ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ВСЕ ЗВУКИ И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ
ЗАГОВОРИТЬ КРАСИВО? В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ? КАКОЙ ЗВУК В
КАКОМ ВОЗРАСТЕ ДОЛЖЕН ПОЯВЛЯТЬСЯ?
Если ребенок не овладеет произношением всех звуков родного языка к 5-6 годам, то будет очень трудно привести его речь в порядок, даже логопеду, а скорее всего некоторые деффекты речи будут стойко портить чистоту речи всю жизнь. Это может помешать ребенку в профессиональном становлении (работа с клиентами, выступления на семинарах, руководящая работа на совещаниях), а так же понизить самооценку ребенка в подростковом возрасте и создать дискомфорт при знакомтве с противоположным полом. Лучше, быстрее и эффективнее помочь ребенку с 3,6 до 5 лет овладеть всеми звуками родного языка.
ПОЧЕМУ БЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ:
Если ребенок родился здоровым и невропатолог не ставит
его на учет и не назначает лечения, то задержка речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода речи: при недостаточном речевом общении с малышом, при изобилии просмотра гаджетов ребенком или родителями (это мешает общению), при увлечении матери больше домашними делами, чем общением с ребенком, при неточном произношении звуков родителями.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО РЕЧЬ РЕБЕНКА МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ НЕСВОЕВРЕММЕННО, ВСЕГО ПО ДВУМ ПРИЧИНАМ: 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (чаще по причине трудностей беременности или родов, или как осложнения заболеваний на первом году жизни) и 2. НЕПРАВИЛЬНОЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЕ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит,
глотает, сосет грудь, жует, кусает. А также ребенок должен понимать много слов и находить по просьбе предметы на картинках и в быту.
Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те,
которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: повреждение
центральной нервной системы головного мозга) из-за проблем беременности или в родах коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма и др.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, которые
рано начинают рисовать, лепить, играть с Лего, мозаикой, перебирающие фасоль и гречку, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, грамотно говорить и логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи
приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Ребенок сам должен выбрать, свою ведущую руку, так распорядилась природа и поменяла его полушария местами. Это его природа, тут не переучишь.
Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать, это задерживает двигательные навыки детей.
Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций и мышления.
Один из самых распространенных дефектов речи это
ДИСЛАЛИЯ (нарушение у ребенка звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной нервной проводимости речевого аппарата.)
Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим.
Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один
звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и сложная (Нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).
Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой:
«Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него произношение целого ряда звуков нарушено.
Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш, ж, ч, щ, свистящие - с,сь, з, ц, соноры - р,рь,л,ль.
Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.
Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то произношение звуков ж,ч,щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.
До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи.
В этом поможет - логопедический массаж (делает логопед) его можно и нужно применять у детей с 2 месяцев и старше, а логопедическую гимнастику - с 2 лет и старше.
То есть СТОИТ ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКА ЛОГОПЕДУ в 2-3 года и проверить его речь. Логопед посмотрит не только звукопроизношение, но и своевременное развитие всей системы речи: лексики, грамматики, связную речь, речевую память, мышление. И даст родителям рекомендации по развитию речевых способностей малыша.
Если у ребенка 4х лет нет звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ - нужно обраться к логопеду и поставить эти звуки.
В 4,6 - 5 лет должны появиться Р и Л.
К 5 годам все звуки у ребенка должны быть
сформированы. Он должен говорить, как взрослый.
Физиологическая дислалия - расстройство
звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции (например, язык не умеет расслабляться и находиться все время в тонусе, или язык не поднимается к верхним зубам), а также недостаточной сформированностью фонематического слуха то есть, ребенок не слышит некоторые звуки на слух).
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.
Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно.
Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для
произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести.
Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако
потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.
1-2 мес. - ребенок произносит: "а, е, о, у".
2 мес.- он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе).
3 мес. - начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".
3-6 мес. - издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.
7-12 мес. - из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
12 мес. - ребенок произносит гласные: а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко.
1-2 г. - дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком "и"; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это
относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
2-3 г. - правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь,
в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические
недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.
3-4 г. - звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на
"ль, й".
4-5 л. - практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".
5-6 л. - дети полностью овладевают правильным
произношением.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ?
В обязанности логопеда детского сада, входит работа с
проблемами речи у детей с 5 лет (редко, но есть группы для 4х летних детей). Поэтому они говорят, родителям - "Подождите"
Есть логопеды в некоторых детских поликлиниках - они
могут посмотреть ребенка с 2х - 3х месяцев и понять, как формируются речевые предпосылки, когда ждать гуления и лепета.
Есть логопеды в домах ребенка, они владеют методиками речевого развития детей с 2х месяцев и старше.
Есть частные логопеды, они могут посмотреть ребенка,
так же с 2х - 3х месяцев и старше и дать Вам свое заключение и рекомендации, повести занятия с ребенком. Такие специалисты есть в детских центрах и логопедических частных кабинетах.
Приглашаем к нам на речевое обследование и занятия с логопедом
в консультационно-развивающий центр "Букварик" в городе Железноводскеул. Октябрьская 93
Запись потелефону: 8 938 309 50 70
Группа развивающего центра в ОДНОКЛАССНИКАХ здесь: https://ok.ru/group53140971192529