Владимир Меньшов — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской и премии Американской киноак@демии «Оскар» (в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Москва слезам не верит»), член Союза кинематографистов РФ.
Владимир Валентинович родился 17 сентября 1939 года в советском Азербайджане, в Баку, в семье моряка. Свое детство он провел в Баку, где через два года у него появилась сестра Ирина. Профессия родителей предполагала постоянные переезды. В итоге школу Владимир окончил в Астрахани. К выпускному классу Меньшов уже твердо решил, что станет актером: он участвовал в школьных постановках, обожал смотреть советские фильмы. Вопреки воле родителей, мечтающих о менее сомнительном выборе сына, Владимир уехал поступать в Москву «на актерский». В столице 17-летнему Меньшову удалось поступить в Школу-студию им. В. Немировича-Данченко при МХАТе. Уже на втором курсе состоялось его судьбоносное знакомство со студенткой Верой Алентовой, которая стала его супругой. По окончанию учебы молодоженам не нашлось работы в одном городе. Им пришлось на время расстаться - Меньшов уехал в Ставрополь, где был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова, а Алентова устроилась в Московский театр имени А.С. Пушкина. Два года работы в Ставрополе помогли Владимиру понять, что больше всего его тянет в режиссуру. Спустя два года, он возвращается в Москву. Владимир поступает в аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе, в мастерскую Михаила Ромма, на которого молодой человек производит сильное впечатление. В 30 лет Меньшов становится отцом — в 1969-ом Вера подарила ему дочь Юлию. Впрочем, семейной идиллии не было — из-за отсутствия жилья, супруги жили по разным общагам, и в конце концов, приняли решение расстаться. Соединились они чуть позже, но зато — на долгие годы.
Первую роль в кино Меньшов получил в 31 год, снявшись в короткометражной комедии Александра Павловского «Счастливый Кукушкин» (1970). Владимир сыграл рабочего, влюбившегося в дочь трактирщика. Вторая актерская работа — роль Семена Боброва, председателя колхоза «Победа», в фильме «Человек на своем месте» (1972) приносит ему первую известность. Меньшова все чаще зовут сниматься («Соленый пес», «Последняя встреча», «Ар-хи-ме-ды!», «Мои дорогие» и др.) В 1976-ом году 37-летний Меньшов дебютирует как режиссер лентой «Розыгрыш». Драма о жизни школьников приносит ему массовый успех — настолько, что творческий коллектив фильма получает государственную премию. Но истинный триумф обрушивается на Владимира Меньшова в 40 лет. В 1979 году на экраны выходит драма «Москва слезам не верит» (1979). В этом фильме в главной роли Владимир снимает свою супругу Веру Алентову. История трех провинциалок, приехавших покорять столицу, становится культовой и навсегда входит в золотую коллекцию советских фильмов. Картина также удостаивается редкого международного успеха — получает престижную премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. С этого момента имя Владимира Меньшова, равно как и его супруги, не сходит с уст советских жителей, а впоследствии — и российских. Успех ожидает и последующие ленты режиссера Меньшова - «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000). Владимир также востребован как актер — наиболее известные проекты с ним — это сериалы «Диверсант» (2004), «Ликвидация» (2007), «Личные обстоятельства» (2012). Также известен по второплановым ролям в блокбастерах: «Ночной дозор» (2004), «Дневной дозор» (2005), «Легенда № 17».
"Быть интересными друг для друга — самая важная составляющая брака. Если она пропадает, все разваливается".- Владимир Меньшов.
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Он прожил со своей женой Верой Алентовой почти 60 лет, но до конца считал супругу человеком из другой цивилизации, которого полностью понять просто невозможно.
Они познакомились в Школе-студии МХАТ, где оба учились на актёрском факультете на курсе Василия Маркова. При этом Вера Алентова была на очень хорошем счету у педагогов. Они открыто предостерегали свою любимицу от брака с провинциальным мальчиком, у которого за душой нет ничего. Но Вера Алентова вовсе не собиралась внимать предостережениям, ведь у её избранника было самое главное: горячие чувства.
Она готова была жить по принципу «с милым рай и в шалаше». Впрочем, у них даже общего шалаша поначалу не было. Вера Алентова и Владимир Меньшов ещё восемь лет жили в разных общежитиях до того, как у них появилась квартира. И в тот самый момент, когда супруги, наконец, смогли жить вместе, они решили расстаться.
Как признается позже жена режиссёра, их любовь попросту устала от слишком долгого периода жизни врозь, многочисленных бытовых проблем и безденежья. Но самой трудной оказалась притирка к совместной жизни. Они решили не мучить друг друга бесконечным выяснением отношений, а попробовать жить врозь.
Конечно, каждый из них мог бы устроить свою жизнь с другим человеком. Вера Алентова не страдала от отсутствия поклонников, да и Владимиру Меньшову грех было жаловаться на недостаток женского внимания. Однако расставание позволило супругам понять, что они предназначены друг для друга. И тот период врозь показал, насколько бесценны их чувства, по-прежнему чистые и горячие.
Владимиру Меньшову и Вере Алентовой приходилось непросто. Когда режиссёру уже исполнилось 80 лет, а вместе с женой они прожили больше 55 лет, Владимир Валентинович признался, что так до конца и не смог её понять. Они люди не просто из разных миров – из разных цивилизаций.
Ещё в самом начале их семейной жизни Вера Алентова решила приготовить супругу щи. Она приготовила кастрюлю литров на пять и заявила: нужно купить 200 грамм мяса. Робкая попытка Владимира Меньшова заметить, что мяса маловато на такой объём, была срезана категоричным: «200 грамм!» Надо было видеть удивлённое лицо мясника, которому пришлось отрубить эти злополучные 200 грамм. После этих щей молодой муж решил осваивать кулинарию.
Когда же он собирался что-то отремонтировать в доме или банально забить в стену гвоздь, супруга тут же отбирала у него молоток со словами о том, что он ничего не умеет, кроме съёмок фильмов. И сама занималась ремонтными работами. Вера Валентиновна вообще всё умеет делать сама. Ну, кроме кулинарии.
В семье порой кипели нешуточные страсти. Супруги критиковали друг друга до хрипоты, позже к этому процессу присоединилась и их дочь, актриса Юлия Меньшова. Они могли что-то громко обсуждать, спорить, доказывать, не обижаясь при этом на резкие слова.
И всё же супругам лучше всего удавалось совместное молчание. Правда, если вдруг Вера Валентиновна нарушала его каким-то вопросом, то могла в ответ услышать разгневанный крик мужа. Он мысленно выстраивал очередной диалог, а она вмешивалась в «тонкие материи» несвоевременно произнесённой фразой.
Когда Юлия Меньшова ставила в Театре Пушкина свой дебютный спектакль «Любовь. Письма» с родителями в главных ролях, Владимир Меньшов до дрожи в руках боялся провала дочери. Поэтому он пытался взять постановку в свои руки. Естественно, Юлия бразды правление не отдавала. Во время репетиций было очень шумно, а Вере Алентовой приходилось лавировать между мужем и дочерью. К счастью, у них у всех тогда хватило мудрости понять: все их горячие крики, ссоры и споры идут на самом деле от большой любви друг к другу. И от страха за любимых.
Но в самом главном Владимир Меньшов и Вера Алентова всегда смотрели в одном направлении. Они понимали друг друга без слов и стали попросту неотделимы. И всегда знали это.
Владимир Меньшов считал семью переплетением трудоёмкой работы и большого везения. Ему повезло встретить своего человека, а вот дальше это везение требовалось подкреплять поступками. Поэтому он старался никогда не забывать делать подарки любимой жене, придумывать для неё сюрпризы и устраивать маленькие и большие праздники. Что он и делал всю свою жизнь.
К сожалению, 5 июля 2021 года Владимира Меньшова не стало.
Он был удивительно талантливым, жизнелюбивым и сильным. Болезнь забрала его жизнь, но память о нём продолжит жить в его фильмах и ролях. И ещё в сердцах тех, кто его любит.
#Календарь9
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев