О.Гундогдыев, туркменский историк
С самой глубокой древности люди обращали взоры к небу. Они наблю- дали как двигаются небесные светила, и прежде всего -Солнце, от которо- го зависело практически все в жизни первых людей. Тогда же, в древнос- ти, было замечено, что дни бывают короткими и длинными, Луна может быть “старой” и совсем “молодой”, а в определенное время на ночном небе появлялись новые звезды. Иногда, изменения в звездном небе совпадали с какими-то изменениями в природе. Все это фиксировалось и откладывалось в общую копилку человеческих знаний. Так появились зачатки астрономии.
“Без истории астрономии мы не можем ничего оценить в истории человечества. - писал в 1885 г. французский астроном К.Фламмарион. - Астрономию можно отнести к той же древности, что и сотворение человека. Научимся же читать историю неба по этим каменным и бронзовым обломкам, оставленным предками”.
Сегодня, когда человек освоил космические просторы, нам кажется смешной та модель мироздания, которую конструировали древние люди. Да, Земля действительно не покоится на спинах трех слонов. Но разве могли бы мы сейчас знать это, не будь того опыта, тех наблюдений и знаний, передаваемых от отца к сыну?!
Как отмечает известный исследователь В.В.Цыбульский, у кочевников Азии “... каждая юрта являлась своеобразным семейным “планетарием”, благодаря чему накапливались и передавались из поколения в поколение наблюдения за светилами”.
Недаром идея создания так называемого двенадцатилетнего животного цикла принадлежала именно кочевым народам Средней Азии (а точнее - древним скифам), откуда он распространился по всему Востоку - от Японии до Поволжья и от Кавказа до Индо-Китая.
Испокон веков туркмены, как и все другие народы мира, проявляли большой интерес к астрономическим наблюдениям. Кто из нас не видел в степи ясного ночного неба, усыпанного мириадами звезд! Через купол юрты наш предок видел звезды и Луну, загадывал желание, увидев комету. А сколько прекрасных стихов и песен рождалось при виде этого бесконечно- го пространства, куда так стремится душой человек.
Азиатские астрономы очень давно составили календарь 12-летнего животного цикла. Он основывается на таких естественных показателях как: месячное обращение Луны вокруг Земли, годичное обращение Земли вокруг Солнца и период полного обращения Юпитера вокруг Солнца. Поэтому В.В.Цыбульский и назвал этот календарь “лунно-солнечно-юпитерным”.
Несмотря на господство геоцентрической теории, периоды обращения Луны и Юпитера были определены точно. Древние астрономы установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 (точно установлено ныне - 11, 862 года) лет. Этот “круг Юпитера” был разделен на 12 равных частей по 30 градусов, и каждая часть получила наименование животного:
Новый 12-летний круг шел в том же порядке. Так родился календарь 12-летнего животного цикла.
В полном смысле слова, он и является самым настоящим зодиакальным кругом (от греч. госйакоз кук1оз - “звериный круг”). А известный в наши дни зодиакальный круг из 12 созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы - может считаться зодиакальным с большой натяжкой, ибо Весы, Близнецы, Дева, Стрелец, Водолей не связаны с именами животных.
В науке давно уже идут споры о возможной родине происхождения 12- летнего звериного цикла. Называются четыре возможных родины цикла: Индия, Китай, Передняя Азия, Центральная Азия (сюда входит и понятие “Средняя Азия”). При тщательном анализе выяснилось, что версии переднеазиатского, индийского и китайского происхождения цикла являются неубедительными. В Передней Азии существовал животный цикл, однако он был иным по составу и употреблялся лишь для счета часов. Кроме того, он не был широко распространен. В отношении же Индии, по словам И.В.Захаровой, “... можно пытаться доказывать ее приоритет в изобретении 12-годичной системы, так как там нет никакого животного цикла”.
В 1906 г. западный исследователь Е.Шаванн, разбирая работы двух китайских историков Ван Инлиня (XII в.) и Чжао Иня, пришел к выводу, что китайцы унаследовали 12-летний животный цикл у тюркоязычных народов, у которых он был основой хронологии. Например, в летописях династии Тан (VII в.) говорится, что “... Киргизы... отмечают годы посредством 12 животных. Таким образом, когда год находится под знаком инь, они его называют годом тигра”. Из этого отрывка ясно, что для китайцев такой отсчет времени принимается в то время за нечто необыкновенное.
Сторонников тюркского происхождения цикла было немало. Среди них такие известные авторы, как А.Ремюза, Ф.Хирт, В.Ф.Шахматов, И.В.Захарова, В.В.Цыбульский и др.
В частности, В.В.Цыбульский пишет: “Кочевники Центральной Азии издревле довольно широко проводили астрономические наблюдения и накопили немало знаний в этой области. Идея создания календаря, условно называемого нами “юпитерным”, с небесной символикой двенадцатилетнего животного цикла была, вероятно, воспринята от кочевых народов Центральной Азии народами Восточной Азии, которые с появлением у них письменности и измерительных инструментов начали не просто наблюдать, но и научно обосновывать астрономические явления”.
Уже в VII в. н.э. в орхонских надгробных надписях появляются даты событий по годам 12-летнего цикла. Например: “В год Змеи в 10-й месяц” (“Иылан йыл онунч”). К этому же времени относится первое упоминание о цикле в китайских летописях, которые сообщают о тюркском животном календаре.
Появляются описания зодиакального цикла и в сочинениях мусульманских авторов: Махмуда Кашгари (XI в.), Абу Рейхана ал-Бируни (XI в.), ибн-Муканны (XIV в.), Улугбека (XV в.), Абулгази (XVII в.) и др.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев