Казахи не называли себя киргизами и киргиз-кайсаками
Профессор Фирсов: «Киргиз-кайсаков (то есть Средне-Азиатских казаков) не следует смешивать с кара-киргизами. Имея сходство с казаками по образу жизни, кара-киргизы составляют отдельный народ от казаков».
А. И. Лёвшин: «Название казак, перешедшие в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим народам Азии. Китайцы, смягчая начальную букву к, говорят хасаки. До XVIII столетия и в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками, Казачьею ордою».
Историк, этнограф В. В. Радлов: «Казаки образуют наиболее значительную массу кочевников турецкого (тюркского) происхождения. Они известны обычно под именем киргизов или под ошибочным названием киргиз-кайсаков и занимают огромные пространства в северном Туране на восток до верховий Иртыша и на запад до Каспийского моря у устья Волги, на юг до среднеазиатских ханств и на север до среднего течения Иртыша, Ишимских степей и южных склонов Урала. Свое название киргизов эти кочевые племена получили по недоразумению от своих русских соседей; сами же они себя называют повсюду исключительно казаками (я ни в каком случае не берусь перевести это слово), это же имя им дают и соседние турецкие (тюркские) народы».
Сочинения Чокана Валиханова / Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. 1904 г.
«Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкие орды составляют один народ «казак», отличный от киргизов, называемых китайцами — бурутами. Эти два народа отличаются и по языку, и по происхождению, и по обычаям».
А. Терещенко. Следы Дешт-и Кипчака и Внутренняя Киргис-Кайсацкая Орда. 1853 г. «Спрашиваешь киргис-кайсака: «Кто ты?» — «Казак». — Он никак не назовет себя киргис-кайсаком».
Описание Западной Сибири. Томь третий «Сибирско-Киргизская степь».
«Народ который мы называем киргизами, сами себя называют «казаками». У киргиза (казака) есть чувство своей национальности, любовь к своему родному языку, к своей истории. Знающие очень хорошо русский язык и хорошо говорящие по-русский ни за что не станут объясняться непосредственно, а через переводчика».
Элизе Реклю французский историк, географ, член Прижского Географического общества. Автор всеобщей географии, написанной в 1873–1893 годах и состоящей из 19 томов. Том шестой. Земля и люди.
Всеобщая география. Издание картографического заведения А. Ильина, 1893 г.
«Многочисленная киргизская нация, заключающая, быть может, два-три миллиона душ, и область которой, столь же обширная, как вся Европейская Россия, простирается от берегов Волги до бассейна Тарима и от низовьев Аму-Дарьи до реки Иртыша, есть, по численности, самая важная между кочевыми расами Азии. Киргизы сами себя называют «казаками» или «касаками». Киргизы разделяются на следующие четыре орды: «Большую», «Среднюю», «Внутреннюю» и «Малую». Не имея сейчас начальников, все киргизы считают себя более или менее принадлежащими к дворянству. Их мелочное аристократическое тщеславие безгранично. Когда два киргиза встретятся, первый вопрос, с которым они обращаются друг к другу, следующий: «Из какого ты рода?», «Кто были твои семь предков?». И все, даже восьмилетние дети, умеют в ответ перечислить свою генеалогию до седьмого колена. Те, которые насчитывают ханов между своими предками, — и действительно находятся такие, которые ведут свой род от Чингиз-хана, почитаются людьми высшей породы. Это благородные киргизы, окружены сбродом «теленгутов», то есть беглых, чужеземцев, сыновей невольников, которые прежде служили им маленькими армиями во время войн, а теперь гоняют стада своего господина и обрабатывают его поля. Эта челядь в большом презрении у вольных кочевников и не имеет права вступать в какой-либо из кланов. Она считается как бы особой кастой, вместе со своими господами, султанами. Язык везде один и тот же и представляет лишь незначительные изменения у различных киргизских родов. Он принадлежит к чистому тюркскому корню и очень мало подвергался чуждым влияниям. В нем можно заметить только кое-какие небольшое число арабских или персидских, внесенных вместе с магометанской религией. Что касается происхождения этой нации, то некоторые ученые хотели видеть в киргизах арийских скифов. Как бы ни был решен вопрос о родословии их расы, нынешние киргизы несомненно всего больше походят на тюркские и татарские народности, составляющие с ними одну группу по языку. Киргизы это крепко сложенные, коренастые люди. По большей части они обладают большой физической силой, но крайне ленивы, тем более, что от постоянного сиденья на коне, на котором они проводят половину своей жизни. Подобно нугайцам, киргизы часто имеют суровый или печальный вид; между ними редко встретишь людей, которые были бы так же предупредительны, приветливы в обхождении, отличались бы таким же веселым характером, как башкиры. Киргизы народ вооруженных пастухов, они долго оказывали сопротивление славянским завоевателям. Тщетно русское правительство, со времен Екатерины II, пыталось поставить над Малой ордой хана, все назначаемые правители были свергаемы или убиты киргизами. Чтобы отмстить за обиды, удовлетворить старую злобу или воспользоваться благоприятным случаем для грабежа, они предпринимают от времени до времени баранты или вооруженные экспедиции. Страстные охотники, они преследуют и убивают степного волка ударами бича, оканчивающегося хвостами из железной проволоки. Они умеют дрессировать сокола, коршуна и даже беркута, приучая их ловить дичь; однако помощь беркута на охоте не безопасна для них самих: бывали случаи, что крылатый хищник, тщетно отыскивая взором с небесной выси волка, лисицу или какое-нибудь другое животное, забившееся в свою берлогу или нору, налетал на своего господина, сшибая его с коня ударом могучих крыльев, вонзая когти в его тело и стараясь выклевать ему глаза. Киргизы ненавидят христиан, считают позволительным обкрадывать, грабить и даже убивать иноверцев. Между киргизами есть такие богачи, которые насчитывают в своих стадах сотни верблюдов, тысячи лошадей и до двадцати тысяч баранов. У них есть также и крупный рогатый скот, во в меньшем числе; до половины восемнадцатого столетия киргизы еще не вводили этих животных в своих степях, и им стоит большого труда прокармливать их и защищать от холода во время продолжительной зимы. Что касается киргизской лошади, то она не красива на вид, но очень крепка, вынослива и неприхотлива; она делает шагом до 80 верст в день, — даже до 100 верст, — ест все, что попадется, ложится на голый песок и переносит, без вреда для своего здоровья, все крайности тепла и холода. Во время своих конских скачек или байга, киргизы могут легко проскакать около 10 верст в четверть часа, около 20 верст в полчаса, и иные киргизские наездники, меняя лошадей на нескольких станциях, пробегали в тридцать четыре часа около 300 верст. Ценные лошади, как-то: карабаир или «полукровный» и аргамак, чистой породы, менее выносливы».
Иеромонах Иакинф: «Казак есть имя народа, кочующего по степям, сопредельным с губерниями: Томской, Тобольской и Оренбургской. Китайцы называют их «Хасак»; Россияне — Киргиз-Кайсаками. Сейчас народ разделяется на две орды: восточную и западную. Казаки, по-китайски «Хасак», есть большое владение, лежащее от Или (река, впадающая в озеро Балкаш)».
В книге этнографа и географа Е. К. Мейендорфа «Путешествие из Оренбурга в Бухару», написанной в начале XIX века, отмечается, что «они не называют себя киргизами, а именуют казаками, что означает „всадник“ — по мнению одних, „воин“ — по мнению других».
Отчет члена-сотрудника С. Рыбакова о поездке к киргизам летом 1896 г., по поручению Императорского Географического общества.
«Киргизы называют себя «казак», и это очень странно слышать русскому человеку, привыкшему думать, что название «казаки» существует только у русских, тогда как целое огромное племя спокон века называет себя этим именем и мы, русские, неправильно называем их «киргизы», взяв это имя от одного племени, составляющего лишь часть киргизского народа, живущего близь Алатауских гор у китайской границы и называемого кара-киргизы, или буруты».
Ч. Валиханов: «Народ казак (так называют себя и зовутся от своих азиатских соседей киргизы) разделяется на три сотни – юз, которые русские называют ордами».
Профессор Кляпрот, разделяя киргизов и казаков на восточных и западных, говорит: «(...) В России дают имя «киргиз», но это — две нации, которые хотя и говорят на одном языке, но по внешности существенно отличаются один от другого, у западных «киргизов», которые составился из обломков Чингисова царства, в физиономиях можно найти все переходы и оттенки от чистейшего кавказского типа до типа совершенно монгольского. Западные «киргизы», называют себя казаками и отрицают имя «киргиз», занимают в настоящее время местность от левого берега верхнего Иртыша до Яика; к Северу жилища их доходят до 53 градуса широты; к Югу они кончаются у гор Таргабатай — озеро Балкаш; на Западе — по линии Селестинских гор (Тян-Шано)».
Христофор Барданес: «Они сами себя не называют никогда киргизами, или сложенным именем киргис-кайсаки, а единственно называют себя казак».
А. Позднеев «Этнографические сведения о Киргиз-кайсаках». 1871 г.
«Киргиз-кайсаки — народ, которому это имя несомненно дано иностранцами (русскими), так как сами киргиз-кайсаки ни теперь, ни прежде так себя не называли и не называют; отдельные лица из их числа обозначают свою национальность общим именем «Казак», но чаще определяют ее поименованием того рода, к которому каждое из них считает себя принадлежащим. В Средней Азии отдельные роды кочевников, отделившиеся от своего племенного союза, получали у тюрков общее название «Казак». Группируясь, они могли образовывать новые союзы — и именно этим путем, по мнению Вельяминова, составился союз киргиз-кайсацкий. Новейшие этнологические исследования подтверждают эту догадку, доказывая, что «киргиз-кайсаки» составились из разных народностей, с заметным преобладанием тюркского племени, что отразилось и на чертах их лица. У них можно встретить все переходы и оттенки, начиная от чисто монгольского очертания лица калмыка до типических черт кавказского племени. О своем происхождении сами киргиз-кайсаки хранят массу противоречивых преданий, хотя всем им присуща одна общая черта, свидетельствующая, что народ этот составился из обломков Чингисова Царства, по Вельяминову-Зернову — не ранее второй половины XV в.».
Барон Пётр Карлович Услор. Четыре месяца в Киргизской степи / Отечественные записки, 1848, № 10.
«(...) Заметим еще, что киргизы сами себя не иначе называют, как казаками, и что название киргизов дано им русскими, которые смешали их с так называемыми дикокаменными киргизами или бурутами. Но довольно говорить о том, что действительно было — лучше расскажем, какое существует у киргизов поверье насчет их происхождения. В конце 14-столетия, Туркестан, то есть небольшие ханства, расположенные по течению реки Сыр-Дарьи, служили, точно так же, как и теперь, театром кровопролитных войн или, лучше сказать, страшной резни между мелкими тамошними владельцами».
Ч. Валиханов в письме профессору И. Н. Березину: «Народ «Казак» (так называем себя мы), образовался от союза разных племен тюркских и монгольских во время междоусобий в орде, начавшихся тотчас после смерти Бердибека».
Записки купца Жаркова / Библиотека для чтения. Том 124. 1854 г. Жарков Иван Степанович — Макарьевский и Казанский купец 1-й гильдии, Казанский городской голова, этнограф.
«Киргизы сами себя называют Казаками, то-есть, не то чтобы казакaми, а казaками. Если это название правильно прописать русскими буквами, так оно выйдет казакк, или ххазакк».
М. И. Венюков. Очерки Заилийского края и Причуйской страны / Записки Императорского Русского географического общества. 1861 г.
«Гораздо беднее, чем киргиз-казаков, мы распологаем данными о кара-киргизах, иначе бурутах или дикокаменных киргизах. Просмотрев все эти источники, мы, легко убедимся, что этнография бурутов очень бедна. Дикокаменными называли русские народ, который кочует в горах около Иссык-Куля и который сам себя зовет просто киргиз, в отличие от казаков, которых мы приняли называть киргизами, племя это не имеет определенной истории и едва ли принадлежит к коренным туземцам страны, в которой прежде господствовали джунгары. Между дикокаменными киргизами, нет аристократических родов, подобных султанским в кайсацких ордах. Кара-киргизы управляются манапами, т. е. старшинами, которые некогда принимали свой титул по избранию, а теперь сделали его наследственным. Основанием богатства кара-киргизов служит так же скотоводство, как и у жителей соседних степей; но дикокаменные беднее киргиз-казаков Большой и Средней орды. Очень немногие из них имеют до 200 лошадей или 300 баранов. Коровы у дикокаменных хотя большие, но молока дают мало, и то лишь во время кормленья телят. Взамен того держатся яки, называемые у кара-киргизов кудосами, которые превосходят по количеству молока обыкновенный рогатый скот. По отношению к киргизам Большой орды, дикокаменные ведут себя как настоящие воры: они пробираются малыми шайками через горы и крадут скот небольшими частями. Киргизские батыры тогда охотятся за ними. Я знаю одного из них, который каждую ночь летом высылает часть своих джигитов в горы ловить дикокаменных киргизов, возвращающихся с добычи. Он их заковывает в цепи и потом отдает родовичам за выкуп. Духовное развитие бурутов так же низко, как вещественное благосостояние. И средств для перехода к лучшему состоянию почти нет».
Андрей Стеткевич. Очерки Хивинского оазиса / Военный сборник №3. Издано: 1892 г. 33-35 ст. (187-189).
«Профессор Веселовский, из диссертации которого я, главным образом, заимствую сведения по истории Хорезма, объясняет его таким образом: «узбек» значит буквально – сам себе господин, т. е. человек, никому не подчиненный: этим именем впервые стали называть мусульманские писатели XV века вольницу из кочевых племен тюркской крови, населявших теперешнюю киргизскую степь и часто производивших набеги на Мавераннахр, почему и самая степь стала называться Узбекистаном. Выходцы из недовольных узбеков, нашедшие себе приют в Моголистане, т. е. в Семиречье, стали называться «казаками», т. е. вольными людьми. Узбеки и казаки (киргизы), в сущности, это одно и тоже племя».
В.П. Небольсин. Очеркъ Зауральскихъ степей. 1859 г.
«(...) Извѣстное у насъ подъ именемъ Киргизовъ или — полное названіе его — Киргизъ-Кайсаковъ. Но такъ называютъ это племя только у насъ, въ Европѣ; это имя чужое; ни сами себя — Киргизы, ни сосѣди ихъ, кромѣ русскихъ, не называютъ этимъ именемъ».
Е. Л. Марков. Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901.
«(...) Киргизы хотя и признают кара-киргизов узбеками, но отделяют их в совершенно особое племя и уверяют, будто они произошли от калмыков. Мне кажется, такой взгляд киргизов на своих горных собратьев достоин серьезного внимания. Уже и при первом взгляде на кара-киргиза бросается в глаза его сильная «калмыковатость» сравнительно с другими кочевниками Туркестана. Кара-киргиз смотрит гораздо больше монголом, чем киргиз и сарт. Из этих сопоставлений можно, пожалуй, вывести заключение, что кара-киргиз, быть может, есть прямой потомок монгола-завоевателя, гораздо менее смешавшийся с побежденными тюркскими народностями, чем киргиз-казак, чему, конечно, немало могло способствовать и их труднодоступное место жительства в горных трущобах Алайского и Ферганского хребтов. Замечательно, что среди кара-киргизов нет привилегированного сословия, так называемых тюрэ, или «белой кости» («ак-суек» по- киргизски) кара- киргизы все равны, все — одного сословия. Невозможно воздержаться от заключения, что следовательно «белая кость» киргизов есть не что иное, как потомство завоевателей, а черная кость, — «подданные» — потомство покоренных. Это предположение делается еще более убедительным, когда вспомнишь, что «белая кость», «тюрэ» — считается не принадлежащею ни к одному из киргизских родов и ни к одной киргизской орде, и даже не разделяется на колена, к