( Ереван )
"Начнем со столицы «Армении» - города Ереван. Было бы грешно и досадно с моей стороны не упомянуть типичную армянскую историю о древнем армянском джине, выпущенном, как бы точнее выразиться... из современной стеклотары. Событие, о котором старательно предпочитают умалчивать ученые мужи Армении, произошло в конце 60-х годов прошлого столетия.
«Многострадальному» краю надоело скорбеть, к тому же неоспоримых фактов пребывания здесь «богом избранного» народа (как не пыхтели армянские историки) найти не удалось. Масло в огонь подлил академик Б.Пиотровски: во время очередной археологической экспедиции в Армению он, отмахиваясь от псевдонаучных доводов назойливых грамотеев, грозно заявил: «Если, как вы утверждаете, древнейшая Армения Мовсеса Хоренаци существовала, то укажите мне хоть один археологический объект в Армении, который бы это подтверждал» (цитата взята из опуса Сурепа Айвазяна «История России. Армянский след»).
Вот тогда-то и озадачилось руководство республики: как развеять сомнения всех неподкупных академиков и вместе с ними продолжить работу по «запудриванию» мозгов всей дальнейшей историографии? Решили совместить полезное с приятным.
Год 1968-ой. Вся республика готовится к предстоящему торжеству - 2750-летию города Ереван - «двенадцатой столицы Великой Армении». «Откуда такая точность?» - сомнительно спросит читатель. Ваши подозрения абсолютно беспочвенны! Армянские «мудрецы» на счет этого слишком умны и педантичны! Любая их идея, даже самая бредовая, чего таить, обязательно будет подтверждена историческим документом. А таких фолиантов в Матенадаране, хвала Господу, пруд пруди...
Вот и на этот раз долго искать свидетельства не пришлось. Синдром «рояля иод кустом» сработал четко. Благодаря целенаправленным стараниям армянских археологов, на которых заявление Пиотровски подействовало как хлыст, во время раскопок на вершине холма Арин-берд была «случайно» обнаружена стеклянная бутыль с посланием «армянского» царя Аргиш-ти будущим поколениям, где с точностью была указана дата торжественного возложения первого камня в основание «древнеармянского» города Ереван.
Послание Аргишти своим потомкам, естественно, было составлено по-армянски, с использованием древнеармянского алфавита (ничего, что первый армянский алфавит был «изобретен» Месропом Маштоцем спустя почти 1200 лет после сочинения вышеупомянутого текста). Эта неприметная деталь не посмела омрачить праздничный настрой ликующей армянской интеллигенции. Вся Армения задыхалась от переполняющей их гордости: наконец-то нашлись неоспоримые, неопровержимые исторические факты, доказывающие «абори-генство» армян. На улицах и площадях Еревана проходили праздничные торжества, посвященные этой исторической дате, воздвигались памятники, сады. Были приглашены многочисленные гости из союзных республик и зарубежья...
Но коварный враг не дремлет: неким московским ученым приспичило изучить новоявленный армянский артефакт. Эх вы, деревенщина! Людям доверять надо. Как же они посмели? Беспардонно осквернив бочку древнего армянского меда ложкой научного дегтя, они доказали, что «раритетный» сосуд, в который дрожащими от волнения руками когда-то заложил письмо потомкам царь Аргишти, - всего-навсего серийная бутылка из-под вина, изготовленная в эпоху августейшей императрицы Екатерины II в России, о чем подтверждает и фирменное клеймо на донышке стеклотары. Излишними оказались и лабораторные анализы.
Праздничный настрой был молниеносно испорчен, и «древнюю» бутыль упрятали в хранилище... для более подходящего момента. Наделала синица славы, а моря не зажгла...
Это «конгениальное предприятие», как выражался Остап Бендер, который, как и большинство населения Армении, прежде являлся «турецкоподданным», было не ново. До этого анекдотичного случая с бутылкой времен императрицы Екатерины II произошла не менее увлекательная история с каменными плитами.
По преданию, в 1879 году, когда рожденная в воспаленных мозгах идея о «Великой Армении» - отторжении Восточной Анатолии от Османской империи и присоединении ее к Ираванской области с целью создания «армянской государственности» - начиналась претворяться в жизнь, некий политически сознательный армянин, переселенец из Турции Папак Тер-Аветисов, находясь на холме Арин-берд, споткнулся о камень и упал. Случай, конечно, не уникален. Если не считать ссадины, появившейся на бренном теле пострадавшего Тер-Аве-тисова. Но всеобщий интерес публики вызвало именно «орудие преступления» - базальтовый камень с выдолбленной на нем «древнеармянской клинописью». Папак, предвидя выгоду для общенационального дела, естественно, первым делом выкопал злополучный камень.
Послание древних «предков» с его легкой ноги нашло наконец-то, своего адресата! В 1894 году камень этот был продан русскому археологу А. Иванове кому, который позже передал его востоковеду М.Никольскому. А тому, в свою очередь, удалось прочитать и перевести древний урартийский текст: -«Аргишти, сын Ме-нуа, это зернохранилище построил». Спустя полвека, в 1950 году армянская археологическая экспедиция под руководством К.Оганесяна, уже не случайно, а преднамеренно, обнаружила на том же холме другую, на сей раз самую знаменитую каменную плиту с клинописью, которая на самом деле гласит: «По велению бога Халди, Аргишти, сын Менуа, говорит: крепость Ирпун я построил для могущества страны Бианели, для усмирения вражеской страны». Сия плита была принята армянскими книжниками как «метрики города Ереван»."
«Мудрецы» - в своем амплуа. Они усердно стали перетолковывать текст, беспардонно изменяя смыслы отдельно взятых слов: имя отправителя письма вместо «Аргишти» было прочитано как армянское «Аргистэ», «крепость» превратилась в устраивающее их «город», а «Ирпун» переименовали на «Еребуни», который на языке хайев и в старину, и сегодня абсолютно, кстати, ничего не значит и не имеет своей этимологии.
Это всё равно, что пытаться найти исторические корни слова «синхрофазотрон» на языке племени мундуруку, что проживает в непроходимых лесах далекой Бразилии.
И тогда армянские книжники прибегли к испытанному методу: сотворению новых «правдоподобных», а порою самых что ни на есть бредовых, преданий «под библейскую старину».
Огромное пламенное сердце и узкий интеллект патологического тюркофоба и типичного представителя пе-(щерного национализма Зория Балаяна тоже не справились с идеей арменизации топонима «Еребуни». Но именно ов, создав на досуге свою уникальную теорию топонимию! и параллельно с ней новое толкование Священного Писания, выдвинул безальтернативную версию: «Когда Бог разбрасывал землю по планете (что-то в Библии о занятиях Господа почвоведением и аграрным производством не упоминается. - А.Г.), он стоял именно: на территории будущей Армении... Ной увидел площадку и воскликнул: «Еревуме!», что по-армянски означает «видно» - отсюда и название города».
Используя метод дедукции, сделаем логические выводы:
■ Армения как государство существовала еще до сотворения мира;
■ Господь и в те времена являлся спонсором армян;
■ говоря по-армянски, Ной как бы случайно выдал свою национальную принадлежность;
■ Ереван - это первый послегютогшый, а значит, самый древний город на планете.
А теперь обратимся к историческим реалиям.
Царь Аргишти I, он же властелин Бианели (Урарту), покорив северные страны, действительно, в 783 году до нашей эры основал крепость Ирпун. Однако завоеванная территория не относилась к географическому пространству сегодняшней «Армении». По причине того, что ни самого понятия «Армения», ни намека на существование племени хай ту пору не было. Покоренная земля носила названия «страна Аз»...
Итак, Ирпун являлся приграничной крепостью-гарнизоном. Некоторые историки в названии его видят сходство с именем деда Аргишти - Сака Ишиуина. А специалисты древних языков считают, что «Ирпун» означает «сооружение для воинов», или «гарнизон».
Вероятна и возможность перехода древнего топонима «Ирпун» в раннем средневековье из позднетюркско-го «Ербине», арменизированного в дальнейшем в «Ере-буни», а точнее «Йеребуни» (следуя правилам фонетики армянского языка, к словам, начинающимся с гласной «е», добавляется «й»: к примеру, Ерванд - Йер-ванд, Егише *- Иегише).
Вопреки всем стараниям армянских грамотеев, «Еребуни» не является первоначальным названием города Ираван (Ереван), который был построен позже, в средние века, на одноименной низменности и имел явно тюрко-персидское происхождение.
Правда, в Армении до сих пор штампуются красочные туристические буклеты, повествующие о «древности» Еревана с надписями: «2785 лет назад урартский царь Аргишти построил во славу своей страны и для устрашения врагов город Эребуни, на месте которого в дальнейшем возник город Ереван. Столица Армении является ровесницей Рима, Карфагена, Ниневии».
Вместе со всеми здравомыслящими, знаток древнего Востока Ленорман не согласен с бредовыми выводами армянских «мудрецов»: «язык клинообразных надписей никоим образом никакого, даже отдаленного, сходства не имеет с языком хайским. Тот народ, вырезавший эти надписи и за шесть веков до Рождества Христова владычествовавший в Армении, не имел никакого родства с армянами-хайами ни по происхождению, ни по языку своему».
А энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1904 г.) просто цинично разрушил радужные галлюцинации Зория Балаяна и его компании, поставив крест на этом заблуждении. Заметьте и оцените мои искренние стремления хоть как-то посодействовать армянам. Однако в статье «Эриван» (обратите внимание: не «Ереван») черном по белому говорится:
«Армяне приписывают Еривану глубокую древность и относят его ко временам Ноя. Но первое известие об этом городе встречается не ранее VII века после Рождества Христова. Последние 4 столетия город сделался предметом борьбы между персами (автор имел в виду тюрков-азербайджанцев с правящими династиями Карагоюнлу, Акгоюнлу, Сефевиды, Авшар и Гаджар - А.Г.) и турками, которые попеременно овладевали им. В 1582 г. турки построили над рекой Занги крепость, развалины которой существуют до сих пор. В 1604 г. персидский шах Аббас Великий окружил город новой стеной».
По мнению некоторых востоковедов, топоним «Ираван» состоит из соединения тюркского слова «ир», в средние века обозначающего «волнообразные вершины гор; склоны гор, направленные к солнцу», и персидского «ван», которое переводится как «местность». Поселение Ираван воздвигнуто на территории области Чу-хур-Саад, известной также как Раванская (Ираван-ская) низменность. Власть на этой территории не раз менялась, от азербайджанских правителей она переходила к правителям Османской империи, Персии, но всегда оставалась тюркским краем.
Однако, несмотря на широкую пропаганду, проведение всевозможных юбилейных торжеств и научных симпозиумов, изучение холма Арин-берд, на котором находятся развалины тюркской крепости, сооруженной в средние века (вероятно, над руинами урартийской цитадели), практически не ведется. Опасения армянских «мудрецов» предельно ясны: раскопки непременно докажут отсутствие «армянского следа» и на этом клочке земли, а за последствия они не ручаются.
Газета «Голос Армении» от 28 сентября 2004 года печально констатировала: «Крепость продолжает разрушаться и требует экстренных мер по спасению». Опираясь на слова руководителя археологической партии «Еребуни» Феликса Тер-Мартиросова, газета подняла завесу над причиной столь безбрежного отношения к историческому памятнику: «Еребуни все еще находится в ожидании своего полноценного исследования, ибо она, сконцентрировав в себе несколько культурных слоев, тем не менее до сих пор остается памятником одной-единственной - АХЕМЕНИДСКОЙ - эпохи. Собственно урартийский слой располагается ниже и ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИССЛЕДОВАН».
Искать сегодня следы существования в средние века Ахеменидов - всё равно что заняться поисками бригады строителей египетских пирамид в новостройках, города Ереван. Кроме того, известно, что земля, на которой возвышалась крепость; никогда не принадлежала Парфии - империи династии Ахеменидов. Она входила в состав Мидии, Аррана (Кавказской Албании), Азербайджана. Тер-Мартиросов только посодействовал раскрытию причин преступной «медлительности» и «отсутствия финансирования» в археологических раскопках на холме х\рин-берд.
Ещё одна выдержка из этой газеты: «Осуществляющая курс на «нахождение» протурецкого этнического элемента в урартийских, слоях,, турецкая историография особенно в настоящее время занимает крайне чувствительную позицию по отношению ко всем вопросам, касающимся именно урартийского наследия».
Официальная Анкара, считая Турцию истинным наследником крепости, действительно неоднократно являлась инициатором обсуждения вопроса об изучении, реставрации и охране уникального памятника в рамках ПАСЕ. Кроме того, как отмечает «Голос Армении», в январе 2001 года, при вступлении в Совет Европы, Ереван подписался под Европейской Конвенцией в обязательстве охраны историко-археологических памятников и защиты культурного наследия, но взятые обязательства не выполняются.
А пока в столице Армении возвышается тщательно охраняемый памятник скачущего на вороном коне «армянского царя» Аргишти, возле которого каждый год 14 октября проводится политико-историческое шоу, посвященное дню рождения Еревана.
А останки крепости продолжают разрушаться, и Анкара, как горох об стену, продолжает настаивать на готовности незамедлительного финансирования всех необходимых работ для сохранения памятника средневековой тюркской архитектуры...
dunga
к сожалению не сохранилась информация об авторе.только эта ссылка dunga?!
https://yoomoney.ru/to/4100118528721472
https://newstube.az/videos/177995/ Еще в самом начале карабахского конфликта из Армении начали просачиваться слухи о том, что армянские врачи намерено убивают младенцев при родах у рожениц-азербайджанок или же назначают женщинам такое лечение, которое ведет к гибели плода или выкидышу.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев