Как живет потомок Николая I Ростислав Романов. Ростислав Романов родился в Чикаго в семье представителей российской монархии по линии Михайловичей. Он является потомком младшего сына императора Николая I, великого князя Михаила. Ростислав — праправнук Великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II. Близкое родство с последним императором России вывело его на третье место в порядке наследования престола. Он также может претендовать на британскую корону, правда, под номером, который не дает никаких надежд — 3552-й. С прошлого года 39-летний Романов занимает пост председателя Объединения членов рода Романовых. Однако этим деятельность Ростислава не ограничивается. Рожденный в Штатах князь получил образование и занимается живописью в Англии. Романов воспринимает себя прежде всего художником, но с уважением относится к богатой родословной. В 2017 году он разработал модель часов «Ракета Революция» с… каплей собственной крови. Так, Ростислав хотел напомнить об убийстве императорской семьи и своей связи с Отечеством. К слову, потомок Романовых единственный из семьи, кто часто бывает в России. «До революции завод „Ракета“ принадлежал семье Романовых. Князь Ростислав Романов принял решение помогать в возрождении старейшего предприятия России и стал членом совета директоров», — говорили представители компании. С женой они обвенчались в православном соборе святого Александра Невского в Париже. На церемонии присутствовал только близкий круг друзей и родственников. Однако каждая деталь торжества отсылала к России, даже праздничный торт был выполнен русскими кондитерами. «Русская история и культура оказали огромное влияние на мое творчество. Я очарован русским народным искусством, цветами, музыкой и литературой. Это действительно созвучно моей душе. Всякий раз, когда у меня есть возможность, я возвращаюсь домой — не только в Москву и Санкт-Петербург, мне нравится много путешествовать по отдаленным уголкам страны», — делился князь. Автор текста:Евгения Виноградова По материалам Tatler, Daily Mail, Business Insider. https://www.starhit.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    2 комментария
    3 класса
    Пушкин и Бурятия: прадед Ганнибал, его женщины, друзья и соратники. 📖 Вышла в свет уникальная книга о людях, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина в Бурятии. Это книга «Друзья и современники Пушкина в Бурятии». Её автор – краевед Галина Ивановна Мададаева. Уже много лет она работает в архивах разыскивая документы из далёкого прошлого. Её мир это сухой язык исторических фактов из жизни Байкальского региона. Настоящая книга издана к 225-летию великого поэта. В «Друзья и современники Пушкина в Бурятии» вошли интересные факты из жизни прадеда Ганнибала, друзей и соратников Пушкина, так или иначе связанных с нашей Бурятией. Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги. Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал В Художественном музее им. Сампилова выставлен знаменитый барельеф Петра I, созданный скульптором Карлом Бартоломео Растрелли в 1723 году. Барельеф передан из фондов Русского музея в 1949 году. Сам император не был в наших краях, но с историческим прошлым Бурятии тесно связана судьба Абрама Петровича Ганнибала прадеда Александра Сергеевича Пушкина. В книге писателя Марка Сергеева «С Иркутском связанные судьбы» есть историческое повествование о прадеде Пушкина, также основанное на документах, подтверждающее пребывание Ганнибала в Сибири. В первых числах января 1728 года Ганнибал прибыл в Иркутск. Здесь он пробыл около месяца. Это событие было зарегистрировано в иркутском «Летописце». Среди них прибытие «По указу для строительства Селенгинской крепости бомбардирской роты поручика Абрама Петрова. Он отбыл в Селенгинск, как только Байкал покрылся льдом». Марк Сергеев описывает встречу Ганнибала с Саввой Рагузинским, основателем г. Троицкосавска (с 27 июля 1934 г. — г. Кяхта), который привез его, еще маленького мальчика, к Петру. Сроки нахождения Ганнибала в Селенгинске могут быть следующие: прибыл в феврале-марте 1728 г., прожил до июля, по личной просьбе отпущен Саввой Рагузинским в Тобольск. Возвращен в Селенгинск указом от 17 июля 1728 г. По Протоколу Верховного тайного совета от 22 декабря 1729 г. отправлен из Селенгинска под конвоем в Томск. Данные предположения связаны с тем, как скоро доходили распоряжения до Ганнибала, как долго ехал сам Ганнибал до мест, предписанных ему для жительства. Для нашего повествования важно, что в Бурятии был предок А.