МАРИЯ МАГДАЛЕНА — ХРИСТОС-СОФИЯ
КАНОНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МАГДАЛИНЫ
Мария Магдалина — важный персонаж Нового Завета, верная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, которая, согласно каноническим Евангелиям, следовала за Иисусом Христом, спонсировала Его, присутствовала при Его Распятии и была первой свидетельницей Его явления после Воскрешения.
В ортодоксальной христианской традиции имя Магдалина связывают с тем, что она, как полагают, происходила из галилейского города Магдалы, который располагался на берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой (ныне это — Мигдаль, Израиль).
В канонических Евангелиях о Марии Магдалене сказано следующее.
БЫЛА ИСЦЕЛЕНА ИИСУСОМ ОТ ОДЕРЖИМОСТИ СЕМЬЮ БЕСАМИ, ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ УЧЕНИЦАМИ СЛЕДОВАЛА ЗА НИМ И СПОНСИРОВАЛА ЕГО.
«Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие; и с Ним были Двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему своим имуществом» (От Луки, 8:1-3).
ОДНА ИЗ НЕМНОГИХ УЧЕНИКОВ И УЧЕНИЦ ПРИСУТСТВОВАЛА ПРИ РАСПЯТИИ ИИСУСА.
«И распяли Его. И была надпись вины Его: «Царь Иудейский»… Были тут и женщины, которые смотрели издали; среди них была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие женщины, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.» (От Марка, 15:25,26,40,41).
«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; среди них были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (От Матфея, 27:55,56).
«При кресте Иисуса стояли Мать Его и сестра Его Матери, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (От Иоанна, 19:25).
БЫЛА СВИДЕТЕЛЬНИЦЕЙ ПОГРЕБЕНИЯ ИИСУСА В ПЕЩЕРНОМ СКЛЕПЕ.
«И положил Его в гробнице, которая была высечена в скале, и привалил камень к двери гробницы. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.» (От Марка, 15:46,47).
«Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гробницу и как положили тело Его» (От Луки, 23:55).
«И была там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели напротив гробницы» (От Матфея, 27:61).
ПО ПРОШЕСТВИИ СУББОТНЕГО ЗАПРЕТА НА ДЕЛА С ДРУГИМИ МИРОНОСИЦАМИ ПРИШЛА К МОГИЛЕ ИИСУСА И ВМЕСТЕ С НИМИ БЫЛА ИЗВЕЩЕНА АНГЕЛАМИ О ВОСКРЕШЕНИИ ИИСУСА.
«И когда прошла суббота, Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Соломия купили благовония, чтобы пойти и помазать Его. И очень рано, в первый день недели, пришли к гробнице с восходом солнца. И говорят между собою: «Кто нам отвалит камень от двери гробницы?» И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя в гробницу, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и встревожились. Он же говорит им: «Не тревожьтесь. Ищете Иисуса Назарянина, распятого? Он воскрес, Его здесь нет. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он ждёт вас в Галилее; там Его увидете, как Он и сказал вам.» И, выйдя, они побежали от гробницы, ибо их объял трепет и ужас. И они никому ничего не сказали, потому что боялись.» (От Марка, 16:1-8).
«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть могилу. И вот, сделалось сильное землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с Небес, приступив, отвалил камень от двери гробницы и сидел на нём. И вид его был, как молния, и одежда его – бела, как снег. Устрашившись его, стражники пришли в трепет и стали как мёртвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его здесь нет – Он воскрес, как и сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И идите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и ждёт вас в Галилее; там Его увидете.»» (От Матфея, 28:1-7).
«Возвратившись же, приготовили благовония и масти. И в субботу остались в покое по заповеди. А в первый день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они к гробнице, и вместе с ними некоторые другие. Но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сём, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И они испугались и склонили лица к земле, а те сказали им: «Что вы ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь – Он воскрес. Вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных человеков, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.» И они вспомнили слова Его. И, возвратившись от гробницы, возвестили всё это одиннадцати и всем остальным. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сём Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им.» (От Луки, 23:56-24:11).
«В первый же день недели Мария Магдалина приходит к гробнице рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гробницы. Итак, она бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».» (От Иоанна, 20:1,2).
ЕЙ ПЕРВОЙ ЯВИЛСЯ ВОСКРЕСШИЙ ИИСУС, КОТОРЫЙ ПРИ ЭТОМ НЕ РАЗРЕШИЛ ЕЙ К НЕМУ ДОТРОНУТЬСЯ, НО ПОРУЧИЛ ЕЙ ВОЗВЕСТИТЬ АПОСТОЛАМ О СВОЁМ ВОСКРЕШЕНИИ.
«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалене, той, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим. Но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге.» (От Марка, 16:9-12).
«Они ещё не понимали Писания, что Он должен воскреснуть из мёртвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит, что сидят два Ангела в белом, один у главы и другой у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: «Женщина! что ты плачешь?» Она говорит им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: «Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь?» Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его». Иисус говорит ей: «Мария!» Она, обернувшись говорит ему: «Раввуни!», - что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что что видела Господа и что Он это сказал ей.» (От Иоанна, 20:9-18).
Далее, согласно Преданию, Мария Магдалина благовествовала в Риме. Как полагают, именно к ней относится обращение апостола Павла в послании к римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Римлянам, 16:6). По Церковному Преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним.
Согласно ортодоксальной (или православной) традиции, Мария Магдалина считается лишь бывшей грешницей, из которой Иисус когда-то изгнал «семь бесов» (От Луки, 8:2).
В католической же традиции Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше свидетельствах Евангелий, была отождествлена ещё с несколькими образами:
Безымянной грешницей, омывшей ноги Христа миром в доме Симона фарисея (От Луки, 7:37-38).
Марией, упоминаемой в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании.
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими» (От Иоанна, 11:1,2).
Не названной по имени женщиной, совершившей помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (От Матфея, 26:6-7).
«Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала» (От Матфея, 26:13).
«Сказано будет в память её», — не значит ли это, что люди будут помнить эту женщину?
Здесь следует отметить, что в Евангелиях говорится о той, которая помазала Иисуса миром и отёрла Его ноги своими волосами, в единственном числе. Ни где не сказано, что таких женщин было несколько.
При этом подчёркивается дороговизна этого мероприятия.
«Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: “К чему такая трата?“ Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.» (От Матфея, 26: 8,9). «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (От Иоанна, 12:5).
Динарий был основной серебряной монетой у римлян. Один динарий считали хорошей платой за день работы. То есть стоимость использованного сосуда миро (300 динариев) равнялась почти годовой зарплате обычного человека.
Отсюда выводы…
Во-первых, не так уж много было женщин, которые могли себе такое позволить. Во-вторых, мало кто был готов прилюдно выразить такое смирение. В-третьих, было бы странно, если бы женщина, решившаяся на такое прилюдное преклонение, в дальнейшем бы не последовала за Христом. В-четвёртых, помазание Иисуса миро, кроме прочего, являлось символом признания Его Мессией. Это свидетельствует о большом уме и образованности этой женщины. Значит, она и в дальнейшем должна была проявлять свой ум и должна была запомниться многим людям по имени.
И Библия сохранила имя этой женщины — это Мария, сестра Марфы и Лазаря.
Перейдём к описанию казни Иисуса…
«Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (От Матфея, 27:56). «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия» (От Марка, 15:40). «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (От Иоанна, 19:25).
Труднейший и тяжелейший час Господа Иисуса! Но где же здесь Мария, сестра Марфы и Лазаря, которая, по словам самого Иисуса, «избрала благую часть, которая у неё не отнимется»? Неужели сестра того, кого Иисус воскресил из мёртвых, усомнилась в Его мессианстве?
Нет! Она рядом! Она — Магдалина…
В некоторых легендах и толкованиях образ Марии Магдалины также связывают и с образом блудницы, которую Иисус спас от побиения камнями.
Конечно же и эта связь не может быть однозначной. Но в душе спасённой это событие должно было совершить настоящую революцию…
«И не видя никого, кроме женщины, сказал ей: "Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?" Она отвечала: "Никто, Господи!" Иисус сказал ей: "И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".» (От Иоанна, 8:10,11).
Каковы были чувства спасённой блудницы? Только что она ждала камня. Одного, другого. Многих камней. Разбивающих в кровь, ломающих кости, несущих смерть, смерть в мучениях, жутких мучениях. И вдруг… Тишина… Свобода! Спасение! Спасение от смерти… Она — воскресла! Кто Он? Вставший выше Закона Моисеева? Могла ли она не признать Его — Спасителем? Мессией! Могла ли та, которой Он подарил жизнь, не подарить свою жизнь Ему?...
Хотя прозвище Магдалина не упоминается ни в одном из описаний помазания, в легендах Предания она начинает выступать в качестве главного персонажа помазания уже в первые века нашей эры. В частности, такие Отцы Церкви, как Аврелий Августин, Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский, полагали, что все рассказы о помазании относятся к одной женщине. Святой Августин и папа Григорий Великий считали, что была одна помазавшая, но два помазания. Первое помазание стало символом мессианской роли Иисуса, само слово «Мессия», каковым объявил себя Иисус, буквально означает «Помазанник». Второе помазание было совершено на Страстной Неделе перед Распятием. Значение этого действия Иисус расшифровывает сам — женщина готовит его к погребению. Письменное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Речь, очевидно, идёт о сёстрах Лазаря, но помещённых в контекст утра Воскресения. Отождествление всех женских образов, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку». Неуказанный же грех Марии Магдалины был истолкован как блуд, то есть проституция. Григорий Великий писал: «Женщина, которая была увлечена греховным вихрем, была, по благодати, вознесена к высотам на крыльях любви!» Согласно этой традиции Предания, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло, омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, и стала следовать за ним, присутствовала на Голгофе и так далее, а со временем стала отшельницей на территории современной Франции. В сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины имел уже значительную популярность и красочность. И лишь в 1969 году появилось заявление Ватикана, что версия о том, что Магдалина была блудницей, не является однозначной.
В 1105 году французский бенедиктинский монах, писатель и кардинал Жоффруа Вандомский составил проповедь "Во славу благословенной Марии Магдалины", которая начинается с истории умащения миром ног Христа раскаявшейся блудницей.
Наибольшую популярность в Средневековой Европе имело Житие Марии Магдалины, входящее в состав "Золотой легенды", сборника житий святых, написанного к 1260 году Иаковом Ворагинским, итальянским монахом-доминиканцем, архиепископом Генуэзским. Иаков решительно стоял на стороне легенды о Магдалине — раскаявшейся блуднице, ставшей святой, и провозглашал:
«Я утверждаю, что это та самая Мария, которая омыла ноги Господа слезами, вытерла волосами и умастила, та, которая во время благодати прежде всего совершила торжественное покаяние, та, которая выбрала лучшую часть, та, которая, сидя у ног Господа, услышала слово и умастила голову Господа, та, которая была у креста во время страданий Господа, та, которая приготовив благовония, захотела умастить его тело, та, которая не ушла от креста, когда ушли ученики, та, которой прежде всего Христос явился после Воскресения».
Древность предания, отождествляющего Марию Магдалину с блудницей, отражена в Талмуде. Талмуд берёт начало от древних устных иудейских преданий. А в письменном виде он был зафиксирован во II—V веках н.э. В Талмуде выдвигается версия, что прозвание «Магдалина» происходит от ивритского слова "магаддела" — «завивальщица», «завивающая волосы». Поясняется, что Мириам ухаживала за женщинами, была завивальщицей волос для женщин. Персонаж, называемый «Мириам, завивающая волосы» встречается в ряде связанных с Иисусом текстов Талмуда, причём в одном из них о ней говорится как о прелюбодейке.
В православном христианстве Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая. А Римская Католическая церковь даже удостоила её титулом apostola apostolorum, что означает «апостол апостолов», за то, что Мария первая возвестила о Воскресении Христа и впоследствии твёрдо отстаивала истинность этого факта.
МИФОЛОГИЯ РАСКАЯВШЕЙСЯ БЛУДНИЦЫ
Итак, исторический образ Марии Магдалины является спорным. Но нельзя забывать, что и Иисус, и его ближние, в том числе, и Мария Магдалина, образы не только исторические, но и мифологические, эзотерические. Это образы, несущие в себе макро-космический смысл!
Известный русский религиозный философ Николай Бердяев говорил:
«Вся история наполнена исканием Царства Божьего. Искание это есть сокровенная душа истории, её святое святых. Все цели истории относительны по сравнению с этой абсолютной целью, все цели превращаются лишь в средство. Сама история, по сокровенному своему смыслу, есть лишь движение к Царству Божьему.».
Какова же в этом контексте мифология раскаявшейся блудницы?
Эпизод, когда Мария Магдалина возвещает ученикам, что она видела Господа (От Иоанна, 20:18), связан с пророчеством Господа, что, когда мир уже не сможет видеть Иисуса, Его ученики увидят Его (Иоанна, 14:19 и Иоанна, 16:16). Так в Магдалине раскрывается образ всех учеников Христа. Ещё одно доказательство этого можно найти в притче Иисуса о том, что пастух называет своих овец по имени, и они узнают его голос (Иоанна, 10:5). Так Мария Магдалина узнала по голосу Иисуса, когда Он позвал её по имени (Иоанна, 20:16) — словно она является образом всех "овец" Господа, всех последователей Христа. Но главное, что после воскресения всё было покорено под ноги Христа (Евреям, 2:8) — однако, сразу же после воскресения у ног Иисуса мы видим Марию Магдалину. Получается, Мария Магдалина является образом всего нового творения.
Культ Марии Магдалины возник из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами. Ева — женщина-искусительница; и Дева Мария — Царица Небесная. Раскаявшаяся и прощённая грешница Магдалина заняла нишу между ними. Она указывала путь к Спасению. Эти три имени — Ева, Мария Магдалина и Дева Мария — становятся метафорой.
В соединении с образом раскаявшейся блудницы яркость и глубина этой метафоры усиливаются.
В Ветхом Завете (или Танахе) Израиль не один раз сравнивается с неверной женою. И на фоне этого образа в Новом Завете вся нынешняя человеческая цивилизация перед Всевышним уподобляется жене, изменившей мужу. Этот символ в Откровении Иоанна воплощается в образе Вавилонской Блудницы.
Искусительница Ева и непорочная Дева Мария — два крайних состояния человеческой души. А смиренное покаяние блудницы и бесстрашная любовь Марии Магдалины — единственный Путь возвышения души от одного состояния к другому.
Как писал знаменитый русский писатель и философ Лев Толстой:
«Человек хочет быть зверем или ангелом, но не может быть ни тем, ни другим. И тут-то является то разрешение этого противоречия, которое даёт христианское учение. Оно говорит человеку, что он ни зверь, ни ангел, но ангел, рождающийся от зверя, — духовное существо, рождающееся от животного, что всё наше пребывание в этом мире есть не что иное, как это рождение.».
Русский эзотерический философ Елена Ивановна Рерих догматы ортодоксального христианства о том, что Христос Своим Распятием и Воскресением искупил первородный грех всего человечества, и что после Распятия Иисус спустился в Ад и вывел оттуда души всех праведников, а также Адама и Евы, толкует так:
«У первых христиан Крестос, или Христос, был синонимом нашего Высшего "Я". И в этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Искупления за личные грехи совершаются душой — проводником, или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального Эго. Распятый Христос каждого человека, при достижении извечной точки эволюции должен спуститься в Ад и извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего "я".».
Отсюда можно провести следующую аналогию. Блудница — падшая земная природа человека, Христос — Высшее «Я». И когда блудница припадает к ногам Христа, это человек смиряет перед Христом свою падшую земную природу. А помазание Христа блудницей есть признание человеком мессианской роли своего Высшего «Я».
ЖЕНА ХРИСТА
В библии Христа называют "Равви", Учитель, — звание, которого обычно удостаивался женатый человек. Безбрачие осуждалось подавляющей частью древнееврейского общества. Особенно строго в подобных вопросах люди относились к "равви" — человеку, избравшему путь религиозного обучения. Однако, известно также существование в Древнем Израиле монашеской общины ессеев.
Еврейский историк Иосиф Флавий в своей книге "Иудейская война" писал: «Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи, другую — саддукеи, третью — те, которые, видно, преследуют особую святость, так называемые ессеи. Последние также рожденные иудеи, но еще больше, чем другие, связаны между собой любовью. Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают, зато они принимают к себе чужих детей в том возрасте, когда они еще восприимчивы к учению, обходятся с ними, как со своими собственными, и внушают им свои нравы. Этим, впрочем, они отнюдь не хотят положить конец браку и продолжению рода человеческого, а желают только оградить себя от распутства женщин, полагая, что ни одна из них не сохраняет верность одному только мужу своему. Существует еще другая ветвь ессеев, которые в своем образе жизни, нравах и обычаях совершенно сходны с остальными, но отличаются своими взглядами на брак. Они полагают, что те, которые не вступают в супружество, упускают важную часть человеческого назначения — насаждение потомства; да и все человечество вымерло бы в самое короткое время, если бы все поступали так.».
Кумранская община, учение которой очень схоже с Благой Вестью Иисуса Христа, практиковала монашество. Однако, кумранские ессеи вели замкнутый образ жизни, а Иисус обращал свою проповедь в мир. «Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: "В нём бес". Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: "Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам".» (От Матфея, 11:18,19). Поскольку Иисус не держался замкнутости и монашеской отрешённости от мира, свойственной кумранским ессеям, можно предполагать, что Иисус был женат.
Как же относился Иисус к супружескому браку вообще?
«Он сказал им в ответ: "Разве вы не читали, что Создатель от начала сотворил и мужчину, и женщину, сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и двое будут одной плотью? Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает".» (От Матфея, 19:4-6).
Здесь Иисус ссылается на следующие места Ветхого Завета (или Танаха).
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею".» (Бытие, 1:27,28).
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Бытие, 2:24).
То есть Иисус положительно отзывался о браке, признавал, что брак — это заповедь.
В гностических писаниях "Евангелие Марии Магдалины", "Евангелие от Филиппа", "Пистис София", "Вопросы Марии" Мария Магдалина выступает как жена Иисуса Христа и получательница и хранительница самых глубинных Его откровений и поучений.
В "Философуменах" (V.7) Ипполита сообщается, что школа наассенов считала, что они получили свои учения от Мариамны (Марии). Ориген тоже писал о некоей гностической школе, которая производила свои учения от Мариамны ("Против Цельса", V.LXII). Епифаний упоминал такие апокрифические сочинения гностиков, связываемые с именем Марии, как: "Вопросы Марии" ("Панарион", XXVI.8.1-2) и "Родословие Марии" (XXVI.12.1-4). И в этих "Вопросах Марии" даже говорилось о соитии между Иисусом и Марией.
Посмотрим на несколько важных отрывков из Библиотеки Наг-Хаммади.
Библиотека Наг-Хаммади была найдена в 1945г. в районе Наг-Хаммади в Египте. Её манускрипты принадлежали христианам-гностикам и датировались с 1-го по 4-й века.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ.
Дошло до нас на саидском наречии коптского языка в "Берлинском кодексе" и в рукописях из Наг-Хаммади. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда. Эти рукописи датируются II— IIIв..
«Петр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали". Мария ответила и сказала: "То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это".».
«Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места. Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли". Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: "Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать её? Предпочел он её более нас?" Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?" Левий ответил и сказал Петру: "Пётр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счёл её достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть её? Разумеется, Спаситель знал её очень хорошо. Вот почему он любил её больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем Евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель".».
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФИЛИППА.
Третье произведение во II кодексе Наг-Хаммади. Будучи переводом с греческого, написано на саидском диалекте коптского языка.
«Трое шли с Господом всё время. Мария, его мать, и её сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей. Ибо Мария - сестра его матери, и его мать, и его спутница.».
«Спутница Сына — это Мария Магдалина. Господь любил Марию более всех учеников, и он часто лобзал её уста. Остальные ученики, видя его любящим Марию, сказали ему: "Почему ты любишь её более всех нас?" Спаситель ответил им, он сказал им: "Почему не люблю я вас, как её? Слепой и тот, кто видит, когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий увидит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме."».
ГНОЗИС МАГДАЛИНЫ
В гностицизме Мария Магдалина рассматривается как воплощение духа Пистис Софии.
"Пистис София" — гностический христианский трактат валентинианской, или орфической, школы гностицизма, греческий оригинал которого предположительно датируется II в. н.э.. Греческий оригинал текста был утерян, известен лишь коптский перевод IV века, также известный как Лондонский или Аскевианский Кодекс. Название "Пистис София" — это комбинация греческих слов "пистис" (что значит — «вера») и "софия" (что значит — «мудрость»). Основательница современной теософии Елена Петровна Блаватская подчёркивала, что вера в современном значении этого слова не вполне передает термин "Пистис". Его лучше определить как интуитивное знание, или знание, которое еще не явлено простому разуму, хотя уже ощущается душой как истинное. Трактат назван так по имени одной из Сущностей космологии данного писания — Пистис Софии.
Я просмотрел это произведение. Это довольно пространный трактат мудрёного содержания, символизм которого, по абстракционизму, схож с символизмом других творений гностицизма, а также неоплатонизма, каббалы и некоторых творений суфизма. Согласно писанию "Пистис Софии", Иисус Христос после своего Воскрешения ещё 11 лет являлся апостолам и Марии Магдалине и давал им откровения о высших мирах. Если максимально опустить гностическую абракадабру и максимально сократить информацию, то историю самой Пистис Софии можно изложить так.
Пистис София есть неотъемлемая пара Господа Христа. Сначала Пистис София пребывала в Тринадцатом Эоне — Высшей Области Низших Миров. Она стремилась подняться в Миры, которые выше, чтобы стать ближе к Высшему Свету. Для этого она хотела обрести больше Силы Света. И снизошла Пистис София в Места Хаоса, где обитает Свет с Ликом Льва, решив покорить и взять Силу этого Света себе. Но Свет с Ликом Льва поглотил Силу Пистис Софии. И она, скорбя, пребывала в Местах Хаоса. Тогда Христос, надев Доспехи Света, и пройдя через другие более низшие Миры, снизошёл к ней. И Пистис София, спев сначала Покаянные Гимны, а затем — Хвалебные Гимны Высшему Свету, с помощью Господа Христа вознеслась обратно в свою Обитель.
Елена Петровна Блаватская комментировала этот текст так:
«В «падении» ПИСТИС СОФИИ и её освобождении её Сизигием, ИИСУСОМ, мы видим вечно разыгрывающуюся драму страдающей и невежественной персональности, которая может быть освобождена и спасена лишь бессмертной индивидуальностью, или, скорее, своим собственным стремлением к НЕЙ.».
Здесь смысл, сходный с предыдущим, по тексту моего повествования, образом исправления блудницы, а точнее — запутавшейся души.
Более полно тема Пистис Софии раскрывается в связи с образом Адама Кадмона — андрогинного Первичного Адама по Каббале.
В Библии сказано:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их.» (Бытие, 1:27).
То есть человек — это и мужчина, и женщина вместе (по Каббале — Адам Кадмон). Причём, этот образ применим как к индивидуальной человеческой паре, так и ко всему человечеству.
Значит, у мужчины Спасителя человечества тоже должна была быть своя женская половина Адама Кадмона.
В книге «Тайное Учение Христа», написанной современным гностиком Тау Малахи, мистическая связь между Иисусом и Магдалиной раскрыта следующим образом…
«Йешуа стоит в цетре Евангелия как первый святой, осознавший и воплотивший превышнее, или мессианское, сознание. Но в софианском Евангелии он стоит не в одиночестве… Рассматривают Марию как божественную супругу Йешуа… В софианской традиции гностического христианства… она рассматривается как женское воплощение Христа… Йешуа олицетворяет воплощение Христа-Логоса (Слова), а Мария — воплощение Христа-Софии (Мудрости). Чтобы прояснить важность мужского и женского воплощений Христа в софианской традиции, мы должны опять вернуться к учениям об Адаме Кадмоне и Адаме Ха-Ришоне, данных в каббале, и рассмотреть общее наименование, даваемое Йешуа Мессии, — "Второй Адам". Согласно рассказу Книги Бытия, Первый Адам (Адам Ха-Ришон) — андрогинный, будучи и мужчиной, и женщиной… Мужское и женское начала появляются из андрогинного существа одновременно… Наименование "Второй Адам" относится непосредственно к союзу между Женихом и Святой Невестой, Господом Йешуа и Госпожой Марией… Если женщина и мужчина, соединившиеся в мистическом союзе, на материальном уровне становятся "одной плотью", то на духовном уровне они являются одним телом света… Они олицетворяют Христа или присутствие света, которое есть в каждом из нас, и отношение Логоса (Слова) и Софии (Мудрости), которые есть мужской и женский аспекты нашей собственной энергии… Божественная мудрость — истинная природа сознания, которое есть основание всех созданий и творения, и она, заточённая внутри существ и творения, находится под властью демиурга и архонтов — то есть в плену космического невежества. Логос же через воплощение входит в мир и освобождает Софию. Она — душа мира и душа всех существ. Поэтому её избавлением спасаются все существа и мир.».
«История святой Марии Магдалины – это история нашей цивилизации, и у софиан она — основной символ духовной надежды на просветление и освобождение, вне зависимости от того, как глубоко могли мы погрузиться во тьму и материальный мир…».
Автор статьи: Дмитрий Коноплицкий.