ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ... Их не вернуть уж назад…
Воспоминания выпускницы восьмилетней школы №3 г. Лузы
Тамары Куриловой (Маташовой)
(по просьбе моих детей)
Конец августа 1957 года. Скоро я буду первоклассницей… Эти мысли не покидали меня всё лето. Папа обещал привезти из командировки в Ленинград школьную форму. Я с нетерпением ждала. Портфель с тетрадками, карандашами и пеналом давно стоял наготове. Вот уже осталась неделя до школы… Командировку папы отменили, и тогда решался вопрос с формой. На наше счастье соседка тётя Капа Субботина предложила сшить мне форму и фартуки. Ткани купили в Лальске. Весь день и ночь работала швейная машинка нашей спасительницы. Ох, от сердца отлегло! Красивое коричневое платье с белым и чёрным фартуками висело у изголовья кровати!
1 сентября! Сердце учащенно бьётся, а мамы всё нет и нет… Мама – Лидия Анатольевна Курилова тогда работала бракером на шпалозаводе л/б №3, где был заведующим папа – Виталий Степанович Курилов. У мамы на работе аврал! А я уже в форме и с портфелем, и вся в ожидании. Нужно было только завязать атласные белые бантики. Наконец-то, прибежала, запыхавшись, мама…
На праздничную школьную линейку мы опоздали, поэтому я была очень взволнованна. Первая учительница Глафира Ивановна Тютрина слегка пожурила, но ласково прикоснулась к моей руке. Мне стало легче. Я помахала маме рукой и со всеми ребятами пошла в класс.
Так началась моя школьная жизнь… Сначала мы сели за парты по своему желанию, но позже нас учительница рассадила с мальчиками. Помню, я в первом классе сидела во втором ряду за первой партой с Валиком Норицыным, потом с Вовой Ларионовским, со Славой Ямовым, с Витей Елисеевым. В восьмом классе все сидели по собственному желанию, ведь мы были уже взрослыми. С кем только я ни сидела, пока окончила восемь классов.
В первый год учёбы мы приносили на обед бутылочку молока с газетной пробкой, хлеба или колобушку. После второго урока мы это с жадностью съедали. Но не все могли принести с собой еду. Наши мальчишки ждали, когда начнётся большая перемена, на которой можно было полакомиться угощениями девчонок. Носить еду и чернила с собой в портфеле было не очень удобно. Случались разные казусы. Поэтому с чернилами вопрос решили в школе. А с обедами вынесли вопрос на заседание профкома завода, где постановили, что будут детям доставлять небольшие обеды из заводской столовой. И тогда нам на подносе Глафира Ивановна приносила по стакану компота и вкусную булочку. Все с таким аппетитом ели, я это запомнила на всю жизнь!
Гораздо позже пристроили буфет, где мы покупали уже сами пончики, пирожки, компот, чай. Мы очень ждали большую перемену, где можно было выйти в длинный коридор, побегать, поиграть и поделиться своими обновками. А ещё очень любили наблюдать в зимнее время, как тётя Маруся топила печи в коридоре. В нашем 1 «А» классе было более 20 учеников, жителей лесобиржи №3, и в 1 «Б» было столько же, только учились дети лесобиржи №4. Моей сестре Наде выпало учиться с ребятами с л/б №4, где первой учительницей была Галина Григорьевна Рязанова.
В начальных классах я училась на «отлично». За каждую «четвёрку» так переживала, даже плакала. Была активным октябрёнком, даже командиром «звёздочки». Участвовала в художественной самодеятельности – пела, танцевала, читала стихи, исполняла акробатические номера. Очень любила уроки физкультуры.
После окончания уроков шли к кому-то из подружек учить уроки по грамматике и арифметике. Выводили чернилами в прописях. А почему бы, не отдохнув, спокойно не учить уроки в своих домах? Так нет, нам надо было своей троицей или квартетом заниматься вместе. А троица наша была – это Валя Некторова, Тоня Коробкина и я. А иногда по обстановке – и Галя Шапенкова. Как в детском саду дружили, так и повелось. Да и жили мы все рядом, учились все на «отлично», были активистками, вожатыми, шефствовали над стариками.
Летом мы ходили в лес к «мостику» ломать берёзовый, ольховый и осиновый лист. У Тони и Вали были коровы, а у нас с Леной – козы. Связывали веники верёвками и таскали на спине. Ходили в поскотину и бор за грибами, а к деревне Лычаково – за земляникой и малиной, на болото – за брусникой. Любили рвать горох на гороховом поле. Завяжем кофты на поясе и за пазуху собираем свежий горох. Старались только по краям поля ходить, чтобы не мять растения. Иногда нас колхозники прогоняли с поля.
Уже в четвёртом классе после принятия в пионеры, наша тройка была назначена пионервожатыми у ребят первого класса. В 5 классе меня выбрали председателем отряда, а позже, уже в 6 классе, была председателем дружины. Каждый день у нас проводилась линейка, поэтому перед строем я сдавала рапорт директору школы, учительнице немецкого языка Зое Ивановне Романько. Уже в 8 классе нашей учёбы она по семейным обстоятельствам перешла в среднюю школу №1, а директором школы назначили Александра Ильича Шемелова – ветерана Великой Отечественной войны, члена КПСС. Дисциплина у нас была строгая, особенно, при Зое Ивановне, но мы всё равно успевали пошалить, как и все дети.
