Если какой-то батюшка благословляет на брак, а брак не состоится, или на операцию, а человек умирает, несет ли священник ответственность за это перед Богом? Или это формальность?
- Нет, это не формальность. Если человека благословляют на лечение, это связано с тем, что заповеди нам даны для жизни, а не для смерти, и человек имеет право бороться за свою жизнь всеми необходимыми средствами. С другой стороны, надо понимать, что поправиться человеку или умереть - это вообще не в руках священника, это в руках Бога. Но мы можем благословить человека, который ложится в больницу, предполагая, что может быть тот или другой исход. Если он поправится - слава Богу! Если он не поправится, то мы ему желаем христианской кончины, чтобы этот человек успел примириться с Богом, чтобы он исповедовался, соборовался, причастился. В свое время Достоевский писал, что очень важно не просто умереть вот так неожиданно – упал и умер, и всё, а надо и поболеть, и даже, может быть, пострадать, чтобы переосмыслить многое в жизни, помолиться подольше… Ведь когда мы произносим самые пламенные молитвы перед Богом? - Когда мы болеем, когда тяжелые обстоятельства в жизни, когда нам ставят какой-то страшный диагноз.
Или если человек спрашивает благословение на брак, а как священник может не благословить, если вообще первая заповедь, которую мы находим в Библии, в первой главе книги Бытия - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"? Это вообще первая заповедь, которая встречается в Библии. Священник обязан благословить человека, а исход брака опять же зависит не от священника! Вообще, всё, что происходит в этой жизни, зависит, как сказано, не от желающего, и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Т.е. мы, священники, со своей стороны делаем то, что можем, и желаем самого лучшего тому или иному человеку, а результат все-таки в руках Бога.
Протоиерей Олег Стеняев.
#священство #духовноепросвещение