видела усопших, и вскоре проснулась, поя песнопения погребения.
***
Вскоре наша подруга пошла на поправку. Более того, диагноз туберкулез сняли, признав врачебной ошибкой. Причиной слабости оказалось совсем другое заболевание, которое успешно вылечили за месяц.
Лена вернулась к учебе и пению в храме. Стала профессиональным регентом и хоровым дирижером. Я знаю, что никогда не расстается она с церковным пением и работой на клиросе, вот уже более 30 лет.
Сбылось и другое предсказание старицы: за два года Леночка потеряла трех близких людей: свою бабушку Клавдию, Лидию, алтарницу храма, с которой близко дружила и брата Александра.
Сама же она испытала в жизни много Божиих милостей, и также много невзгод, как на том платочке менялись в ее жизни полосы. Да и судьба сложилась непросто, много было ошибок. Так и спасаются грешники, покаянием и милостыней: вот чему меня научила эта история.
А. Простев. Блаженная Ксения подает милостыню.
А. Простев. Блаженная Ксения подает милостыню.
Елена долго не могла разгадать, кто была явившиеся ей старица. Лишь спустя долгие годы она узнала на литографии блаженную Ксению. Знаменательной была и дата видения: 6 июня, день церковного прославления блаженной Ксении Санкт-Петербургской.
Теперь Леночка уверяет всех, что Ксения блаженная имеет кроткий и строгий лик, глубокий духовный взор. И ей совсем не присущ такой по-мирски добрый, «всепонимающий слабости человеческие» взгляд, который на ее современных портретах часто теперь изображают известные художники.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев