Иван родился и вырос в верной Богу адвентистской семье в Советском Союзе. Хотя его семья жила бедно и им приходилось много работать, у него было беззаботное и счастливое детство и юность. В восемнадцать лет Ивана призвали служить в Советскую Армию. Вместе с другими призывниками он сел в поезд и через семь дней оказался в трёх тысячах километрах от дома. Так началась его долгая двухлетняя воинская служба. Помимо одиночества и тоски по дому, Иван осознавал, что его самое большое испытание ещё впереди. Ещё до того, как его призвали в армию, он в глубине души решил, что останется верным Богу и будет соблюдать субботу, независимо от того, что с ним может произойти. Первые пару суббот он пояснял своему непосредственному начальству, что не может работать в субботу по своим религиозным убеждениям. Командиры терпели это в течение первых нескольких суббот, думая, что он скоро откажется от своих странных «провинциальных» и «примитивных» обычаев.
Однако вскоре командиры Ивана поняли, что молодой человек настроен серьёзно,и приняли решительные дисциплинарные и «воспитательные» меры. Однажды в пятницу, после изнурительного рабочего дня, Ивану сказали, что он не заслуживает сна на удобной кровати на выходных, если отказывается работать по субботам. Ему сообщили, что вместо этого выходные он проведёт в изоляторе временного содержания. Когда командиры привели Ивана к камере, то офицеры обнаружили, что камера закрыта на ключ, а охранник куда-то ушёл. Ожидая возвращения охранника, офицеры переговаривались, а Иван любовался закатом над прекрасным озером Балхаш. Молча Иван искал у Бога утешения и поддержки. Внезапно проходивший мимо сержант остановился и мимоходом спросил у начальства Ивана, кого они привели в камеру. «Соблюдающего субботу, — ответили они. — Мы хотим переучить его, чтобы он подчинялся приказам и работал по субботам». «Бесполезно! — воскликнул сержант. — Я знаю этих людей. Они скорее умрут, чем будут работать по субботам!» Офицеры поняли, что допустили ошибку, позволив сержанту говорить в присутствии Ивана. Но было слишком поздно. Иван получил столь необходимую ему поддержку.
Охранник пришёл, и, как только началась суббота, Ивана препроводили в камеру: помещение два на три метра, там было ещё десять солдат, большинство из которых курили. Закрылась тяжёлая металлическая дверь, и Иван занял единственное свободное место у входа, приготовившись стоять или сидеть остаток выходных. Молодой воин Христов, он был полон решимости оставаться верным соблюдению Божьей субботы. Минуты превратились в часы, и к полуночи Иван начал представлять, как его братья в родном городе радостно идут в церковь, чтобы поклоняться Богу во время вечернего собрания, в то время как он остаётся запертым в тёмной тюремной камере, наполненной сигаретным дымом, а впереди у него ещё три дня.
Внезапно Иван вспомнил последнюю проповедь, которую слышал в своей церкви перед уходом на военную службу. Это была история об Илии пророке на горе Кармил и о том, как он семь раз молился о дожде. «А что, если я тоже помолись семь раз?» — подумал про себя Иван. Хотя это казалось весьма самонадеянным, Иван решил попробовать. Он произнёс первую простую молитву в своём сердце. Ничего не произошло. Последовала его вторая молитва. По-прежнему не приблизилось никакое «облако». Третья молитва. Четвёртая. Пятая. И шестая. Затем, наконец, он произнёс в своём сердце седьмую молитву. После того, как он закончил молиться, воцарилась полная тишина полуночи. Тишина никак не повлияла на решимость или веру Ивана. Он был готов проявить верность Богу, даже если Бог не ответит никаким очевидным образом на его семь молитв. «По крайней мере, — подумал он про себя, — я пытался, ведь так?»
Однако уже через минуту тишину нарушили шаги за стеной камеры. После этих шагов послышался звон ключей, а затем скрип открывающейся двери. В дверях появился охранник и осветил комнату фонариком. Заметив Ивана, он приказал ему выйти наружу. Когда они вышли, начальник отвёл Ивана в свой кабинет, устроил простую, но удобную кровать и предложил юноше поспать. Иван рухнул и через мгновение уснул. Утром Ивана ждал ещё один сюрприз: начальник принёс ему завтрак. Более того, охранник дал Ивану узелок с едой и отвёл его на берег озера, где отпустил наслаждаться субботой на природе.
