В постоянной экспозиции нашего музея есть нарядно и ярко расписанная чайница. Чайница сделана в форме кубика с зубчатым рельефом по покатым плечикам. Две стенки чайницы - пурпурного крытья, на двух других изображена небольшая золотая ваза с полихромными (многоцветными) букетами. Плечики чайницы позолочены, по низу граней выполнена широкая золотая отводка. Высота предмета - 11,3 см; размеры основания - 8,8 см х 8,5 см. Чайница изготовлена в 1840-е гг. на знаменитых Гжельских заводах. Бренд «Гжель» широко известен в России и в мире. Издавна подмосковная деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. До конца следующего века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне братья Куликовы нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов - его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово.
Со второй половины 20-х годов XIX века изделия стали раскрашивать синей краской. В итоге получился хорошо знакомый нам сегодня тонкий сдержанный колорит гжельской росписи. Однако гжель использовала разные цветовые гаммы, как, например, в случае с нашей чайницей, где синего цвета нет вообще. Тем не менее яркость тонов несколько приглушена и роспись сохраняет неброский изысканный характер. В 1830-е - 1840-е годы в Гжели было уже более 50 заводов и 30 живописных мастерских, работавших с керамикой. В это время там работали заводы Кузнецова, Новых, Храпунова, Барминых, Тереховых-Киселёва, Козлова, Дунашовых, Сафронова и многих других. Вообще, вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Но с середины XIX века многие гжельские заводы пришли в упадок. Частично это было связано с объёмом ввозимого из-за границы товара, частично — с модернизацией производства, за которой не всегда успевали производители из Гжели. В начале XX века керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
#МузейМологскогоКрая#ЗемлячествоМологжан#Молога#Искусство
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев