Нет покаяния – и духовной жизни быть не может.
Если мы хотим достичь жизни духовной, которая есть общение с Богом, тогда, чтобы пробиться к Богу сквозь тучу помыслов, сквозь свои страсти, сквозь греховную пелену, в которой мы живем, чтобы из этого мрака вырваться к Божию свету, нужно сделать только одно – покаяться. С покаяния нужно начинать каждый день и каждый день покаянием завершать.
Надо все время, каждый день трудиться над тем, чтобы в себе что-то изменить.
Надо посмотреть на себя, на свою жизнь, на свои поступки и увидеть: что в моих поступках, словах, мыслях противоречит слову Божию? И то, что увидишь, начинать менять, каждый день над этим трудиться.
🍃 Труд этот состоит из двух направлений.
Первое: надо изо всех сил удерживаться от греха.
А второе: все время просить Бога, чтобы Господь исправил.
А то некоторые уже десятилетиями говорят: батюшка, телевизор смотрю. Ну если ты считаешь, что это грех, выброси его. Жалко выбросить – продай. Если и это не можешь, то, когда испортится, не чини. Хотя нужно-то всего: руку протянул и выключил. Подумаешь, усилие духовное.
Так же и с вином. Курить бросить довольно трудно: тянет, ноет, сосет.
А не пить – это вообще очень просто. Только когда третья степень алкоголизма, тогда действительно трудно, а так вообще нет никакого труда: нужно только, когда разлили по рюмкам и все пьют, взять и не пить. Ну хочется, ну не умрешь же!
Но человек и этого не хочет, то есть у него нет покаяния.
🌿 Поэтому многие на исповеди одно и то же говорят, просто фиксируют: вот в этом грешен, в этом грешен. Списочек такой составляется.
А изменение? Изменения никакого нет.
А почему нет? Ну потому что человек не хочет каяться, не хочет меняться, он хочет, чтобы все оставалось по-прежнему.
А по-прежнему оставаться не может. Вера либо растет, либо ослабевает, у нее такое свойство.
Возьмем бумагу и подожжем: вот она воспламенилась, вот она горит ярким огнем, а вот она угасает. Не может огонь быть ровный, стабильный, он либо разгорается, либо гаснет.
Так же и с верой: либо все время человек идет путем очищения, путем приближения к Богу, все ближе к Богу, все жизнь глубже, все духовней, интенсивней, либо, наоборот, слабеет.
Вроде и ходит человек в церковь, а уже остыл.
Все ему уже ясно, все известно. Кто третий год в храм ходит, тот вообще понимает, что это все одно и то же.
Ну о чем может батюшка говорить? О стяжании Духа Святого, о том, что надо мирно жить, о том, что надо молиться, храм посещать, пост соблюдать. Вот даже десяти пальцев не загнешь.
Чему Церковь учит? Да все одному и тому же две тысячи лет. Богослужение? Ну понятно: вечерня, утреня простая, полиелейная или всенощное бдение; литургия вообще всегда одна и та же, тропари только меняются.
Евангелие? Да я его уже читал десять раз.
И люди вокруг одни и те же: так же толкаются, кто-то обиделся, этот не здоровается, тот забыл – все то же самое. И человеку уже скучно, он думает: да зачем это? Раз службу пропустил, два пропустил – и смотришь, и не умер, все по-прежнему. И засыпает душа, не хочет Бога, уши закрылись для слова Божия.
✨ Поэтому многие из нас – и это очень прискорбно – внутри уже как-то отказались от подвига христианского, расслаблены душой и полностью погружены в жизнь мирскую.
В жизнь церковную они как бы выныривают из болота время от времени глотнуть свежего воздуха, а потом окунаются опять в мир. Миром святые отцы называли мир наших страстей.
Человек живет только в страстях, в своих желаниях, все у него в душе кипит, бушует.
А должно быть наоборот, жизнь наша должна проходить в Церкви, мы должны быть в Церкви всегда, не только когда мы все соединяемся вместе на молитве в храме, а никогда эту связь с Богом, с Церковью не прерывать.
Потому что постепенно, если мы будем жить жизнью мирской, благодать Божия от нас отступит и мы к Богу охладеем.
Один подвижник, когда у него спросили, какой есть признак того, что душа от Бога отошла, изменила Ему, сказал, что самым заметным признаком является равнодушие к богослужению, когда уже и не хочется идти в храм.
Душа к этому перестает стремиться и перестает от этого что-то получать. И очень многие богослужение воспринимают не как цель.
Мы здесь собрались все, прославили Господа нашего Иисуса Христа.
Он стоит среди нас; душа наша, если она не омертвела грехом, должна это чувствовать, видеть духовными очами, что Он здесь.
Что может быть драгоценней на свете такого нашего общения с Самим Богом? Нет ничего драгоценней. Поэтому душа, которая любит Христа, она будет устремляться сюда. А если тянет еще куда-то, значит, душа отдана на откуп совсем другим силам. И это очень печально, очень жалко, об этом можно слезы проливать.
Это значит, душа гибнет, она умирает, ее засасывает трясина страстей. Это ужасно, это очень прискорбно, что такая драгоценность, за которую Господь не погнушался Кровь Свою пролить, гибнет.
📖Протоиерей Димитрий Смирнов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3