Следующие несколько суббот Иван провёл таким же образом. Офицеры приводили его в камеру на выходные. Охранник освобождал Ивана и кормил его до конца выходных. Затем, в понедельник утром, Иван возвращался в свою казарму. Последующие месяцы и годы были наполнены многими другими подобными случаями Божьего чудесного вмешательства ему на благо. Через два года Иван вернулся домой зрелым, сильным молодым человеком, сохранившим верность Богу. Да, он пошёл против чудовищной системы Советской Армии, которая стремилась сокрушить его веру. Да, его начальство сказало ему, что он недостоин спать на армейских матрацах, но последнее слово было за Богом. Бог заботится о Своём верном народе, который принимает решение — как это сделал Даниил в Библии и как сделал Иван — оставаться верным Ему.
ВЕРНОСТЬ ХРИСТИАН
Верность всегда привлекала исследователей человеческой природы и истории. Как поведенческая установка верность имеет под собой различные основания. Некоторые из них являются биологическими или предопределёнными, такими как семья человека или место его рождения. Другим основанием верности являются личные решения. Эти решения могут быть связаны с финансовыми выгодами, убеждениями, мировоззрением или моралью. Некоторые люди основывают свою верность на долгие, другие — на предпочтениях, а третьи — на пользе. Объекты верности человека связаны с этими основаниями. Люди проявляют верность своим семьям, роду, народу, религии, идеологии, философским взглядам, природе и делу, и это лишь некоторые объекты. Но что такое верность христиан? Почему христиане проявляют верность и кому они верны?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим историю Иова. В разговоре с сатаной Бог подчёркивает непорочность, праведность и верность Иова или страх Божий в нём «Ещё этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего» (Иов. 1:18). Верный своей сеющей сомнения, лживой и мятежной природе, сатана поднял один из своих главных вопросов: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иов. 1:9). Затем сатана заявил, что основой человеческой верности Богу является эгоизм: «Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов. 1:10, 11). Ещё до изгнания с небес сатана обвинил Бога в том, что Он ложно и эгоистично вызывает привязанность и преданность Себе у непавших существ во Вселенной. Таким образом, их преданность Богу продиктована выгодой и личными интересами. Точно так же сатана утверждал, что основа верности Божьего народа на земле также коренится в личном, эгоистичном желании выжить и процветать. Это неверное истолкование реальности сатаной породило великую борьбу во Вселенной, а также вызвало страдание Иова и его многочисленные вопросы. Но удивительная верность Иова доказала, что сатана ошибался, и явила истинную основу верности Богу: непоколебимую и безусловную любовь к Нему и глубокое желание быть праведным.
В ту первую ночь в камере верность Ивана Богу была сразу же вознаграждена. Но эта награда не была основанием его верности Богу. Иван был полон решимости оставаться верным Богу независимо от того, что последует за этим. Точно так же, столкнувшись с перспективой ужасающей смерти в «печи, раскалённой огнём» на поле Деир (Дан. 3:15), друзья Даниила отважно ответили Навуходоносору: «Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:16—18). Годы спустя пророк Аввакум провозгласил: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17, 18).
Но как такая преданность появляется в сердцах его народа? Да, Божий народ и непавшая часть Вселенной чувствуют побуждение быть верными Ему, потому что Он — их Создатель и, следовательно, их Отец. Семья сама по себе является веской причиной. Но это ещё не всё; Божий народ черпает свою верность у Бога. Они созданы по Его образу «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26, 27). Бог есть любовь, и по Его благодати люди проявляют любовь. Бог праведен, и люди изначально были сотворены праведными. Бог верен или предан, и люди тоже могут выбрать с Божьей помощью быть верными и преданными. Именно Его любовь и верность нам порождают в нас любовь и верность Ему. Апостол Иоанн пояснял, что мы верны Богу не из-за страха, ибо «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:18, 19). Иоанн объясняет: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
История Ивана действительно является удивительной и вдохновляющей. Но мы также знаем, что на каждую такую историю приходится много других, когда верность принесла беды и страдания и самим людям и, возможно, их близким. Что помогает нам верно понимать подобные истории?
Мы можем представлять, как мы будем твёрдо стоять и почитать Божью субботу во время гонений, но сколько раз мы нарушаем святость и торжественность субботы во времена мира и процветания? Иногда мы можем задаться вопросом в том, не легче ли передавать Господина субботы во времена свободы, чем во времена гонений. Если мы не можем сохранять святость субботы во времена свободы, как мы можем рассчитывать на то, что будем верно соблюдать субботу во времена бурь и давления? Подумайте о верности Богу как в хорошие, так и в трудные времена.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев