В августе 1968 года инициативная группа из состава бригады общих видов ОКБ Сухого подготовила компоновку нового самолета. В течение следующих семи лет был пройден путь от чисто «бумажного» самолета до сборки первого опытного образца Т8-1. Для этого потребовалось получение официальной поддержки в разработке темы. Несколько раз со стороны военных ведомств были уточнены и скорректированы тактико-технические требования.
В конце 1972 года началась постройка первого опытного штурмовика. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся один из выдающихся специалистов своего дела Олег Самойлович.
Самолет имел достаточно простую аэродинамическую компоновку (прямое крыло, однокилевое хвостовое оперение), развивал дозвуковые скорости, имел в конструкции классические материалы, проверенные узлы и агрегаты, бесфорсажный вариант двигателя РД-9Б. Позднее РД-9Б заменили турбореактивными двигателями Р-95Ш. Была предусмотрена возможность автономной работы каждого из двигателей, что повысило живучесть машины. Также была предусмотрена возможность заправки самолета дизельным топливом - на тот случай, если экипажу придется заимствовать топливо у сухопутных частей.
В апреле 1981 года самолет начал поступать в строевые части. С июня 1981 года Су-25 принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Официально Су-25 принят на вооружение 18 апреля 1987 года и серийно выпускался до 1992 года. Всего произведено около 1300 самолетов.
Боевая машина принимала участие во многих военных конфликтах в разных частях света и до сих пор состоит на вооружении во многих странах мира.
Существует огромное количество модификаций легендарного самолета. Остановимся лишь на самых главных. С 1986 года на заводе в Улан-Удэ начался выпуск «спарки» Су-25УБ — учебно-боевого двухместного самолета. Если не считать добавления второго места инструктора, самолет практически полностью идентичен одноместному штурмовику и может использоваться как для обучения, так и для боевых действий. Самая современная модификация серийного штурмовика Су-25СМ отличается от «первоисточника» более современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования.
Было выпущено несколько учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ, предназначенных для обучения летчиков полетам с борта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» с использованием взлета с трамплина и посадки на аэрофинишер.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1