Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), это надпись, насмешливо прибитая над головой Спасителя во время распятия. На нательном кресте этой надписи нет
Надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: «Царь Славы Исус Христос Сын Божии». Часто добавляется надпись «НИКА» (греческое слово, означает победу Христа над смертью).
Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают «К» – копие, «Т» – трость, «ГГ» – гора Голгофа, «ГА» – глава Адама. «МЛРБ» – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
Изображение распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.
Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.
Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».
Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К XVII веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту («Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…»), или только первые слова.
Женские нательные кресты.
В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между «женскими» и «мужскими» крестами. «Женский» нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг «женского» креста растительным орнаментом изображается «лоза», напоминающая о словах псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс., 127, 3).
Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
____________________________________________________________________________________________
Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции.
Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе..
Манера «очеловечивания» страданий Христа свойственна католицизму и
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3