Великая Отечественная война шла на всех фронтах, в том числе и на фронте искусства. Именно благодаря художникам и декораторам удалось сохранить многие уникальные здания в городах, а урон от бомбардировок свести к минимуму.
Художественный отряд специального назначения
Наравне со всеми художники были призваны на войну. Но не все из них ушли на фронт с оружием в руках. Некоторые вооружились кистями, красками, клеем и бумагой – привычными для них предметами, чтобы сотворить чудо. Известно, что в годы Великой Отечественной войны был организован отряд специального назначения, куда входили художники, оформители, гримёры, иллюстраторы и декораторы, а также звукооператоры. Их целью являлся в буквальном смысле обман зрения врага. Они должны были маскировать важные объекты, как исторические, так и промышленные, имитировать технику, а также создавать видимость присутствия большого количества вооружённых сил и единиц оружия. Задача, скажем так, была совсем не из лёгких. У художников военного времени не было большого ассортимента красок, совершать чудеса маскировки им приходилось из того, что имелось под руками. И лишь смекалка с нестандартными решениями была им в помощь.
Бомбардировка по муляжам
Разумеется, главной целью в самом начале войны стала маскировка Москвы, а затем Ленинграда. Враг рвался к этим главным городам СССР, и их бомбардировки сделались страшной реальностью. Оба города к вражеским авианалётам на начало войны оказались совершенно не готовы. Спасти столицу и её культурные сокровища должны были лётчики, системы ПВО и художники. И если первые старались сбить немецкие самолёты, не дав им долететь до Москвы, то вторые пытались обмануть тех асов люфтваффе, кому удавалось обойти советскую ПВО и направить свои самолёты на город. В распоряжении немцев имелись чёткие карты Москвы, сделанные с воздуха, и особые инструкции, предупреждавшие о возможных маскировках важных объектов. Каждый немецкий лётчик отлично представлял, как выглядит главный символ столицы СССР – Кремль. Бомбить будет легко. Так думали немцы... И уверенно мчались сбрасывать бомбы на столицу Страны Советов. Но в тот ли город летели пилоты люфтваффе? Они были уверены: перед ними – настоящая Москва. А на самом деле частенько бомбили Москву совсем другую – нарисованную. Нарисованную иногда буквально на асфальте.
Фальшивый Кремль
В иллюзорной Москве кремлёвские башни были совсем не башнями, а... облаками. Ярко-красные стены Кремля сделались пёстрой улицей с домами и деревьями, а вместо Красной площади вдруг нарисовался жилой квартал... Главным оружием московских художников стали оптические иллюзии. Особенно много их было сделано при «обороне Кремля» (который немцы пытались уничтожить 8 раз). Немецкие лётчики с воздуха видели совсем не Кремль, а густые леса и озёра. Этот тип иллюзий придумал и воплотил в жизнь талантливый художник-авангардист Яков Чернихов. А полный проект по маскировке осуществлялся под руководством художника-архитектора Бориса Иофана. Мавзолей «превратился» в старинный четырёхэтажный особняк, к которому пристроили ложные колонны и крышу. Бесценное тело вождя было заблаговременно эвакуировано в Тюмень. Надо полагать, немцы сильно изумлялись. И пытались найти другие известные ориентиры – например, знаменитые московские звёзды на кремлёвских башнях. Но их спрятали ещё раньше: погасили и укутали в специальные чехлы. Под расписанным брезентом также находились золотые купола кремлёвских храмов, кресты с которых были сняты. Колокольню Ивана Грозного выкрасили в серый цвет, невидимый с воздуха. В Александровском саду выросли бутафорские дома, плотный слой чёрной краски скрывал мосты через реку Москву. Чёрная краска скрывала и важные промышленные объекты – оборонные заводы, водонапорные башни, нефтехранилища. Вместо них появились фальшивые сооружения: бутафорские нефтебазы, заводы, элеваторы.
Асы атакуют иллюзии
Конечно, все эти хитрости днём можно было разгадать даже с высоты. Однако, как правило, налёты немецкая авиация устраивала ночью. Вот на ночной обман зрения эти иллюзии и были рассчитаны. В темноте все декорации становятся правдоподобными. В итоге очень часто немцы бомбили по пустым площадям, считая, что уничтожают важные объекты. Было подсчитано, что до Москвы долетал лишь каждый 37-й немецкий бомбардировщик из 8,5 тысячи летевших бомбить столицу. И каждая третья бомба попадала в ложные цели. Немцы бомбили в основном иллюзии. Хотя случались и меткие попадания. Одной из главных жертв немецких авианалётов стал театр имени Вахтангова на Арбате – он был разрушен прямым попаданием бомбы. Осенью бомбы попадали и в Большой театр, и в здание МГУ на Моховой. Пострадали заводы «Серп и молот» и «Трёхгорка». Вражеские авианалёты прекратились лишь весной 1942 года. Тогда же стали потихоньку снимать со столицы все «декорации» и отмывать от краски. Купола же кремлёвских соборов прятались до последнего – их «освободили» лишь через год после Победы.
Источник: журнал приключений, путешествий, научных гипотез и фантастики "Чудеса и приключения" №3/2020 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3