Слово в день празднования Иверской иконы Божией Матери
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Праздник Иверской иконы Божией Матери, который Церковь совершает в октябре, связан с принесением списка этой чудотворной иконы из Афонского Иверского монастыря в Москву. Это произошло 26 октября (13 октября по ст.ст.) 1648 года по просьбе патриарха Никона, тогда еще Новоспасского архимандрита. С великим благоговением приняли русские православные люди этот дар, и скоро Иверская икона стала одной из самых почитаемых в нашей Церкви.
Как от свечи возжигается свеча, так умножились списки с этой чудотворной иконы, и нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы Иверского образа Божией Матери. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный еще во времена патриарха Никона, в Новом Иерусалиме, а также старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившей свое название в честь Иверской иконы, хранящейся на ее вершине.
Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот, ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Ее благодать и умножаются чудеса. Господь испытывает нас необязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах.
Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу.
Но свет этих праздников — лишь раскрытие одной тайны, которая как бы разделяется на три луча: дар Бога, ответ Пресвятой Девы Богу и Ее предстательство за мир. Чем более душа приближается к Богу, тем больше Он ее влечет. Эта тайна делает из Божией Матери в определенном смысле вершину человечества. Подлинная вершина и единственная глава — Христос, Которого Ей предназначено принять. Она — принятие, плодоношение и живое сияние Божественной благодати, обращенной ко всем нам. Как принимаем мы свет Христов, каков наш ответ Богу, как молимся мы Божией Матери, каково наше участие в судьбах других людей, хотя бы одного человека?
Слово Божие показывает, как мы должны ответить на дар Божественной любви. В Евангелии о Марфе и Марии — о двух любящих Христа людях — нам показано, какой разной может быть наша любовь. Когда Господь приходит в дом Марфы, она с радостью принимает Его. В мире, где отвергается Христос, где многие, кажется, уже на порог Его не пускают, она места себе не находит от радости, оттого что Господь в ее доме. Она не знает, как угодить Господу, какое угощение Ему предложить. И она хлопочет об этом. А сестра ее, Мария, сев у ног Господа, слушает каждое слово Его.
Внезапно мы слышим упрек Марфы: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Что случилось, откуда у нее такая неразумная ревность? Когда человек слишком глубоко погружается во внешнее служение, в земные заботы, которые могут быть даже благочестивыми, он может потерять самое главное — то, ради чего он совершает свои труды.
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/10/26/tri_lucha_odnoi_tainy
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев