БАБЪЯ, так же ПӦБЪЯ (диалектное побъя, пупйя, в топонимии Бобъя). Типичная североудмуртская воршудно-родовая группа, распространенная на территории племенного объединения ватка. Но ее следы выявляются и на юге Удмуртии: р.Бобья (удм. Буббы) — правый приток реки Иж и производные ойконимы; д.Бобья-Уча в Малопургинском районе и д.Иж-Бобья в Агрызском и Граховском районах.
Один из древних центров воршуда Пӧбъя находился на территории г.Хлынова (Вятки) и Слободского, Об этом говорят географические названия — Бабьинское, Бобинка. В Слободском районе в д.Той-Дой записан микротопоним Побъявырйыл.
Из своего последнего центра жительства — с нижней Чепцы и из привятских районов -основная масса воршуда переселилась на восток, на территорию современной Удмуртии.
К воршуду Пӧбъя относят себя жители следующих населенных пунктов: Пыбья, Подборново, Люк, Куатьгурт, Истишур Балезинского района; Потошур Красногорского района; Ягошур Глазовского р-на; Старый Пашур, Кучик, Ляльшур, Арланово, Шляпино, Бадьярово, Быги, Нижние Быги, Нижний Казес, Шегъянский, Чужегово, Бакино, Козино (Кечгурт), Сильно, Карсашур, Новое Земледелие Шарканского р-на,
Как видно из этого списка, основная масса потомков воршуда Пӧбъя ныне живет на территории Шарканского р-на — в 16 населенных пунктах, Пупъя — так звучит микроэтноним Пӧбъя в среде шарканских удмуртов. Сюда они переселились из бассейна р.Чепцы.
Этимология микротопонима неясна (2,с. 87-89).
К вышеуказанным сведениям мы можем добавить следующее. Во время летней экспедиции наши участники Красноперова Аня и Сабрекова Лена выявили этот воршуд в беседе с жителями деревни Мыртыково в диалектной форме Бабья.
Мыртыково — деревня в Глазовском районе. Население удмуртское. Селение раскинулось на вершине достаточно крутого склона вблизи слияния реки Варыж с его правым притоком Нюлса. Через Мыртыково проходит дорога, соединяющая два тракта, Название деревни происходит от удмуртского личного имени Мыртык, возникшего от северо-удмуртского мырт «l. обрубок, пень; усеченный, тупой 2.коренастый; глупый, тупой (о человеке)». Кстати, в удмуртско-русском словаре под редакцией В.М.Вахрушева (1983) (3) это слово отсутствует, несмотря, что местное население продолжает использовать его в своей речи. Слово мырт часто используется жителями села Люк Балезинского района, в котором, по указанию Атаманова, проживают представители воршуда Побъя.
Неоднозначная этимология и у гидронимов Варыж и Нюлса (см. далее).
Упоминание о воршуде Бабъя мы обнаружили также в названиях полей Бабавӧль (дд. Заболотное и Тагапи), в названии лога Бабавӧльнюк (д. Заболотное), где вӧль с удмуртского означает «росчисть, подсека», а нюк — «лог, овраг».
автор: А.В. Баженова
Хотите узнать больше? Приходите на конференцию!
#ДондыДор #МояУдмуртия #ГлазовскийРайон #Глазовский_Район
#ПрезидентскиеГранты #НКО #ГражданскоеОбщество #ТретийСектор #Гранты #ГрантыДляНко #ПредоставлениеГрантов #ОПРФ #Культурная_мозаика #КультурнаяМозаика
#ФондТимченко #Фонд_Тимченко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев