Художник изобразил эпизод явления Воскресшего Спасителя женам-мироносицам.
Знаменательная встреча воскресшего Христа и жен-мироносиц описана тремя Евангелистами (апостол Лука прямо об этом событии не говорит, сообщая лишь об ангелах, явившихся жёнам-мироносицам).
Среди этих жен отмечена и Мария Магдалина. При этом Евангелие от Марка сообщает, что: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16:9). Между тем, наиболее красочное и детальное описание встречи Воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной даёт Иоанн Богослов (Ин. 20:14-17).
Описание
Картина «Явление Христа Марии Магдалине», написанная русским художником Алексеем Егоровичем Егоровым, отражает евангельскую историю о неожиданной встрече бывшей блудницы, оставившей свой прежний образ жизни и последовавшей за Христом, Марии Магдалины. После погребения Спасителя Мария вместе с другими женами пришла к гробнице, чтобы умастить благовониями тело Учителя, но не нашла Его. Затем Воскресший Иисус Сам явился своим ученицам, но прежде, как сообщает евангелист Марк, – Марии (Мк. 16:9).
На картине представлены две фигуры – Иисуса и Марии – они выполнены в полный рост. Увидев Спасителя, Мария опустилась на колено, чтобы коснуться Его стоп. Господь жестом отстраняет Её, не позволяя коснуться Себя, говоря: «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). Красное полотно, обернутое вокруг тела Христа, указывает на Его жертвенные искупительные Страдания и смерть.
В руке Он держит посох, а Его лицо обращено к Марии: взгляд Его полон любви и нежности. Мария с благоговением и нескрываемым ликованием склонилась перед Господом. Охватившее её горе из-за утраты любимого Учителя сменилось радостью. Художник уходит от традиционной иконографии этого сюжета, где вместо испуга или удивления лицо Марии Магдалины выражает спокойствие и благоговение. На безмятежном лице Иисуса яркий румянец. Вместо белой пелены торс и плечо Христа прикрыты красной драпировкой цвета жертвенной крови. Она резко контрастирует с оливковым одеянием бывшей грешницы, припавшей к ногам Своего Наставника. Опираясь на посох, Он медленно ступает по земле, усеянной цветами. На заднем плане видны кресты и гробница. Рядом с входом сидит Ангел – свидетель таинства Воскрешения. С правой стороны полотна, над фигурой Христа, мастер изобразил яблоню с плодами, как символ спасения и искупления от греха.
История
Художник окончил свою работу над картиной в 1818 году. К этому времени он успел посетить Италию, познакомившись с работами местных мастеров. Живописец Алексей Егорович Егоров прославился как «русский Рафаэль». Поводом для сравнения его работ с полотнами великого итальянского мастера послужило следование эталонам античного искусства, совершенство рисунка и композиции, а также религиозные сюжеты картин. Ученик знаменитых художников И.А. Акимова и Г.И. Угрюмова, Егоров стал продолжателем традиций академической школы живописи.
.....
Должно быть внимательным к внушениям своей совести
16 (29) января
(Из слова о некоем монасе, хотящем дщерь пояти иерея идольского, и отвергшемся Христа и святого Его крещения; и паки спасе его Бог)
Слово Божие говорит, что належит человеку помышление на злая от юности его (Быт. 8, 21), т.е. что мы склонны более к злу, чем добру. Но Промысл Божий и при нашем нравственном растлении все-таки бодрствует над нами и возникающее в нас чрез удаление от добра зло часто пресекает или исправляет и всегда желает обратить к добрым последствиям. К сожалению, к этим благим действиям Божьим мы большею частью относимся не только с небрежением, но и неблагодарностью. Задумал, например, человек какое-нибудь злое дело и стал изыскивать средства совершить оное; но вдруг является внешнее препятствие, или подаст голос совесть, и грех не совершен. Что более оставалось бы делать тут, как не благодарить Бога за сохранение от греха и начать исправление жизни? Но нет! Вместо этого он только ропщет на то, что не удалось ему злое намерение привести в исполнение, и снова начинает думать, как бы поскорее снова отыскать способ ко греху и совершить его. А от этого часто и видим, что чем долее человек живет, тем более делается худшим и иногда совершенно погрязает во зле. Но этого бы не было, и не худшим, а лучшим бы становился он, если б был внимательным к вразумлениям Божьим и внушениям своей совести.
Одного инока стали смущать нечистые помыслы, и дьявол с искушением явился. Инок сбился с пути. Проходя по случаю одним из селений Египта, он встретил дочь идольского жреца, воспылал к ней страстью и стал просить отца, чтобы отдал в жену ему. Жрец сказал, что не выдаст за него дочь до тех пор, пока не спросит бога своего, и за тем обратился к демону. «Некоторый монах, – сказал он последнему, – просит руки моей дочери; отдать ли ее за него?» Дьявол отвечал: «Если отвержется Бога своего и крещения и обетов монашеских, – отдай». Монах отрекся, а жрец опять пошел к демону и сказал про него, что все, что требовалось, он исполнил. Дьявол отвечал: «Не отдавай за него дочь: ибо хотя он и отрекся Бога своего, но его Бог все еще ему помогает и от него не отступил» Жрец пересказал последнее иноку. Выслушав это, инок пришел в себя, раскаялся и сказал: «Если такую явил на мне благодать Свою Бог, что и после того, как я отрекся Его, не перестает помогать мне, то ужели и после сего я еще снова стану прогневлять Его?» И тотчас возвратился в пустыню. Там он передал все случившееся с ним одному из великих старцев, и сей, оставив его с собою в пещере, заповедал ему слезное покаяние, молитву и пост. Инок исполнил повеленное и спустя три недели, чрез чудесное видение, получил полное прощение. Он остался после сего со старцем на всю жизнь и спасся.
О, сколь блаженны были бы мы, если б всегда пребывали внимательными к внушениям нашей совести и научились одерживать славнейшие из всех побед – победы над самими собою! Сколько бы мы были любезны Богу, если б, вместо того, чтобы прилагать грехи ко грехам, научились хоть сколько-нибудь распинать плоть свою со страстями и похотями и шли к Нему с покаянием, если б от чистого сердца и с полным желанием оставить путь греха могли с блудным сыном сказать Отцу Небесному: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой. Сотвори мя яко единого от наемник Твоих (Лук. 15:18–19)! Поистине Он отверз бы нам Свои объятия и сказал: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис. 44, 22). Аминь.
.......
Крест Христов есть основание и центр
29 января.
«Многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос» (Мф. 24:5)
Древняя легенда гласит о странном случае в жизни св. Мартиниана. Однажды, усердно занимаясь в своей келлии изучением Священного Писания, он услышал легкий стук в дверь. «Войди», – сказал монах. Дверь отворилась и перед ним очутился прекрасный незнакомец с орлиным взглядом, в княжеской одежде. «Кто ты?» – спросил св. Мартиниан. «Я – Христос», – ответил незнакомец.
Повелительный голос и гордая осанка нежданного посетителя не смутили скромного инока; окинув его пытливым взглядом, он тихо сказал: «Где раны от гвоздей?» Он заметил отсутствие ран, этой неминуемой принадлежности распятого Спасителя. Царская осанка, богатая одежда незнакомца не могли свидетельствовать о его подлинности. На холеных, покрытых драгоценными кольцами руках недоставало следов распятия.
Обличенный во лжи, застигнутый в злом замысле, сатана – ибо это был он – поспешно бежал из келлии.
Мы можем и теперь извлечь полезный урок из этой легенды. Именем Христа прикрывается многое и в наши дни. Как узнать веру истинную, как разобраться в бесчисленных новых началах и учениях, которыми хотят заменить все древнее, освященное веками? Святой инок нашел разрешение этого вопроса: он искал следы распятия на явившемся ему видении человеческой славы.
Без крестной смерти Спасителя, без искупительной жертвы Его Евангелие потеряло бы всю силу. Крест Христов есть основание и центр, из которого исходят светлые лучи мира, радости и надежды. То, что не носит на себе следов распятого Спасителя, что не проникнуто духом Креста и противоречит Евангельскому учению, не может называться Именем Христовым, не может принадлежать Ему и не от Бога исходит. «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4:1).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев