Обычаи ойратов.
«Күн болх баhасн» - человек начинается с детства – говорили ойраты. И процесс воспитания начинался чуть ли не с самого рождения. Женщины носили детей не в двух руках, как принято сейчас, по-европейски, а «наклонивши свой стан, выставляют правое бедро вперед, на которое верхом сажают ребенка…, рукою придерживая дитя за ягодицы».
Малютки крепко держались ручонками за одежду матери и, насколько им позволяли силы, сжимали ножки. Ойратки никогда не пеленали детей. Мальчиков учили ездить верхом с трехлетнего возраста, в 5-6 лет они уже были полноценными помощниками своих родителей или старших родственников, пасли скот, сопровождали взрослых на охоте, а к 12 становились лихими наездниками. Жизнь кочевников сама по себе является суровой, даже князья и ханы – элита общества – не имели возможности вырасти изнеженными. В то же время отношение к детям красиво передается в ойратской пословице: «бичкн күүкд – бурхн мет» – маленькие дети подобны Богу. Имелось в виду, что они безгрешны и им нельзя говорить неправду, обманывать.
Скот – основное богатство кочевников, легко отчуждаемое имущество. И мальчиков с детства учили не только пасти, но и охранять скот, читать следы. Для степняков кража лошадей была одним из опасных, но и излюбленных занятий, в которых они могли показать свою сноровку и удаль в мирное время. Поэтому лошадей и скот в целом охраняли очень бдительно, по сути, каждая кража лошадей становилась небольшой войсковой операцией.
В старину большую роль в воспитании воинов играла облавная охота. В ней могли участвовать тысячи воинов, причем наравне со взрослыми участвовали и подростки. Такая охота длилась иногда несколько месяцев. Фактически это была крупная войсковая операция. Её смысл заключался в том, что сначала все участвующие в охоте создавали огромный круг, затем, постепенно сжимаясь, как бы запирали зверей в этом круге. Горе было тому воину (даже если это несовершеннолетний юноша), который выпускал зверя. Участвуя в облавной охоте, подростки учились строжайшей дисциплине, выносливости, координации во времени и пространстве. Успех охоты зависел от синхронности действий участников, за ней следили строжайшим образом. Существовала целая система знаков – команд. Противники монголов, а впоследствии и ойратов, не раз поражались умению наших предков действовать в бою синхронно и слаженно как один человек. Думаю, что участие в подобной охоте для молодых людей было чем-то вроде обряда инициации.
Цаган Сар для всего монголоязычного мира был и остается самым долгожданным и радостным праздником. В старину в один из дней празднования устраивались своеобразные поединки между молодёжью. Этот обычай сохранялся у донских ойратов вплоть до революции. С разных концов станицы два отряда молодёжи, под задорные крики, призывы взрослых мужчин, женщин, детей и, конечно же, девушек, сходились в самой настоящей «рубке», только вместо сабель в руках у бойцов были плетки «маля». Во время схватки молодые ребята показывали свою удаль, характер, волю и воинское умение. Такие «забавы» впоследствии делали ойратских воинов непревзойденными «рубаками». Во время русско-японской войны ойраты-казаки зачастую во время боя обходились без сабель, орудуя лишь малей, чем повергали в животный ужас потомков самураев, которые были не очень хорошими кавалеристами.
Ещё одной важной чертой воспитания было умение контролировать свои отрицательные эмоции и чувства, такие как печаль, скорбь, страх, боль. Простой вздох считался грехом. Что интересно, ойратки не кричали даже во время родов. Суровые условия не позволяли нашим предкам даже на короткий промежуток времени быть пессимистами, поддаваться душевной или физической боли. Как подметил И.А. Житецкий в 80-х годах XIX века: «…ойраты чрезвычайно жизнелюбивы. Этим объясняется, между прочим, почти полное отсутствие среди ойратов самоубийств…». Кроме того, умение контролировать отрицательные эмоции позволяло тренировать и накапливать духовную силу. Многие ойраты во время битв входили в особое состояние духа, когда они не чувствовали боли, усталости, наоборот их силы как будто удесятерялись, их не брали ни пуля, ни меч, ни штык, ни какое-либо другое оружие. Думаю, что именно контроль над отрицательными эмоциями был основой появления такого состояния духа.
Значимой составной частью воспитания была борьба «ноолдан». Вот как ее описывает Пармен Смирнов, священник и автор одного из первых русско-калмыцких словарей: «…начинается борьба, которая напоминает сцену Ермака Тимофеевича с Магмет-Куллом! Соперники не щадят себя, делают всевозможные усилия, чтобы выйти победителем. На полунагих телах борцов ясно можно видеть чрезвычайное напряжение мускулов, которое могло доставить богатые образцы для живописи или скульптуры». Чтобы побеждать, нужно было иметь не только огромную физическую силу и выносливость, но и несгибаемую волю к победе. По правилам лимит времени схватки не был ограничен. Для мальчишек борьба была одним из самых любимых занятий, впоследствии из их среды выходили профессиональные борцы, которых в каждом улусе было по нескольку человек.
Стратегическую роль в воспитании подрастающего поколения играло устное народное творчество. Жемчужиной ойратского фольклора является героический эпос «Джангар», носителями которого было отдельное сословие сказителей – джангарчи. Карьера джангарчи была почетной, ведь чтобы стать им, было необходимо обладать рядом качеств: иметь музыкальный слух, быть мастером слова, обладать невероятной степенью концентрации, быть высоконравственным и, конечно же, вести строго определенный образ жизни. Род, из которого вышел прославленный джангарчи, автоматически становился известным во всех кочевьях. «Джангар» обладал волшебной магической для ойратов силой притяжения. Послушать величественные песни эпоса, старинные легенды, сказки собирались и стар, и млад. Очевидцы утверждали, что ойраты могли трое суток подряд с небольшими перерывами на еду и сон слушать о битвах богатырей, о величии степных красавиц. Зимними сибирскими вечерами мой отец, как и остальные мальчишки, с упоением слушал песни эпоса¸ в мечтах воплощаясь в любимых героев и забывая о постоянном голоде. Думаю, что во многом благодаря эпосу, отец сформировался как мужчина, как личность. Он обладал несгибаемой волей, всегда держал данное слово, был суровым, но глубоко любящим отцом. Понятие чести для него не было абстрактным. Возможно, подсознательно он всегда старался быть похожим на своего героя из детства Хонгора Алого Льва.
Ойраты всячески поощряли тягу подрастающего поколения к знаниям и справедливо считали, что юноша, познавший разные страны, мудрее старика всю жизнь прожившего на одном месте. Случаи, когда родители влезают в долги, продают скот и дома для того, чтобы найти средства на обучение детей, нередки и по сей день. Дети, воспитываясь в такой среде, охотно осваивали знания и оправдывали надежды родителей. Как отмечал, И.И. Попов долгое время обучавший ойратских мальчиков: «Что касается до духовных способностей, то ойраты выгодно отличаются от других наций хорошей памятью, остроумием, умением красноречиво говорить, усидчивостью в учении, терпением, внимательностью и охотою к нему. Нам приходилось обучать русской и монгольской грамоте очень много ойратских мальчиков. Среди них была, конечно, разница в способностях, но не было ни одного лентяя и совершенного тупицы».
Ойратское воспитание немыслимо без уважительного отношения к старшим. «Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник», «Хорошо, когда старший ведет себя, как подобает старшему, а младший как младшему» - говорили ойраты Считалось, что нагрубить старшему по возрасту, всё одно, что нагрубить родителям. Когда старший или гость собирался в путь, молодые готовили его в дорогу и седлали коня. Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился. Младшие не вступали в разговоры взрослых. В торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту, а потом – остальные. Младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос.
С детства детей приучали особой культуре благодарения. «Сделав добро – забудь о нем, получив добро – обязательно отблагодари».
В суровых условия степи одним из основных законов выживания был – «помоги ближнему!». Ойраты всегда бескорыстно оказывали помощь попавшим в беду, даже если это были незнакомые люди, иноверцы или иноземцы. Любой ойрат знал: в пути он может смело рассчитывать на помощь людей. Даарснд hал түл, олсснд ботаха чанг – замерзшего обогрей, голодного накорми – гласит народная система воспитания.
В ойратском обществе почитались такие качества как благородство, великодушие: «сәәг күндлхлә – мис, мууг күндлхлә – бар – уважишь сильного подобен кошке ты, уважишь слабого – ты барс.
Отдельно нужно сказать об употреблении мата. Ойраты считали мат «словесной кислятиной» и вплоть до революции ойраты не употребляли его в речи, более того презирали любителей разговаривать матом. Существует мнение, что мат это закодированное проклятье и матерящийся заклинает самого себя и своих близких на беды.
Испокон веков у всех народов одним из основных принципов воспитания был собственный пример. Наши предки глубоко осознавали насколько ответственна миссия родителей, ведь ребенок на подсознательном уровне всегда старается подражать им. Поэтому взаимоотношения между членами семьи основывались на глубоком взаимном уважении. Отец был признанным главой семейства, жена всегда всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последним, а его решения не подлежали оспариванию. Жена и дети обращались к отцу всегда уважительно на Вы. Та гисн таалснла әдл, чи гисн чичснлә әдл – «Вы» звучит как ласка, «ты» как толчок – считали ойраты.
В то же время роль женщины – хранительницы очага - была не менее велика, ведь на ней лежала основная нагрузка по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми беспрекословно выполняли все её малейшие просьбы. Женщина в ойратском обществе была образцом нравственности. «Мораль женщины ойратки – высокая мораль и она, как воспитательница, дает детям безусловно твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1