ОЙРАТЫ .Численность и ареал
КНР:
390 000 (Оценка 2015 г.) Монголия: св. 257000 -400.000??(Оценка 2015 г.) Калмыкия-190 000 (Оценка 2015 г.) Астраханская область: 7 000 Киргизия: 15 000 (2015 г.) США: 8 000 (оценка 2015 г) Франция: 3000 Казахстан: 992 (оценка 2015 г.)
Язык
ойратский
Родственные народы
монголы
Монгольская империя в 1207 г. Монгольские государства Монгольский каганат, Ойратское ханство и Могулистан Монгольские государства в 17-м веке: Монгольский каганат, Джунгарское ханство, Хошутское ханство, Хотогойтское ханство, Калмыцкое ханство и Могулистан
Ойра́т(ы) (западные монголы; монг. ойрд; калм. өөрд; на старомонгольском письме: ойрад; кит. источники элюты, eleuths; средневек. мусульм. и старорусск. источники калмык(и), калмак(и), иногда джунгар(ы), зюнгар(ы), дзюнгарцы, зюнгарцы, зенгорцы). Западномонгольский народ, основными современными центрами расселения которого ныне являются российский Алтай, Монголия (западные аймаки) и Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цинхай). Первые упоминания об ойратах известны с XII века. Вошли в состав империи Чингисхана, и их дальнейшая история была тесно связана с её становлением и завоеваниями. После распада Монгольской империи в XIV-XVI вв. ойраты создали союз Дербен-Ойрат, а в кон. XVI — нач. XVII веков проживавшие в Джунгарии и соседних регионах племена разделились: одна часть откочевала в район озера Кукунор (Хошутское ханство), другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства, а третья — переместилась на европейские территории (Калмыцкое ханство) В русскоязычной исторической, этнографической и лингвистической литературе встречаются различные понимания термина «ойрат». В мусульманских и перенявших от них это название русских исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или зюнгарами (зенгорами, джунгарами - в переводе с калмыцкого «зюн гар» — «левая рука», когда-то — левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках - ойраты), в китайских источниках - элютами (искажённое в китайской транскрипции слово - ойрат), единое же историческое самоназвание этого народа - "өөрд" (в русском произношении - ойраты). Ниже приведены основные названия этого этноса и что под ними понимается:
• Западные монголы — название для всего этноса в противопоставление северным (халха-монголам) и южным (өмнө-монголам). Помимо этих групп из монголов выделяются также буряты и различные малочисленные этносы.
• Джунгар(ы), зүүнгар, зюнгар(ы), дзюнгарцы, зюнгарцы, зенгорцы — в русских источниках этноним, заимствованный из монгольских языков, и применяемый в отношении ойратов Джунгарского ханства (существует также этногруппа калмыков — зүүнгар).
Несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» Н. Я. Бичурин. өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) — ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко.
В 12 веке ойраты жили на территории современных Тувы, Хувсголского аймага Монголии и близлежащих регионах, но затем создав союз Дербен-Ойрат они мигрировали на юг в 14-м веке.
В Сборнике летописей указывает расположение ойратов в 13 веке.
Юртом и место пребыванием этих ойратских племен было Восьмиречье (Секиз-мурен). В древности по течению этих рек сидело племя тумат.
Вполне возможно, что на рубеже XII и XIII вв. ойраты занимали более обширную территорию, чем верховье Енисея, включая сюда Приангарский край, лесные районы, межгорные долины и степи на северо-востоке Саян и Танну-Ола.
Ныне ойраты проживают по южную сторону Алтайских гор в западной Монголии (в Убсунурском и Кобдоском аймаках),в России в Республике Алтай и небольшое количество в Республике Калмыкия. Ойраты в союзе с другими монгольскими племенами(дербеты,хошуты,торгуты) создали три государства — Джунгарское ханство, Калмыцкое ханство и Кукнорское (Хошоутское) ханство. Основными современными центрами расселения ойратов являются Монголия (западные аймаги) и российский Алтай. Первые упоминания об ойратах известны с XIII века, когда они добровольно в качестве союзников вошли в состав империи Чингисхана и их дальнейшая история была тесно связана с её становлением и завоеваниями. После распада Монгольской империи в XIV в. ойраты создали союз Дербен-Ойрат (1399 — 1634), после распада которого хошуты откочевала в район озера Кукунор (Хошутское ханство, 1640-е — 1717), другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства,торгуты переместилась на европейские территории (Калмыцкое ханство, 1630 — 1771).
Их возвышение началось после 1368 года, когда пал Улус Великого (монгольского) Хана — Империя Юань.
В XV веке, когда средневековая Монголия достигла пика своего могущества, местные (ойратские) тайши которые к тому времени захватили власть в Монгольской империи уже не боялись накалять отношения с соседним Китаем по поводу торговых отношений. Обоюдное обострение событий привело к ойрато-китайской войне в 1449 году, когда ойратский Эсэн-тайши, фактический лидер монголов, вознамерился завоевать Китай и воссоздать монгольскую Юаньскую империю образца времен Хубилай-хана.
Летом 1449 года двадцатитысячная монголо-ойратская армия под командованием (ойратского) Эсэн-тайши вторглась на территорию Китая и, разделившись на три группы, двинулась по направлению к Пекину. 4 августа огромная китайская армия династии Мин выступила в поход под командованием императора Чжу Цичжэня. Главный евнух (министерства) Ведомства ритуалов Ван Чжэнь, ставший фактически вторым лицом после императора, уговорил молодого монарха совершить победный марш-бросок на север и разгромить ойратского Эсэна на территории Монголии. Самонадеянность огромного китайского войска и китайского императора добивавшегося воплощения этой идеи стала очевидной очень скоро.
Генеральное сражение произошло 1 сентября 1449 года в местности Туму, к юго-западу от горы Хуайлай в современной провинции Хэбэй. Встретив огромную китайскую армию намного превосходившую по численности ойратское войско, ойраты нанесли ей сокрушительное поражение. Многие высшие сановники империи погибли на поле боя, в ожесточенной рубке, в том числе и Ван Чжэнь. Император и многие придворные попали в плен к ойратам(калмыкам).
Эсэн полагал, что пленный император — это весомая карта, и прекратил военные действия вернувшись в ойратские кочевья. Обороной Пекина же занялся энергичный китайский полководец Юй Цянь, который возвёл на престол нового императора, младшего брата Чжу Цичжэня — Чжу Циюя. Последовав советам придворных китайских министров-евнухов и отклонив предложения Эсэна о выкупе императора, Юй заявил, что страна важнее жизни императора. Эсэн, так и не добившись выкупа от китайцев, спустя четыре года по совету своей жены отпустил императора, с которым расставался уже как с другом. Сам же лидер ойратов встретил жёсткую критику за свою непродуманную политику и спустя шесть лет после Тумуской битвы(по китайски — катастрофы) был предательски убит покоренными родственниками казненного им монгольского аристократа. Тумуская катастрофа считается одним из крупнейших военных поражений китайской Империи Мин.
Реки Или, Обь, Иртыш и озеро Балхаш во фрагменте ойратской карты
В 1755—1759 годах в результате внутренних междуусобиц и гражданской войны, вызванных распрями и борьбой правящей элиты Джунгарии за престол Джунгарского ханства, один из представителей и претендентов на престол Джунгарского государства(ханства) Амурсана, надеявшийся при помощи маньчжуро-китайцев захватить престол, призвал на помощь войска манчжурской династии Цин, указанное государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжуро-китайскими армиями — около полумиллиона человек. Было убито около 90 % тогдашнего населения Джунгарии, в основном женщины, старики и дети. Один улус — около десяти тысяч под руководством торгуудского нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару и были приняты на военную службу тамошними правителями. После разгрома Джунгарского ханства Цинской империей , вся территория бывшего ханства вошла в состав Цинской империи.
Вследствие сложной политической истории (геноцида), ойраты сегодня живут в разных регионах, включая не только Россию (Алтай), Джунгарию и западную Монголию, но также Кукунорский регион в провинции Цинхай.
Верующие ойраты — в основном буддисты, исторически приверженцы школы тибетского буддизма Гелуг, помимо Гелуг были распространены и другие школы. До принятия в 16-м веке желтой веры (шарын шашин, шар шажн, шар шаҗн) - буддизма, исповедовали простую веру (бөө мөргөл, хар шажн, хара шаҗн) - шаманизм. В ойратском(калмыцком) языке слово "хар, хара" имеет два значения - "чёрный(ая)" и "простой(ая)", а слова "Небо" и "Бог" обозначаются одним словом - "Теңгр". Центральное место в добуддийском ойратском пантеоне богов занимало центральное божество монгольских народов "Мөңк Көк Теңгр" (Вечно Синее Небо) или "Теңгр Аав(Эцк)"(Небо-Отец). С указанным небесным божеством слился земной культ плодородия "Өткн(Этукен) көрстə Һазр"(Земли) или "Һазр-Ээҗ" (Земля-Мать). Эти два культа, небесный "Теңгр Аав(Эцк)"(Небо-Отец) - символизирующий мужское, плодотворное начало и земной "Һазр-Ээҗ" (Земля-Мать) - символизирующий женское плодородное начало, слились в один культ общенационального ойратского покровителя "ЦаҺан Аав"(Белого старца), который ныне различается лишь изображением на шүтəнах(иконах). Небесный культ "Теңгр Аав(Эцк)"(Небо-Отец) сохранился в буддизме ойратов под именем "Нарта Делкəн Эзн ЦаҺан Аав"(Хозяина Всей Вселенной Белого Старца) - Хозяина Вселенной, богов и людей, подателя счастья, удачи и благополучия, изображается на шүтəнах(иконах) калмыков(ойратов) в виде стоящего с посохом(ранее с копьём) белого старца который символизирует мужское плодотворное начало и по народным поверьям ойратов(калмыков) приходится родственником по мужской линии всем ойратам(калмыкам) мужского пола, в связи с чем во время празднования ежегодного летнего праздника Үрс Сар на обряд "Ова тәклһн" - общий молебен и принесение подношений, который проводится на священных курганах "ова" 16-го числа по лунному календарю, месяца овцы, ранее не допускались женщины и гелюнги(священнослужители). Указанный обряд почитания имеют право совершать и присутствовать при нём только лица мужского пола от стариков до мальчиков того рода который проживает в данной местности. Истоки дошаманистского культа "ова" - в почитании Вселенной, хозяев местности, хозяев родовой территории, иначе говоря - в культе природы и культе родовых покровителей. С уходом калмыков, с мест кочевий, в Западной Монголии, ими были покинуты традиционные места поклонения - "богдо уул"(священные горы). Соответственно, видоизменился и культ "ова", который за неимением гор в Калмыцкой степи, стал отмечаться на священных "оватын толһа"(курганах) и в котором, первоочередное место стал занимать культ общенационального покровителя ЦаҺан Аав(Белого старца), который известен также у тюркских народов в виде "Белого старца" под именем "Кудай, Хызр" - подателя благополучия, приходящего на помощь всем путникам и нуждающимся. Земной культ "Һазр-Ээҗ" (Земля-Мать)сохранился под именем "Һазр-Усна Эзн ЦаҺан Аав"(Хозяина Земли и Вод Белого Старца) - подателя изобилия и плодородия, который изображается на шүтəнах(иконах) ойратов в виде сидящего белого старца. Общая символика праздника Үрс сар - плодородие и богатство, во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном. Кроме летнего праздника Үрс сар ЦаҺан Аав(Белого старца) почитают и в декабре, в дни зимнего солнцестояния(Җилин Эзн), который был приурочен буддистскими миссионерами в честь дня рождения основателя своей секты занявшего в 17 веке главенствующее положение в Тибете и тибетском буддизме) Цонкапы и переименован в соответствии с тибетскими традициями в праздник Ло Сар(праздник тысячи огней) - Зул, в связи с чем обрёл в соответствии с буддийскими праздниками отмечающимися по лунному календарю непостоянный график и отмечается то в ноябре, то в декабре каждого года, ранее же до принятия буддизма ойратами Җилин Эзн отмечался в дни зимнего солнцестояния 22-25 декабря. В этот праздник у ойратов в соответствии с древними дошаманистскими и добуддийскими традициями начинается Новый год в который каждый ойрат мужского пола прибавляет себе ещё один прожитый год, так как в древности ойраты не соблюдали своих индивидуальных дней рождения. Указанный праздник был включен буддистскими миссионерами в свой календарь под именем Зул, и приурочен к дню рождения основателя школы Гелугпа Цзонкапы(Зунква-гегян), так же как христианскими миссионерами в Европе был включен в свой календарь древний языческий праздник зимнего солнцестояния, который под именем Рождество Христово(Christmas) отмечается католиками, протестантами и др. европейскими христианами в соответствии с грегорианским календарём - 25 декабря, православные же христиане отмечают его по юлианскому календарю - 7 января. Помимо вышеуказанного божества центральное место в ойратском пантеоне богов занимает верховное божество "Хормуста(Ахурамазда)-теңгр" - покровитель земли, всего видимого мира и обитающих в нём живых существ, предводитель 33 или 99 тенгриев(героев-небожителей), отец "Гесера" - в мифологии монгольских народов и народов Тибета - небесного всадника, бога войны (покровителя воинов) и короля-избранника (Калки-аватар, Майтрейя, Мессия, Махди) очищающего землю от чудовищ (демонов-мангусов) и ассоциировавшегося у ойратов с божеством войны "Дайчин(Дəəч)-Теңгр", что свидетельствует о влиянии зороастризма и тибетской религии Бон. Также существует культ предков - "өвкнрин сəкүсн" (духи-хранители предков).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев