Именно бабушка стала для Александра Вампилова человеком, который привил ему любовь к русской литературе и понимание тех глубинных морально-этических основ, которые в ней заложены. Не случайно в драматургии Вампилова, выросшего в советские годы, можно отыскать самые настоящие библейские мотивы. Например, в пьесе «Старший сын» всепрощение главного героя восходит к ветхозаветной притче о блудном сыне.
«Голова кружилась от весны, от молодости, от удач»
Конечно Александр Вампилов, хоть и вырос в селе под Иркутском, все же не был самородком «от сохи». Нет, он был потомком самых образованных представителей двух веток – европейской и азиатской. И вобрал в себя все лучшее от них. Сам он считал себя представителем русской культуры и свою фамилию решил произносить на русский манер, с ударением на втором слоге. Тогда как его отец и все родственники-буряты в этой фамилии делали ударение на первом слоге. Вампил (с ударением на первый слог) – слово тибетского происхождения, означает «умножающий могущество».
В 1960 году молодой писатель окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже в студенческие годы его рассказы стали публиковать в университетской и областных газетах. Об этом времени он напишет впоследствии такие строки: «Голова кружилась от весны, от молодости, от удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно».
На пятом курсе он стал сотрудником газеты «Советская молодежь». Как репортер, молодой Вампилов объездил все молодежные стройки и передовые предприятия своего края. Увиденное и пережитое в эти годы давало пищу для новых рассказов, сценок, зарисовок, и в 1961 году вышла первая книга писателя «Стечение обстоятельств». В том же году его отправили по комсомольской путевке в Москву, на Высшие журналистские курсы при Центральной комсомольской школе.
Вернувшись, он продолжал работать в газете и писать рассказы, которые получались все лучшее и живее. Друзья и коллеги Александра Вампилова уже предполагали, что он может уйти из журналистики в литературу. Но никто не догадывался, что вместо повестей и романов он возьмется за пьесы. Между тем, к 1963 году так и произошло. Первым драматургическим опытом стали одноактные пьесы «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами» (позже он переименовал их в «Историю с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»).
«Стать писателем, поэтом, ученым – это не только труд, талант, добрая душа и т.д. Чуть ли не главное – решиться на этот, видимо, нелегкий путь, решиться твердо и претворять в жизнь это решение. Иметь талант, желание, мечты – это иметь все, не имея главного – твердого решения и больших действий. Это подвиг», – писал Вампилов.
В начале 1964 года он ушел из журналистики и целиком посвятил себя литературному творчеству. Впрочем, и с газетой он продолжал поддерживать связи, иногда выезжая в командировки по ее заданиям.
Не умел приспосабливаться и не желал никаких скидок
В 1964 году в журнале «Театр» была опубликована одноактная пьеса «Дом окнами в поле», которая стала дебютом Александра Вампилова, как драматурга. В том же году Вампилов написал свою первую большую пьесу – комедию «Прощание в июне».
В 1965 вместе со своим другом Вячеславом Шугаевым он поехал «покорять» Москву и обошел со своей пьесой «Прощание в июне» все столичные театры, но безрезультатно. В московских театрах его пьесу ставить не хотели даже тогда, когда он был принят в Союз писателей и стал своим в столичных театральных кругах.
В 1965 году Вампилов написал комедию «Старший сын». В 1968 году закончил пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года завершил работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске».
Всего за свою довольно короткую жизнь Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и анекдотов. Его публиковали, но небольшими тиражами. Спектакли по его пьесам ставили, но только в провинциальных театрах. И в целом его творчество словно существовало лишь на самой периферии культурного пространства тех лет.
Вампилов страдал от своей непризнанности, называл себя «героем своих произведений», имея в виду свою простонародность, неяркость, отсутствие эффектного лоска в образе. Но приспосабливаться, втираться в дружбу и хитрить, чтобы получить благосклонность театральных режиссеров, не умел и не хотел. Когда руководитель театра «Современник» Олег Ефремов предложил ему позиционировать свое творчество, как «национальное», Вампилов наотрез отказался. Он считал себя представителем русской литературы и не желал никаких скидок, а идти на ухищрения не соглашался принципиально.
«Таким шалым я его еще не видела». Как погиб гениальный драматург
Он так никогда и не узнал, что всего через 10 лет станет самым востребованным драматургом, а его пьесы будут идти в десятках театров, включая многие столичные.
Комментарии 1