Детективщица Виктория Платова возмущена тем, что под ее псевдонимом стали работать литературные «негры». Ее поддерживает писательница Полина Дашкова... «Умные преступники в реальности почти не встречаются», - утверждают большинство современных авторов детективов. Ходы «плохих» и «хороших» приходится изобретать самим. А в обычной жизни настоящая борьба умов идет у детективщиков с собственными... издателями.Мир, в котором живут авторы и издатели «криминальных талантов», закручен не хуже бестселлеров.
За «золотые ручки», дающие тираж, издательства сражаются, словно олигархи за металлургические комбинаты.
Но в издательско-писательских «войнах» пострадавшими оказываются читатели. Именно им приходится переваривать низкопробный и некачественный товар.
Псевдоним - ловушка для писателя
- Называйте меня Полина. - Хрупкая женщина с большими глазами курит тонкую сигарету. - Я уже привыкла к своему новому имени, хотя я не Полина и не Дашкова.По словам писательницы, творить под чужим именем - удел большинства современных авторов детективов. Исключений мало.
- Свой первый роман «Кровь нерожденных» я отнесла в издательство под собственным именем. Но тут же начались проблемы. Меня поставили в ситуацию дикой спешки. Мол, книжка вот-вот готова выйти, но держит одно - у меня нет псевдонима, а без него о выходе книги в свет не может быть и речи, - рассказывает Полина. Она, как и большинство писателей, не могла понять, зачем брать вымышленное имя. - Мне приводили смешные аргументы. Мол, ваша фамилия заканчивается на «о», и сразу не понятно, женская она или мужская. А это плохо. У меня был дикий азарт, мне хотелось скорее увидеть книгу, я уговаривала всех друзей и знакомых: «Придумайте мне новое имя!» Так родился псевдоним Полина Дашкова. Имя - производное от моей настоящей фамилии, а фамилия - от имени моей дочери. Сейчас я понимаю, что отнеслась к псевдониму слишком легкомысленно - как когда-то и Донцова, и Платова. Ведь чужое имя закрывает писателя от публики. И издательству это очень выгодно. Если автор написал хорошо, он перспективен, им интересуются другие издатели, а по договору он получает гроши. Значит, автор может уйти. С какой стати дарить конкурентам раскрученный «брэнд»? Тогда можно сказать: дорогой, издавайся под собственным именем, а мы уж как-нибудь под твоим псевдонимом книжечки выпускать продолжим.Развод и девичья фамилия
- Псевдоним - это уловка, способная удержать автора, - считает Ирина Тулубьева, известный юрист, специалист по авторскому праву, отстоявшая интересы многих известных фамилий: Вертинских, Визборов, Толстых.
- С писательницей Викторией Платовой издательство разыграло стандартную «семейную» сцену: развод и девичья фамилия.За четыре года сотрудничества Виктория напечатала в «ЭКСМО» одиннадцать детективов. Они принесли популярность автору, деньги издательству, особенно после сериала «Охота на Золушку» по роману и сценарию Виктории. Но тут Платова решила уйти. Позабыв, что на заре сотрудничества подписала договор, по которому права на псевдоним Виктория Платова принадлежали не ей, а издателям.
Через небольшие промежутки времени читателям предложили два новых романа: «Смерть в осколках вазы Мэбэн» и «Танец Лакшми». Правда, с обложки убрали фотографию писательницы, а на первой странице «Танца Лакшми» возникла застенчивая, набранная мелким шрифтом ремарка: «Под псевдонимом В. Платова публикуются несколько авторов».
Но какое дело читателю до всех этих интриг? Покупая книгу, мы ждем от нее то, к чему привыкли: литературный стиль конкретного автора, захватывающий сюжет. А нам подсовывают плохо сработанную и неряшливо написанную дешевку.
Сейчас Виктория Платова ожидает судебного решения. Ее иск в Замоскворецком суде столицы - первая попытка писателя, творящего в детективном жанре под псевдонимом, отстоять свои права. Для начала на псевдоним. И поломать сложившийся стереотип, что читатель - дурак. Ему, чего внутрь ни запихни - проглотит, лишь бы на обложке стояла раскрученная фамилия.
Принцип двойников
Но даже после выигрыша Виктории Платовой в суде читатель не застрахован от подделки. Хотите оставить псевдоним себе - пожалуйста. Мы просто найдем другую Платову. По слухам, ее вроде уже отыскали. В Америке. Сомнительно, конечно, что лауреат Букеровской премии Вика Платова станет писать детективы. Но технология использования «двойников» уже обкатана российскими издательствами.
- Есть писательница, издающаяся под псевдонимом Анна Малышева, - рассказывает Полина Дашкова. - Сильный профессионал, со своим читателем. Она, как и Виктория, перешла из одного издательства в другое. «Брошенные» издатели отыскали даму, Анну Малышеву по паспорту. И быстро выпустили три романа, написанные «коллективом авторов». Писательница с псевдонимом «Анна Малышева» издается и поныне, а «паспортная» исчезла. Приличного автора состряпать коллективными усилиями невозможно.Но пока читатель поймет, что ему подсунули подделку, тираж продан. И если первые книги автора - это все равно приличные деньги для издателя, то к 25-му роману прибыль возрастает в геометрической прогрессии. И терять если не автора, то хотя бы раскрученную серию не хочется.
В такой ситуации оказались две юные писательницы, издающиеся под псевдонимом «сестры Воробей». Одна из них - дочь известной поэтессы Беллы Ахмадулиной. Отыскать реального человека с именем «сестры Воробей» - задача нереальная. Схема «двойника» здесь не пройдет. Но есть и другой путь в «борьбе за читателя». Свои книги для подростков Таня и Лиза издавали в серии «Твой первый роман». И вдруг в издательстве «РОСМЭН», из которого девушки ушли, всплывает книга в том же оформлении, с тем же автором и в той же серии. С одном «но» - «сестры» ее не писали. Снова «группа товарищей».
«Бригада»
«Больше продашь - больше получишь» - этот закон действует и в издательском деле. Но писатели - народ ненадежный, не всегда готовый неотрывно «вкалывать у станка». Тогда им предлагают: давай дадим тебе помощников!
- Тех, на кого работает «бригада», в писательском мире знают. Сами они вообще не стесняются, - удивляется Полина Дашкова. - Недавно я встретилась с одним известным детективистом - не буду его называть. Он спрашивает: «Отчего у вас не выходит новый роман?» - «Пишу долго». А он в ответ: «Ну так помощников возьмите. Я вот уважаемый писатель, меня на все не хватает, и я работаю с помощниками, руковожу процессом».Существует простой способ отличить «бригаду» от «живого» автора. Далеко не каждый писатель становится звездой, но «бригадных» звезд не бывает. На самом деле читатель всегда чувствует такие вещи, и «бригадную» продукцию жует, словно жвачку. А живых писателей любит или не любит. Но всегда испытывает к ним чувства.
- Не так давно в том же Замоскворецком суде произошел забавный случай, - рассказывает Ирина Тулубьева. - Два детективщика, работавших вместе, решили поделить авторские права на произведения. Дело дошло до судебного разбирательства. Назначили литературную экспертизу, чтобы выяснить, кто из них что писал. И тут открылось невероятное: все книги написаны другими людьми, то есть литературными «неграми».- Незнанский - это факт известный. Читая его роман, я обратила внимание на то, что некоторые сцены писала женщина, причем очень талантливая, - веселится Полина Дашкова. - Для меня это была игра своего рода: угадай, кто какой отрывок писал. Насколько мне известно, «литнегры» подписывают зверские договоры о неразглашении, получают копейки, режим работы жуткий, удовлетворения никакого.По словам большинства реальных авторов, «бригадные» романы, как правило, самые агрессивные и «чернушные» - такие кропать проще.
Совет один - пока «бригады» писателей воюют с «бригадой» издателей, перечитывайте классиков...
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
Как я была литературной рабой
В пору декретного отпуска меня и завербовали: приятель, профессиональный сценарист, сам бывший литературный «негр», а ныне самый что ни на есть «плантатор», рассказал под рюмку чая о творческой работе писателя N, и захотелось мне с тоски этим самым писателем N немножко побыть.
Творческая работа писателя N устроена здорово. Сидит он себе за границей, почитывает российскую прессу, составляет на основе хроники происшествий страничку текста и высылает ее «плантаторам». Те на основе странички пишут сценарный план, расписывая будущую книжку по главам. К примеру: «Глава 1. Герой устроился на работу, и ему не понравился начальник. Глава 2. Герой познакомился с блондинкой, и у них все сложилось. Глава 3. Герой выяснил, что начальник связан с мафией. Глава 4. Мафия выкрала блондинку. Глава 5. Выяснилось, что блондинка подставная и спит с начальником. Глава 6. Герой спас блондинку, набил морду главарю мафии, а блондинку выгнал»... Такие вот главки, утвержденные предварительно у писателя N по электронной почте, «плантаторы» и рассылают «неграм».
Чтобы работа шла споро, на одно произведение бросаются сразу несколько «негров». Для начала я получила по почте план будущей книги и указание: 5-я, 6-я, 7-я и 8-я главы твои, распиши их на авторский лист (32 тысячи машинописных знаков, иначе говоря, почти пять страниц «Комсомолки»). Потом втянулась, просила еще и еще...
Простор для «негритянской» фантазии неограничен - имея исходные данные типа «герой познакомился с блондинкой, и у них все сложилось», вы окружаете персонажей милым сердцу антуражем, выстраиваете кокетливые диалоги, придумываете мелкие детали и чувствуете: ха! горячие поклонники писателя N - а их множество! - будут читать ваши, именно ваши, строчки.
Материальный стимул у «негров» слабый - 45 у. е. за авторский лист. Потому «негры» в основном живут в бывших союзных республиках... А прочие стимулы у каждого свои.
Когда «плантаторы» свели все главы воедино, подправили цвет глаз блондинки (допустим, в моем исполнении он зеленый, а другой «негр», работавший над той же книжкой, сделал девушку голубоглазой) и прочие детали, я получила «зарплату» - 180 долларов за 4 авторских листа, как и было обещано.
Источник: Газета «Комсомольская правда» Анна ОРЛОВА 19.06.03 15:20
#ЭтоИнтересно
Комментарии 1