ЧТО ГОВОРИТСЯ О НАЧАЛЕ И О БОЖЕСТВЕННОСТИ ХРИСТА В КНИГЕ "ХРИСТОС И ЕГО ПРАВЕДНОСТЬ" (Э. Ваггонер)
"Перед тем, как перейти к некоторым практическим урокам, которые должны быть извлечены из этих истин, мы должны коснуться идеи, которая искренне поддерживается многими, кто не желает каким-то образом обесчестить Христа, но кто, имея эти взгляды, фактически отрицает Его Божественность. Эта идея заключается в том, что Христос является сотворённым существом, Кто по благоволению Бога был удостоен Своего настоящего высокого положения. Ни один человек, кто поддерживает такой взгляд, не может иметь верного представления о величии положения, которое Христос в действительности занимает.
Рассматриваемое представление основывается на неправильном понимании единственного текста, Откр.3:14: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Это место неправильно интерпретируется, подразумевая, что Христос является первым существом, которое сотворил Бог; что Божья работа в творении началась с Него. Но это представление противоречит Священному Писанию, которое провозглашает, что Христос Сам сотворил всё. Говорить, что Бог начал работу творения, создав Христа, значит, полностью устранить Христа из работы творения.
Слово "начало" – архе, означает также, "глава" или "руководитель". Оно происходит от имени греческого правителя Архон, в слове архиепископ и архангел. Возьмите это последнее слово.
Христос – это Архангел (см. Иуд.9; 1 Фесс.4:16; Ин.5:28, 29; Дан.10:21). Это не подразумевает, что Он первый из ангелов, поскольку Он не ангел, но выше их (Евр.1:4). Это означает, что Он – руководитель или князь ангелов. Так же, как архиепископ – глава епископов, Христос является вождём ангелов (см. Откр.19:11-14). Он создал ангелов (Кол.1:16). И поэтому утверждение, что Он является началом или главой создания Божьего, означает, что в Нём творение имело своё начало. Как Он Сам говорит, Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр.21:6; 22:13). Он – источник, от которого всё произошло.
И при этом мы не должны считать, что Христос является творением, потому что Павел говорит о Нём в Кол.1:15: «рождённый прежде всякой твари». А следующие стихи представляют Его как Творца, а не как творение. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». Теперь, если Он сотворил всё, что когда-либо было сотворено, и существовал прежде всего сотворённого, очевидно, что Сам Он не был среди тех, кто сотворён. Он выше всего творения, а не часть его.
Священное Писание провозглашает, что Христос «единородный Сын Божий». Он рождён, а не сотворён. Наши умы не могут постичь этого. Пророк Михей говорит нам всё, что мы можем знать об этом, в следующих словах: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Было время, когда Христос исшёл и пришёл от Бога, из недра Отчего (Ин.8:42; 1:18), но то время уходит в вечность, что в конечном понимании является просто безначальным.
Всё дело в том, что Христос является рождённым Сыном, а не созданным существом. Он унаследовал имя более превосходное, чем ангелы; Он «Сын в доме Его» (Евр.1:4; 3:6). И поскольку Он единородный Сын Божий, Он имеет сущность и природу Бога, и обладает от рождения всеми качествами и свойствами Божества; поскольку Отцу было угодно, чтобы Его Сын должен быть образом Его Ипостаси, сиянием Его славы, исполненный всей полнотой Божьей. Поскольку Он имеет "в Себе жизнь", Он обладает бессмертием и может дать бессмертие другим. Жизнь принадлежит Ему, поэтому она не может быть взята от Него; но, добровольно отдав её, Он может принять это снова. Вот Его слова: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10:17, 18).
Если кто-нибудь спросит, как Христос, обладая бессмертием, всё же мог умереть, нам останется сказать, что мы не знаем этого. Мы не пытаемся объяснить проблему понимания бесконечности. Мы не можем понять, как Христос мог быть Богом в начале, разделять равную славу с Отцом, прежде чем возник мир и до тех пор, пока не родился младенцем в Вифлееме. Тайна распятия на кресте и воскресения является всего лишь тайной воплощения. Мы не можем понять, как Христос мог быть Богом и стать ради нас человеком. Мы не можем понять, ни как Он мог создать весь мир из ничего, ни как Он мог воскреснуть из мёртвых, ни как получается, что Он работает Своим Духом в наших сердцах; однако мы верим и знаем это. Для нас должно быть достаточным принять за истину то, что Бог открыл, не спотыкаясь на тех вопросах, которые не доступны для понимания ангелам. Поэтому мы восхищаемся бесконечной силой и славой, которую Священное Писание присваивают Христу, не терзая наш ограниченный ум в тщетной попытке объяснить бесконечное.
В заключение, мы знаем Божественное единство Отца и Сына из факта, что они оба имеют один и тот же Дух. Павел, после высказывания о тех, кто живут по плоти, не могут угодить Богу, продолжает: «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Здесь мы находим, что Святой Дух является Духом и Бога и Христа. Христос находится «в недре Отчем», по природе и сущности является Богом и имеет жизнь в Себе. Именно Он должным образом назван Иеговой, Сущим, и поэтому титулован в Иер.23:56, где сказано, что Отрасль праведная будет производить суд и правду на земле, будет известна под именем Иегова-тсидекени – ГОСПОДЬ – НАША ПРАВЕДНОСТЬ.
Поэтому, не позволяйте никому, кто прославляет Христа во всём, воздавать Ему меньше славы, чем Отцу, поскольку это бесчестит Отца; но давайте вместе с ангелами на небесах поклоняться Сыну, не боясь, что они поклоняются и служат творению вместо Творца."
"ХРИСТОС И ЕГО ПРАВЕДНОСТЬ"
Э. Ваггонер.