Помню, что мы очень любили собираться на каникулах и в выходные дни у Тони Коробкиной. Там мы дружно сидели за большим столом в центре передней комнаты и щёлкали семечки, которые им привозили из Воронежа. Дядя Павел нам иногда рассказывал про войну, ведь он прошёл её всю и дошёл до Германии, про свою работу на паровом кране, на электростанции. Уроки мы учили на кухне, усаживались вокруг стола. Бабушка и Анна Владимировна, когда не дежурила медсестрой в больнице, кормили нас крошениной из чёрного хлеба с коровьим молоком. Я поражаюсь их добру, терпению и выдержке!
Иногда учили уроки у Вали Некторовой и Гали Шапенковой на ул. Заречная. Галя Шапенкова жила дальше нас, поэтому общаться с ней приходилось реже. А мы любили у них бывать после школы. У Гали в доме была большая «передняя» с большим столом, ведь семья у них была тоже большая. А вот у меня дома в начальных классах не собирались, так как в маленькой комнате жили дальние родственники из деревни Матвеевская – сёстры Петялины. Когда в начале третьего класса они переехали в барак, мы с Надей заняли маленькую комнату на кухне. В «передней» у папы на столе часто лежали документы, счёты, так как он работал заведующим шпалозавода на нашей бирже №3. Думаю, ещё и поэтому девчонки стеснялись его. И только иногда, когда папа освобождал стол от бумаг в начале месяца, мама могла накрыть его вышитой скатертью и очень любовалась!
Уже в более старших классах разбегались после уроков по своим домам. Собирались в школе на дополнительных занятиях, сборах, репетициях, шефской работе с подопечными. Ведь у нас были концерты в клубе, в детском саду, на площадках. По выходным дням собирали макулатуру, жестяные банки, железо. Между отрядами шли соревнования. Какое было время! И на всё хватало сил!
И так, после четвёртого класса стали преподавать разные учителя… Тяжело мы прощались с первой учительницей Глафирой Ивановной, забегали по привычке к ней в новый класс. Из предметов средних классов больше всего я любила русский язык, литературу и немецкий язык, ну, конечно, труд, пение, рисование и физкультуру. С 6 по 8 класс за четверть выходили 1, 2 и 3 четвёрки. Бывало по-разному. За четвёрки я переживала, но уже не плакала. Много было общественной работы, да первая любовь тоже отвлекала внимание от учёбы.
Весной приходило романтичное настроение, особенно, когда разливалась река, и по ней шли пароходы и баржи. Окна школы выходили на сторону реки, вода которой была почти на уровне школы и даже часто до неё разливалась. Мы слышали гудки пароходов, и все бросались к окнам, чтобы посмотреть на эту красоту! Ах, белый теплоход! У девчонок тайно билось учащённо сердце! После уроков мы бегали на железнодорожный мост и не отводили глаз от белого чуда! Вечером на теплоходах горели огни, и играла музыка! Как это было здорово!
Осенью и весной на переменах прыгали на досках, на скакалке, играли мячом. Очень любили уроки физкультуры на школьном участке. Ходили по буму, лазали на канате, на шесте, подтягивались на турниках. А зимой, когда уже не было условий для занятий на улице, катались на лыжах. Ездили на тереховские угоры, соревновались на время на реке Лузе. Я всегда принимала участие в соревнованиях на лыжах. Часто тренировалась на лыжне у себя в огороде. Занимала, бывало, и призовые места. Лучше всех из нашей команды каталась Галя Шапенкова и Лена Овчинникова. Выступали с ними даже на городских и районных соревнованиях. До 6 класса был у нас учитель физкультуры молодой парень. Как мы его обожали и плакали, когда на вокзале провожали в армию. А вот как его звали, к сожалению, никто из одноклассников не помнит. Назначили после него нам также молодого и, к тому же, очень красивого парня, демобилизованного из армии Николая Степановича Волокитина. Он много лет ещё работал в нашей школе. Дети его уважали и слушались.
Как же я любила уроки труда! Вера Ивановна Шинёва учила нас шить, за что я ей до сих пор благодарна! Учила готовить суп, готовить мясные и картофельные котлеты. Вкус их и сейчас во рту. Продукты мы приносили из дома. Каждому было задание принести то или другое. А какой винегрет мы готовили, жарили пирожки и приглашали на обед мальчишек из школьной мастерской. С ними тогда занимался учитель труда Фёдор Филиппович Суханов. Я частенько отпрашивалась у Веры Ивановны и бегала в мастерскую, которая находилась в доме бывшей бани. А когда она болела, мы всем классом занимались у него. Любила лобзиком выпиливать кружева на изделиях, вытачивать предметы, пилить, забивать гвозди, делать табуретки. Наука учителей труда пригодилась мне на всю жизнь!
Помню, мы с одноклассницей Светой Сергиенко у неё дома шили себе одежду. У них в сундуке у мамы были какие-то отрезы. которые и пригодились для шитья. А мне мама и бабушка Даша давали куски дешёвых тканей. Сами составляли выкройки и увлечённо кроили себе кофточки и юбки. В перерывах занимались акробатикой, готовили номер для концерта. Света была хрупкой и очень гибкой девочкой, а ещё и очень скромной. Лучшей подругой у неё была Галя Краева. Мы по-соседски через день брали у них бидончик коровьего молока.
А уроки пения! До чего же мы любили петь под аккордеон Володария Семёновича Аксёнова! Он также проводил и уроки физики. Физику мы с неохотой познавали, но зато первые места на смотрах художественной самодеятельности занимали! Хорошо всем запомнилась песня «Бэи, энгэо, бэи энгэо…». Он вёл не только уроки пения, физики, черчения, заменял и историка. Был на все руки мастер! Меня лично наш любимый учитель научил дирижировать! Мне это очень пригодилось, когда я работала с детьми. А как я обожала уроки черчения, такая точность мне очень помогла в жизни! Володарий Семёнович навсегда останется в наших сердцах!
Русский язык и литературу преподавала Елена Дмитриевна Шемелова. Она же была и нашим классным руководителем. Как я любила писать сочинения, особенно, на свободную тему! Любила писать диктанты! Мне помогали ни сколько правила написания, как моя интуиция. Раньше писали чернилами, и в тетрадках были промокашки. Так я, если сомневалась, как написать правильно слово, то напишу на промокашке и посмотрю пристально на него… Если не нравится, то всё понятно… Как я благодарна учителям, что научили меня грамотно писать! Стихи я начала писать рано, ещё в первом классе, но это были небольшие попадания в рифму, четверостишия, частушки, надписи под карикатурами в стенгазете, поздравления, песенки.
Химию любила, но не всегда её понимала, хотя оценка стояла «отлично». Преподавала химию и биологию Людмила Михайловна Норицына. На биологии очень любила рисовать по темам в тетради. На химии нравились опыты. Историю преподавал Александр Ильич Шемелов. Очень интересно рассказывал нам, но жалею, что не так вникала, как бы хотелось сейчас. Почему-то, когда заканчивалась тема, всё исчезало из головы, кроме Великой Отечественной войны. Примером служили учитель и наш отец – ветераны войны.
С математикой шло всё неплохо до 9 класса. Контрольные работы выполняла на пятёрки. Учили нас Валентина Михайловна Пупышева и Галина Васильевна Зазит. Географию любила, особенно, разрисовывать контурные карты. Тамара Анатольевна Уварова так всё понятно рассказывала. И всегда понимала нас, давала возможность исправить оценку на лучшую.
Ну, а рисование, пожалуй, самый был любимый предмет творчества! А рисовать нас учила Валентина Васильевна Назарова. Как мы её обожали! Она ведь была ещё и старшей пионервожатой нашей школы! Позитивный и удивительный человек! Дополнительные занятия со мной проводил заведующий клуба, художник Владимир Парняков. Он жил по-соседству, и я иногда забегала к нему домой. Он учил меня рисовать карикатуры, лица людей, человеческие фигуры. За что я ему очень благодарна! Мне приходилось с 5 по 10 класс выпускать стенгазеты и делать карикатурные зарисовки со стихами, которые я тоже сочиняла сама, за что получала в средних классах от мальчишек бойкоты и даже тумаки.
В 6 и 7 классах я занималась со своей подопечной Валей Притчиной акробатикой. Мы под музыку Володария Семёновича исполняли разные композиции и номера, которые я придумывала сама. Как-то перед ответственным выступлением в нашем клубе и на городском смотре художественной самодеятельности, папа привёз из командировки в Москву гимнастический костюм, ну, это, как купальник синего цвета. Я была в нём, как настоящая гимнастка! Нам с Валей так аплодировали! После концерта в клубе мальчишки увидели во мне не только друга с мальчишескими замашками, а девушку, и начали за мной ухаживать. Так было приятно и смешно! С этим номером мы вышли и на городской смотр, который проходил в рабочем клубе. Концертная программа была насыщенной! Перед концертом я зашла в дом бытового обслуживания за фотографией. И там в парикмахерской меня уговорили подстричься. Стрижка называлась «молодёжная». Парикмахер только приехала с учёбы из Кирова и решила продемонстрировать стрижку на мне. Я неохотно согласилась, и была приятно удивлена! Так она мне шла! В рабочем клубе я стояла у зеркала, и подошла сзади моя мама. К великому удивлению, она одобрила стрижку, хотя до этого я даже чёлку стригла по одной волосинке, и зачёсывала, чтобы мама не замечала. А тут? Радости моей не было предела!
Концерт прошёл отлично! Нам так аплодировали! Я читала стихи «Мцыри» (это было тогда модно), танцевала танец в национальном татарском костюме, исполняли акробатические номера с Валей Притчиной, пела сольно песню, даже дирижировала хору, участвовала в сценке, которую сама и сочинила. Ребята выступали со своими номерами восторженно! Много было от нашей школы отличных номеров, но к лесобирже №3 относились как-то предвзято, недолюбливали нас. И это чувствовалось всегда! Хотя столько умных людей – медиков, учителей, учёных, инженеров вышло из наших ребят! Как отступление скажу, что и группу «Луза – Заречье» в интернете я создала потому, чтобы больше знали о людях нашего посёлка лесобиржи №3. С этим комплексом непонимания и недооценки наших людей я и жила всю жизнь.
Приходится делать отступления… Так вот, взяли на заключительный концерт, теперь называют галаконцертом, только один номер – наш акробатический этюд с Валей Притчиной, как будто больше и взять было нечего! Один всего номер! Потом порешали, что концерт шёл зимой, в стужу, да ещё и вечером, а Валя была ученицей начальных классов, то выступать буду только я одна. Такой номер зарубили! Какая была досада и расстройство! Аккомпанировал Юра Прахов. Я тогда ещё его не знала, репетиции не было… И была страшно удивлена, что заключительный концерт проходил в средней школе, а не на большой сцене в рабочем клубе. Там в то время шли выступления лилипутов. Они приезжали иногда в Лузу. Так могли бы и перенести наш концерт, а нет…
Перед концертом и до своего номера совсем одинокая я стояла у стенки. Ни одного ученика не пригласили с биржи! Я дрожала и от холода, и от волнения. И так, под вальс я вышла на сцену и, волнуясь, выступила, скажу, как на духу, не очень… Так близко сидели зрители от сцены, а я раздетая, в гимнастическом «купальнике». Сильно стеснялась! Сложные элементы, перевороты в воздухе из-за маленькой сцены и от волнения не исполнила. Хоть и аплодировали мне, я выскочила из зала. Думаю, не из-за самого номера, а за прорыв! Стильная причёска, да ещё в таком костюме! Кстати, парикмахеру очень тогда повезло. Я, как сейчас говорят, сделала рекламу её стрижке. Сразу же начали подстригаться девчонки, женщины. Не помню, как тогда я оделась, не дожидаясь окончания концерта и награждения, неслась по реке домой. Должен был встретить Вася Кравченко у школы, но мне было ни до кого… Мы тогда дружили с Васей, и он очень был огорчён, что так получилось, искал меня в клубах. А я дома плакала, что мы с третьей биржи, как неприкаянные, для городских совсем чужие.
На следующий день позвонили в школу из райкома комсомола, чтобы я пришла к ним для получения почётной грамоты за исполнение акробатического номера, так как я не дождалась награждения после концерта. Специально я не пошла, а когда сопровождала новоиспечённых комсомольцев для получения комсомольского билета, как секретарь комсомольской организации школы №3, тогда мне и вручили грамоту. Она и сейчас лежит у меня в архиве.
Была у меня задушевная подружка не по школе, а с раннего детства, с детского сада – Люба Бестужева. Жила она в бараке с мамой Марией Васильевной. Она-то всегда бывала у нас, почти ежедневно. Мы с ней забирались на печку и болтали, рассказывали страшилки, мечтали. Обещали друг другу, что всю жизнь будем дружить. Какое-то время мы поддерживали связь, Люба даже помогала мне, когда я приезжала с детьми домой и нужна была нам медицинская помощь. Её муж работал главным врачом больницы. Только с середины 70-х гг, когда её семья уехала из Лузы, мы потеряли связь друг с другом. Родители помогали её маме и дружили с ней. А Люба была им, как третья дочь. С Любой мы занимались с раннего детства акробатикой, исполняли в дуэте номера на концертах. Сольно исполняли песни в клубе, танцевали. Подруги-одноклассницы даже обижались, что я Любе больше уделяла внимания. Люба была на год моложе меня, поэтому и время распределялось по-разному.
Были у нас с ней по этому поводу и разногласия. Обе активистки, везде, где возможно, участвовали. Но я была старше её, а значит, и в ансамбль «Юность» в среднюю школу №1 я пошла в 8 классе. Помню, как страшно было ходить за реку одной, особенно, осенью и весной в окружную, по мосту. Люба присоединилась уже через год и тогда уже вместе бегали за реку и на вечера. Я тогда уже училась в 9 классе.
В нашем классе появился деревенский парень Гена Суетин. Жил он у тёти на ул. Ногина. Благодаря его любимому занятию – фотографировать, у нашего класса остались на память кой-какие фотографии. Много уже с переездами потеряно и испорчено. В то время фотография, к сожалению, была редкостью.
В феврале 1963 года нас принимали в члены ВЛКСМ. Мне ещё не исполнилось 14 лет, так как день рождения в июле. И сразу после вступления меня выбрали секретарём комсомольской организации нашей школы. Моим наставником была Людмила Михайловна Норицына – секретарь партийной организации школы. С ней мы составляли план работы, проводили комсомольские собрания. Частенько она присутствовала на наших школьных вечерах, различных мероприятиях, смотрах. Вечера проходили в школе на л/б №3, приходилось сдвигать парты. Тогда решили проводить вечера в начальной школе лесобиржи №4. Так было весело! Работа у нас велась активно, за что частенько отмечали и даже поощряли.
Мне приходилось принимать участие в приёме ребят в Комсомол, ходить на мероприятия, сборы в школу №1, в райком и горком комсомола, сопровождать туда своих комсомольцев, принимать участие в слётах, соревнованиях, в сборе макулатуры и железа. Приходилось общаться с ребятами из средней школы №1. Поэтому меня и пригласили заниматься в ансамбле «Юность», где руководителем был Вячеслав Иннокентьевич Филимонов, а баянистами были Гена Дьяконов, его двоюродный брат тоже Гена Дьяконов, Юрий Прахов, Коля Бузунов и Стас Петялин.
Первый год я пела в хоре, участвовала в композициях, в сценках. А уже на второй год исполняла сольные песни. Подружка Люба Бестужева тоже была солисткой. Нам очень нравилось заниматься в этом большом и дружном коллективе! Мы ездили с концертами по разным посёлкам, деревням, станциям. Как было здорово!
В 1965 году я окончила восемь классов. К экзаменам мы готовились с Леной Овчинниковой или у неё дома, или на полянке у «мостика». Это было любимое место наших людей недалеко от деревни Лычаково. Там проходили всякие праздники и гулянки! На каждый экзамен мы с девчонками приносили полевые цветы. Выпускной вечер у нас был в столовой и в клубе на л/б №3. Мама купила мне красивое белое платье с люрексом и туфельки-лодочки. Почему-то не помню, чтобы ребята с лесобиржи №4 были с нами на выпускном вечере! Какая была причина? На фотографиях в столовой их нет. Думаю, они на своей бирже отгуляли свой выпускной, в своём клубе. Что-то не отразилось в моей памяти то событие. Помню, как директор школы Александр Ильич вручал нам свидетельство о восьмилетнем образовании и почётные грамоты за успешное окончание школы. Меня пожурил, что могла по истории и «пять» получить, ведь до 8 класса были пятёрки. А я ему с хитрецой ответила, что было много общественной работы в школе, как ему директору школы этого не знать…
Я тогда дружила с Валерой Смирновым с л/б №4, и мне совсем не было весело, ведь ребят с биржи не наблюдалось в клубе. Когда уже разошлись по домам, я долго не могла уснуть. Вдруг в окошко в нашей комнатке постучали. Это был Валера, он перелез через огород и дал о себе знать. Я тихонько вышла из дома. Не успела подойти к нему, как выскочила мама с дрыном. На этом наша дружба и закончилась… Он больше не появился, а я обижалась на родителей.
Через неделю мы с подружками уже работали на шпалозаводе. Это было привычно, ведь с 5 класса мы трудились по 2 месяца. В то время не хватало рабочих рук и нас, детей, приглашали помочь шпалозаводу. Первое лето мы укладывали дощечки в контейнеры. Помню, за день мы получали по 3 рубля, так как укладка контейнера стоила 6 рублей. Мне очень нравилось работать. На вырученные деньги мне покупали одежду, часы, школьные принадлежности. Это было большое подспорье семье. В дальнейшем работала на площадке, конечно, не всегда успевала сортировать доски, что заканчивалось завалом, и папе приходилось мне в обед самому помогать всё разбирать. Работала позже на выкатке леса, на вывозе опилка.
Помню, работали со мной шофёр дядя Коля Баёв и одноклассник-друг Славка Ямов, о котором не вспоминаю редкий день, ведь он так страшно погиб, когда мы учились в 9 классе. Ему пришлось перейти из нашей школы в вечернюю, потому как надо было работать и помогать маме воспитывать брата и сестру. 2 марта 1966 года он трагически погиб на лебёдке, где шла подача леса на шпалозавод. Был гололёд, он поскользнулся, и его замотало звёздочкой. Мы рыдали всем классом и в этот день не написали министерскую контрольную… В это время папа был на учёбе в городе Горьком. Его целый месяц заменял мастер, за что его наказали, ведь несовершеннолетний парень работал в гололёд на опасном участке завода.
Летом в выходные дни и в праздники мы через тупик на бирже по бонам ходили на другой берег реки в парк Мира, где проходили городские гулянья, концерты, футбольные встречи. Было так весело и здорово! Очень запомнилось мороженое в бумажных стаканчиках с палочками. Мы выстаивали в очереди, чтобы ещё раз и ещё раз насладиться сладким и очень холодным угощеньем. Так нагуляемся, что домой на третью биржу бредём уже босиком.
Каждое лето с 5 по 8 класс я работала по 1,5 - 2 месяца. С 1 по 4 класс каждое лето по одному месяцу я отдыхала в деревне Матвеевская колхоза «Путь Ильича», куда меня водила Клавдия Петялина. Дорога была очень дальняя, шли целый день. Зато мне так нравилось там отдыхать! И один месяц проводила в пионерском лагере «Берёзка». Один год даже 2 смены мне посчастливилось отдыхать! Мы с Надей сдавали анализы в одно время, хотя наши смены были одна за другой. Это на всякий случай, ведь сестра без мамы не могла жить ни одного дня. Поэтому она в лагере выдержала и проревела 2 дня. Так ждала у ворот маму, которая уже привела меня с вещами в Надину смену. Так я в 3 классе отдыхала 2 смены. Так же и в деревне Матвеевская она ревела, что пришлось отправлять её с деревенскими обратно в Лузу.
Даже, когда во 2 классе качалкой мне отдавило большой палец на левой ноге в первые дни отдыха и в лагере мне делали операцию на пальце, всю смену, хромая, я ходила на занятия по подготовке концерта. Каждый день после перевязки у медика, шла на репетицию… Я не могла терять лагерное время, ведь целый год так ждала его!
Когда я стала работать с 5 класса на заводе летами, в лагере отдыхала одну смену и только в 5 и в 7 классах. В 6 классе меня отправили в Воркуту нянчиться с двоюродным братиком Юрой, так как тётя Тоня была в роддоме со Светланой. После 8 и 9 класса 2 месяца работала на шпалозаводе, так как нужно было помочь родителям. С 14 лет у меня была уже трудовая книжка. Один месяц август занималась сенокосом для коз, помогала папе со строительством, ремонтом. В начальных классах перед школой успевала ещё с крёстной съездить на автобусе в дер. Волочок Учецкого сельсовета. Помогала ей нянчиться с сыночком Юрой. А после 9 класса август нянчилась в дер. Залисье с детьми тёти Лены – маминой дальней родственницей из дер. Матвеевская. Тётя была в роддоме с последним сыночком. А трое детей были на мне и бабушке. Я так любила детей, что меня всегда отправляли нянчиться то – к тёте Нюре то – к тёте Тоне, то – к тёте Лене и т.д. Помню, за лето так худела, что школьная форма висела на мне, как на вешалке.
И так, 1 сентября 1965 года. Дети лесобиржи №3 пошли учиться за реку в среднюю школу №1. Не знаю почему, но меня разлучили с моими школьными подругами и определили в 9 «В» класс. Училась я с зарековскими ребятами и со Славой Ямовым, Любой Свининой, Валиком Норицыным и т.д. Но поучиться довелось всего несколько дней. Я так плакала и жаловалась родителям. Мама моя тогда была депутатом и в родительском комитете школы №3. Ей пришлось обратиться к директору школы №1, чтобы не разделяли детей с лесобиржи №3, ведь им так тяжело учиться в чужой школе, да и ходить в школу и из школы было очень далеко.
К счастью, нас отправили работать в колхоз «Путь Ильича» в деревню Слободка. Мы жили там все вместе, все девятые классы. Нас распределили квартироваться по разным домам. Над нами шефствовала Светлана Анатольевна – учительница английского языка. Она даже жила с нами в одном доме. Мы так все подружились. За месяц где только мы ни работали, даже доили коров. Мне очень нравилось! По очереди с поваром варили себе еду. Спали все восемь человек на матрацах на полу. Хозяйка была добрая, иногда нас угощала стряпнёй. А мы ей помогли выкопать картошку и стаскать в яму. Иногда мы все ходили в дер. Савино на танцы. Шли по тёмному лесу, так было страшно! Но с нами были наши защитники – наши парни-одноклассники!
Когда мы вернулись домой, нас уже ждала перекомплектация классов. Несколько моих одноклассников с биржи перевели в 9 «Д» класс, а Люба Свинина и Слава Ямов захотели остаться в том классе, куда их определили 1 сентября. Я была счастлива! Мои одноклассники были вместе со мной. В 9 классе я больше сдружилась с Леной Овчинниковой, так как мы жили с ней на одной улице и ходили в такую даль чаще вдвоём и даже вчетвером – с Тамарой Кузнецовой и Светой Сокольниковой, которые жили тоже на нашей улице. Но обратно шли все вместе, особенно, зимой, когда после каких-то мероприятий было идти темно. Тамара Кузнецова – новая наша одноклассница приехала к нам из деревни и жила с мамой на квартире у Гороховских недалеко от Лены. Она тоже ходила в школу с нами. Так как Тамара училась очень хорошо, без троек, то помогала нам по математике, тригонометрии, химии и по физике решать задачки. С нами в классе ещё учился единственный ученик с л/б №4 Валера Лодыгин.
Не знаю причину – то ли очень рано приходилось вставать, чтобы за час с лишним добираться на другой берег в школу, особенно, весной и осенью вкруговую, то ли уровень знаний был у нас не так уж и высоким, хотя многие из нас были хорошистами, даже четвёрок было мало, в основном, пятёрки, то ли неуверенность, стеснение в чужой школе, но мы все «съехали» в учёбе даже до троек. А считались успешными учениками. Это Тоня Коробкина, Валя Некторова, я – Тамара Курилова, Галя Шапенкова, Валик Норицын и Володя Ларионовский.
Гуманитарные предметы, особенно русский язык и литературу, а также – немецкий язык, я обожала больше всех остальных! Помню, если я раньше переживала и плакала за «четвёрку», а в этой школе 3 сентября я получила по физике «единицу». И что примечательно было, что домой я шла в непонятном настроении! Мама спросила: – Чего улыбаешься? «Пятёрку» получила? А я ответила, что «кол»! Мама была в шоке! Пообещала ей исправить оценку. И правда, уже на следующий день подняла руку и исправила на «четыре». А затем мы поехали в колхоз… Так началась моя учёба в новой школе.
С некоторыми ребятами я была знакома по ансамблю «Юность». Занятия ансамбля проходили в рабочем клубе, в танцевальном зале. Был большой хор, и Вячеслав Иннокентьевич дирижировал и руководил репетицией. Он был художественным руководителем ансамбля «Юность». Была концертная бригада и на второй год меня включили в эту бригаду. И так, я 3 года была участницей ансамбля «Юность». И очень обидно, что многие зарековские ребята даже не запомнили нас третьебиржевцев –
меня с Любой, когда мы ходили в ансамбль. Занимались всего 2 человека с биржи! Это выяснилось только теперь в интернете на сайте Одноклассников.
2 года мы проучились в средней школе №1, но, к моему стыду, я не могла вспомнить, как звали некоторых педагогов, поэтому обзванивала подружек по школе, сообща мы вспомнили всех, кроме учителя физкультуры, хотя физкультуру любила очень! Хорошо помню учителя физики Николая Александровича Клёстова, который мне 3 сентября поставил «единицу». Я даже не обиделась на него. Была вся никакая, в расстроенных чувствах, что меня разделили с моими ребятами с 3 биржи. Это был протест! Но на другом уроке я подняла руку и исправила оценку, за что я благодарна учителю физики. Учителем биологии в 9 классе был Жданов, а как звали, не помним. Десятый класс мы так и не были аттестованы по его предмету, ведь он уехал из Лузы. В наш выпуск ребята не могли после школы поступать в медицинский институт, так как впервые в 1967 году ввели вступительный экзамен по биологии, а в нашем аттестате зрелости стоял прочерк.
Часто вспоминаю учительницу русского языка и литературы Клавдию Фёдоровну Преображенскую. Это была скромная и очень добрая женщина! Видно суждено было заниматься литературным творчеством, поэтому я и любила эти предметы. Хотя сочинения обожала больше писать на свободную тему, чем раскрывать образы русских писателей. Она мне предрекала литературную жизнь. Сочинения мои всегда были на «пять». Тогда я ещё сочиняла только частушки, маленькие стишки, поздравления. Сочинять я начала во взрослом возрасте, но это были редкие посвящения по просьбе друзей, слова к музыке разных авторов. А вот серьёзно я начала писать, учиться грамотному стихосложению и собирать свои произведения уже в 49 лет. Первое произведение я посвятила родителям и его опубликовали в лузской газете «Северная правда». С тех пор и продолжила своё творчество. Выпустила более 20 сборников стихов и прозы, более 80 песен в песенном музыкальном сборнике. Более 60 книг разных авторов я подготовила к изданию – корректировала, правила и редактировала. И очень благодарна своим учителям Глафире Ивановне, Елене Дмитриевне и Клавдии Фёдоровне!
Помню учителя математики и нашего классного руководителя – Валентину Михайловну Пупышеву. Я познакомилась с ней, когда мы однажды с тётей Тоней и её сыном ехали из деревни Учки в Лузу, но долго ждали автобус, который сломался ещё по дороге из Лузы. Валентина Михайловна ждала целый день с нами, Она ехала работать в лузскую школу, а пока в какую ещё не знала. Какое было удивление, когда к нам в 5 «А» класс восьмилетней школы №3 её назначили работать. Так она и преподавала нам с 5 по 10 класс. Перешла вместе с нами в среднюю школу №1. Помню, что она уходила в декрет в 9 классе, а кто заменял её, так и не вспомню… Математику и тригонометрию я так и не познала. Это не моё. Как-то она мне сказала, что мой удел – быть лидером, организатором, работать в культурно-просветительной сфере, в Комсомоле, никак не в медицине. Я тогда очень обиделась на неё. Потом мы через много лет с ней встречались, я ей подарила свой сборник стихов. И призналась, что часто вспоминала её напутствие, но не жалела ни о чём. Даже стихи ей посвятила в 2000 году. Правда, высот не достигла, на плохом счету не была. Так всю жизнь и совмещала работу медика с творчеством. Не могла выбрать что-то одно, хотя были моменты, когда одно мешало другому, но это были моменты. Позже, много лет работала педагогом дополнительного образования первой категории с детьми в детско-юношеском центре «Созвездие» и вела свою поэтическую студию «Муза».
Было у меня к Валентине Михайловне одно замечание, что почти за 2 года, которые она работала с нами в средней школе, не было фотографий, даже с выпускного вечера, хотя у других классов фотографии на память остались. Правда, всего фотка нашлась у Бориса Овчинникова и то такая затемнённая, видно не получилась у фотографа. Допускаю, что долгое время мы были «бесхозным классом», так мы называли себя, ведь у нас не было длительное время классного руководителя, да и класс очень дружным не был. В этом есть и моя ошибка, ведь в середине 9-го и в 10 классе состояла в оргкомитете класса. Стенгазету я ответственно выпускала, когда приходила очередь выпуска нашему классу. Выполняла и другие работы, связанные со смотрами художественной самодеятельности между классами, поделка венков и цветов на могилы воинов в день Победы, явка на демонстрации, общественные работы возле школы, в парке Мира и т.д. А вот договориться с фотографом тоже было и нашим упущением.
Часто вспоминаю, как мы с Васей Кравченко пели в восьмилетней и средней школах дуэтом песни «Вечер бродит» и «Камчатка». По мнению людей, это неплохо получалось, и нас часто, пока мы не окончили школу, с этим номером вставляли в концертные программы.
Помню Зою Ивановну Романько – учительницу немецкого языка. Кстати, в средней школе №1 она была совсем другим человеком – добрая, заботливая, всегда нас защищала и отстаивала, ведь она работала директором в нашей школе №3, где славилась очень строгой, неулыбчивой, жёсткой. А так как я любила немецкий язык, то очень ждала её уроков. Мы так к ней привязались и тянулись…
Учителя химии Людмилу Ефимовну Румянцеву любили все дети. Так и запомнилась она за высоким столом, где проводила опыты, которые мы всегда ждали! Я хоть и хотела стать медиком, а задачки решать не любила. Но вступительный экзамен в медучилище сдала на «четыре». Географию вела Алевтина Николаевна Лузгарева. С географией я всегда дружила, особенно любила разрисовывать контурные карты. С любопытством изучала карту мира и нашей страны.
Учительницу по истории и обществоведению Раису Александровну Суханову запомнила, как она меня недолюбливала, занижала оценки. Причину так и не поняла… Зато директор школы Василий Николаевич Савинский, историк, часто её замещал, отлично ко мне относился. На экзамене он подходил пару раз и даже помог вспомнить дату. Сдала историю на «четыре». Говорят, ведь если педагог относится к ученику предвзято, то и предмет становится нелюбимым. Хотя историю надо было с детства изучать лучше. Поэтому я с сыном постигала историю, много читала, ему объясняла и всегда вспоминала историка Александра Ильича Шемелова.
Учительницей по домоводству была Галина Анатольевна. Занятия проходили в отдельном от школы здании. Она вела швейное дело, где мне было очень комфортно, ведь я очень любила шить и шила уже с начальных классов. Помню, она была в добрых отношениях с мамой и всегда ей хвалила меня, ведь первым учителем по швейному делу была ещё в первом классе моя мама. Когда мы выполняли перед окончанием школы заказ, я шила маме платье для торжественного случая. Ткань была хорошая, дорогая, купили её в Кирове. С белой отделкой, с полочкой. Галина Анатольевна сказала маме, что, к сожалению, может присвоить мне только самый высший разряд в школе, это третий, по мастерству я заслужила пятый разряд. Как мне пригодилось это уменье в жизни! Я одна вырастила детей и дополнительным моим заработком было шитьё одежды взрослым и детям. И сейчас я не расстаюсь со швейной подольской машинкой, которой уже больше 65 лет, хотя есть и ножная, и всегда вспоминаю Галину Анатольевну.
Учителя по физкультуре ещё предстоит вспомнить, ведь мы любили физкультуру. Помню, когда мы переодевались в раздевалке, подслушивали соседнюю раздевалку, как мальчишки рассказывали о своих похождениях. Потом мы громко смеялись и издевались над парнями. А ещё я занималась дополнительно в гимнастической секции на снарядах, кольцах, с лентой и обручем. Так как была очень загружена разной общественной работой, ансамблем, концертами, да и занятия проходили вечером, то развиваться на все «сто» так и не довелось. Занятия не всегда могла посещать. Таковы издержки реальной жизни на лесобирже №3. После школьных вечеров и концертов ансамбля «Юность» мне случалось нередко ночевать у Тани Вахрушевой. Мы с ней сидели за одним столом в кабинетах школы и дружили. Её родители очень хорошо ко мне относились и жалели, что я так далеко живу. И после школы, будучи уже замужние и имели по дочке, встречались, когда мы с мужем приезжали в Лузу. Бывало, что время между школой и репетициями ансамбля проводила также у участницы ансамбля и одноклассницы Любы Патраковой. К сожалению, её уже нет с нами.
Класс у нас был сборный. Половина детей из школы №4, а другая половина – из восьмилетней школы №3, к которым относились не очень-то дружелюбно, даже разделились в классах по колонкам. Только к окончанию школы мы более-менее сдружились. Большую роль в этом сыграли мои родители и родители Любы Огарковой. Они-то и предложили, чтобы как-то сплотить класс, организовать вечеринки у нас в домах на лесобирже №3. Помню, в 10 классе в ноябрьский праздник веселились у Огарковых, а Новый год встречали у нас в доме. На столах чего только ни было. Родители помогли организовать и сделать закуски, горячие блюда, выпечку. Мама предложила украсить ёлку конфетами с фантиками и сюрпризами. Было очень интересно! Родители оставляли нас одних, чтобы не мешать. После застолья мы все шли в рабочий клуб на танцы. А на следующий день девчонки помогали мыть посуду, наводить порядок. Когда дома всё блестело, мы усаживались за стол и весело обсуждали праздники, уплетая вкусную еду, что приготовили нам наши мамы.
Жизнь в средней школе была не менее насыщенной, чем в восьмилетней, а учебная программа была куда серьёзнее. Надо было так распределять время на учёбу и на всё остальное, чем мне приходилось заниматься, что бывало, на дом времени почти не оставалось. Но родители меня понимали…
Вспоминаю, как прошёл выпускной вечер в 1967 году в рабочем клубе. Всем нам купили белые платья, туфельки на каблучках. Выглядели мы нарядно и красиво! А памяти не осталось... Для вручения аттестатов зрелости приглашали на сцену. Столько было волнения, щёки горели ярким огнём! После торжественной части в холле клуба было застолье с вкусными закусками, которые нам приготовили наши мамы. Были конфеты, газированная вода и соки, пирожные и разная выпечка. Развлекательная часть проходила в танцевальном зале. Мы веселились, не чувствуя усталости ног от каблуков. До сих пор донимает вопрос? Где общая фотография с учителями? Такая жалость... Тогда это как-то не очень волновало нас, как сейчас современную молодёжь и родителей. После окончания вечера мы все разошлись парочками. Парни биржевские с городскими девчонками, а наши девчонки гуляли с зарековскими ребятами...
После окончания школы готовилась к поступлению в медицинское училище в г. Воркуте Коми АССР. Даже во время учёбы в медицинском училище на летних каникулах после месячной медицинской практики работала один месяц на шпалозаводе л/б №3 г. Лузы. И только месяц я отдыхала, занималась домашними делами. А в жару загорала и купалась в реке Лузе. Государственную медицинскую практику в течении двух месяцев я проходила в лузской районной больнице. Многому мне довелось научиться. По окончании училища получила распределение в Коми АССР. Но это уже совсем другая история…
PS. 10 июля 2016 года Вячеслав Иннокентьевич Филимонов собрал друзей юности – выпускников школ г. Лузы в бывшей средней школе №1 (гос.школа). Приехали более 600 человек из разных уголков нашей Родины и даже из других стран. Было организовано их размещение на трое суток. Несмотря на ливневую погоду, программа была выполнена. Встреча друзей юности удалась! Мы так были рады и счастливы! Правда, из нашего класса было всего 4 человека. В 2018 году состоялась другая встреча в честь 100-летия школы №1. Очень благодарны нашему любимому вожатому и другу Вячеславу Иннокентьевичу! Он оставил добрую память о школах, о людях и о себе! Светлая ему память!
Годы идут… и многих учителей уже нет среди нас, как и немало их учеников, особенно, ребят, а с недавних пор – и девчат с лесобиржи №3 и №4. Такая утрата! Светлая и вечная память всем тем, кого нет рядом с нами… Пока мы помним, они живы!
Тамара Маташова (Курилова)
18 декабря 2023 года