С. Пушкина, крестник Великого Петра I российского императора. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них». Также из письма сестры П. А. Вяземского, друга Пушкина, Е. А. Карамзиной своему сыну Андрею от 2 февраля 1837 года отмечается связь великого поэта со своим прадедом: «Вчера состоялось отпевание бедного, дорогого Пушкина; его смертные останки повезут в монастырь около псковского имения, где погребены все Ганнибалы: он хотел непременно лежать там же». Из круга друзей юности. Иван Пущин Друзей и современников Пушкина в Бурятии было много. Выбраны из них те, кого Пушкин выделял, и кто в сыграл значительную роль в истории и культуре Бурятии. Это друг детства и юности Иван Пущин: «Мой первый друг, мой друг бесценный» —так писал Александр Пушкин про своего лицейского друга Ивана Пущина. После событий 1825 года он был отправлен на каторгу в Читинский острог. Он посещал Селенгинск, Туркинские воды (Горячинск), Кяхту, останавливался в доме купца Лушникова. О Иване Пущине и дружбе с Пушкиным подробно написано в книге, но можно дополнить, что Пущин воспитывал сына от Дросиды Ивановны Артеновой, мать которой была буряткой. Вильгельм Кюхельбекер Еще одним из самых близких друзей Александра Пушкина был Вильгельм Кюхельбекер, который с братом Михаилом участники декабрьского восстания на Сенатской площади. После разгрома восстания они жили на поселении в Баргузине. Александр Пушкин вел переписку с Вильгельмом, но до наших дней сохранились только письма от Кюхельбекера. Письмо из Баргузина от 3 августа 1836 года: «…уже отчаялся получить от тебя ответ на письмо мое: но тем более я ему обрадовался; жаль только, что при нем не было первой книжки твоего журнала: я его не получил…» В письме он сравнивает жизнь в тюрьме и на свободе, жалуется на нехватку денег, описывает условия, на которых хотел бы печататься в журнале, а также просит Пушкина прислать книги. В письме от 18 октября 1836 года он пишет стихи: В кругу друзей и я торжествовал. Давно! — Европы страж, седой Урал, И Енисей, и степи, и Байкал Теперь меж нами… На крылах печали Любовью к вам несусь из темной дали. Михаил Кюхельбекер Его брат Михаил Карлович смог адаптироваться к сибирским условиям жизни, так он писал: «Присмотрясь к людям и месту, нашел, что жить все-таки можно и здесь». Позже дополнил: «В продолжении моего здесь пребывания успел я заслужить общее уважение, а отчасти и любовь». Михаил открыл в своем доме для местных жителей бесплатную школу, oбyчaл гpaмoтe дeтeй и взpocлыx, изyчaл иcтopию и пpиpoдy кpaя. Благодаря его поддержке в Баргузине было открыто приходское училище. Он написал этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья». В одном из писем Пушкину он поделился интересными наблюдениями о тунгусах, бурятах, эвенках, местных русских и природе Забайкалья, который называл «Даурской Украиной». Когда Пушкин стал издателем «Современника», он надеялся опубликовать произведения Кюхельбекера, однако получил категорический отказ от III Отделения (учреждение политического сыска). Последние годы жизни Вильгельма Карловича были трудными. В 1840 году он переехал в Акшу, затем переезжает в Курган, где начались проблемы со зрением. Из Кургана отправился в Тобольск на лечение. 11 августа 1846 года Вильгельм Карлович скончался от чахотки. Мария Волконская Из многочисленных знакомых женщин Пушкина, особое место занимает Мария Волконская. Княгиня Волконская (1805–1863) была истинным другом А. С. Пушкина. Он посвящал ей стихи. Многие считали ее «утаенной любовью» великого поэта. Это не главное. Главное в том, что она одна из первых женщин, которая отправилась за своим мужем — Сергеем Волконским в 1827 г. в Сибирь, и пробыла с ним тяжелые 28 лет, выполнив таким образом долг верной супруги. Оставив малолетнего сына у сестры Волконского, она в декабре 1826 г. пустилась в путь. В двадцать лет по доброй воле отправилась за пожизненно осужденным мужем в Сибирь, не разделяя его взглядов, но храня супружескую верность. Ни родители, ни друзья не понимали ее поступка. Несколько лет спустя генерал Раевский сказал перед смертью, указывая на ее портрет: «Это самая удивительная женщина, которую я знал». Михаил Сперанский Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) —российский государственный, политический и общественный деятель, реформатор, законовед. Именно Сперанскому принадлежит инициатива создания Царскосельского лицея, где учился Александр Пушкин. Михаил Михайлович ценил талант поэта, например, в письме дочери из Тобольска он писал о произведении «Руслан и Людмила»: «Руслана я знаю по некоторым отрывкам. Он действительно имеет замашку и крылья гения». В Сибири Сперанский предложил новое деление коренного населения Сибири по образу жизни: на оседлое, кочевое и бродячее. Михаил Михайлович в своих письмах к семье и коллегам, а также в дневнике детально описывал жизнь в Сибири, Гусиноозерский дацан и присутствие на хурале. Из дневника: «…путь в главную кумирню на Гусиные озера, в сопровождении Бандида-ламы, в 16 верстах на левой стороне Селенги чрез степь. Встреча с трубами и литаврами oт всех лам, числом до 150. Ночь в доме Бандида-ламы», этнографическое описание местного населения, быт, их питание, одежду, чем занимаются. Прибытие в Верхнеудинск отмечает: «Лучший уездный городок. Квартира у вдовы Ильинской: дом каменный, довольно приличный. После обеда обозрение присутственных мест, больницы и острога; везде порядок. Множество бурят и дела хоринцев обоих партий»... https://burunen.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    1 комментарий
    1 класс
    Родословное древо сибирской семьи удостоили национальной премии. Омич Михаил Цыганов издал книгу, основанную на архивных данных шестнадцати поколений своей родни. Сам был и редактором, и иллюстратором, и печатником. В результате свет увидел 300-страничный том, в котором судьбы родных и близких людей тесно переплетены с историей страны. А сам автор стал лауреатом национальной премии за вклад в сохранение и развитие культурно-исторического наследия "Семейная реликвия". Для своих внуков и внучек - Софии, Даниила, Авдея, Анны, Михаила и Стефании - Цыганов сделал отдельные экземпляры с фотографиями самих ребятишек, историческими загадками, интересными заданиями. И напутствием: "Мы - дед Миша и баба Таня - написали эту книгу для вас. Хотим, чтобы вы знали свои корни, предков и гордились ими". А началось все семнадцать лет назад, когда супругам Цыгановым московская родня вручила странное наследство - два рулона исписанной карандашом миллиметровой бумаги и пачку фотографий. Тогда они недоуменно пожали плечами. Но очень скоро поняли, что получили в дар настоящее сокровище - родословное древо семьи из шестнадцати поколений. Составил его полвека назад Михаил Ильич Кузнецов, который решил восстановить родословную своей родной деревни начиная с 1585 года. Много лет разыскивал старинные переписные книги, собирал письма, воспоминания близких и дальних родственников. А закончив поиск, завещал: "Смотрите и знайте, откуда идет ваш род. Следите и старательно продолжайте". И родные решили, что лучше всех с этой задачей справится Михаил Цыганов Поначалу архив отложили в долгий ящик. Заниматься им инженеру Цыганову, который был по горло загружен работой, было совсем некогда. - Я спохватился, когда заметил, как ветшает и начинает крошиться миллиметровка, выцветают письма и фотографии. И понял, что откладывать дальше уже нельзя, все это богатство можно очень легко потерять. Первым делом решил оцифровать архив, и чемодан бумаг уместился на флешке. Потом стал расшифровывать записи, уточнять данные. Чтобы дополнить их живыми историями, разыскивал родных стариков, которые еще помнили ценные подробности. И чем больше я погружался в эту работу, тем четче понимал, насколько неразделимы судьбы близких людей с историей государства, - вспоминает Михаил Цыганов. Но когда дело дошло до печати книги, понял, что издательские расходы ему не потянуть. - Дешевле оказалось купить принтер, ламинатор, брошюратор. И теперь я даже рад, что все делаю сам. Печатаю ровно столько экземпляров, сколько надо. Всегда есть возможность добавить новые подробности. Можно даже сделать авторский экземпляр для конкретной семьи. И это очень интересно. Поэтому "Родословия", отправленные в Москву, Калининград, Архангельск, Тольятти и другие города, немного разные. Омская линия берет начало от Федосьи Милько. В далекий путь из деревни Глазаново Таврической губернии (Крым) большое семейство отправилось после драматических событий. Однажды, вернувшись с поля, чтобы проведать ребенка, Федосья застала в доме грабителей. Защищаясь, беременная женщина схватила ухват. Да так неистово махала им, что сгоряча убила одного из воров. Гражданский суд оправдал отважную мать, но церковь рекомендовала ей отмолить невольный грех. И в 1889 году весь род Милько вслед за Федосьей отправился в Сибирь. Как они добирались по железной дороге, лошадях и пешком - это отдельная история. Известно, что в пути Федосья родила близнецов - Петра и Павла. Сначала потомки казаков и малороссов остановились в деревне Костино Большереченского района Омской области. Чтобы прокормить семью, занимались ломовым извозом. Потом перебрались под Омск, и до Первой мировой войны жили на заимке, которую из-за преобладания их многочисленного семейства так и назвали Мильковской. Вот экземпляр родословия, отпечатанный специально для внучки Стефании. В нем одиннадцать глав. Чтобы ребенок лучше понимал архивные записи - словарь старинных слов. На страницах - фото похвальных листов земской школы 1906 года. А так выглядели ровесники Стефании более века назад. Вот прапрапрадеды - участники Первой мировой войны Петр и Прокопий (на одном из снимков он с крестом - георгиевский кавалер). Здесь же историческая справка событий с картой военных действий. На страницах можно найти фото и записи об императоре Николае II, Александре Колчаке - с ними связаны некоторые события. Вот портрет Петра I, который за добросовестную работу на Тотемских варницах, где добывали соль, щедро одарил представителя рода - Федора Кузнецова. Денег мастеру хватило на строительство мельницы. А вот история про дядю Петю, который в начале прошлого века жил в Торжке и работал в швейной мастерской. Однажды он купил лотерейный билет, выиграл крупную сумму, и с ним стали происходить настолько нелепые и забавные события, что слухи докатились до кинорежиссера Якова Протазанова, который про похождения дяди Пети поставил эксцентрическую комедию "Закройщик из Торжка" с Игорем Ильинским в главной роли. Множество страниц семейной летописи посвящены Великой Отечественной войне. Вот снимки, письма и наградные листы совсем молодого Федора Владимирова - участника освобождения Новгорода и Пскова. Награжден орденом Красной Звезды, медалью "За оборону Советского Заполярья", Орденом Отечественной войны. "Я пока жив и здоров. Воюю уже в Норвегии. Наше доблестное наступление ширится. Скоро подойдем к Германии. Проклятые фрицы ответят за все. Сейчас нахожусь в жестоких боях. Так что не до писем", - пишет он осенью 1944 года. До Победы он не дожил. За 43 дня до окончания войны умер от ран, полученных в боях за освобождение Польши. Федору был всего 21 год. А вот фотографии и награды героических работников тыла. Среди взрослых -15-летняя Антонина Милько. С началом войны эта худенькая девочка пошла работать на Омский моторостроительный завод. И несколько лет подряд становилась лучшим токарем оборонного предприятия. Лидия Милько приехала в Омск из Москвы в начале войны. В этом году ей исполнится девяносто лет, а тогда было всего семь. Но она отчетливо помнит и майскую демонстрацию на Красной площади, и Сталина с поднятой рукой. Отца командировали в Омск на обустройство военного завода №166 (нынешний ПО "Полет"). Поэтому знаменитых конструкторов Туполева и Королева она тоже помнит, как будто видела их вчера. - Спросила папу: "А почему их ведут под конвоем? Они преступники?" "Это охрана, чтобы никто не обидел", - ответил отец. Тогда я и представить не могла, что буду работать в том же КБ. А вся моя трудовая жизнь пройдет на "Полете", - рассказала Лидия Павловна. После войны отличился Павел Милько, которого по партийной линии отправили поднимать колхоз в селе Новоцарицыно Москаленского района Омской области, где работали женщины, инвалиды и школьники. И благодаря разумной организации труда он сумел решить поставленную задачу, в несколько раз повысить урожаи. В период послевоенной разрухи это было равносильно подвигу. На склоне лет Павел Милько начал поиски потерявшейся ветви родственников. И наконец получил весточку с далекой Камчатки. Отправился в гости. Увидев огромную толпу у местного дома культуры, удивился: "Что за праздник?" "Так вы же приехали! Вот мы и собрали всех родственников". К многочисленной родне прибавилась целая деревня. И название такое, что не заблудишься - Мильково! На трехстах страницах "Родословия" немало интересных фактов и семейных историй. - По сути это вечная книга, которую смогут дополнять наши внуки и правнуки. Я рад, что дал им такую возможность, - улыбается Михаил Цыганов. https://rg.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года.
    2 комментария
    28 классов
    «Город строили из надгробий»: как кладбища Владивостока исторически повлияли на него. Краевед Надежда Сиренко: дома на могилах – это участь всех больших городов. С годами одни старейшие кладбища приморской столицы оказались окружены многоэтажками, другие же остались под их фундаментами. Побеседовали в эфире радио «Комсомольская правда» (90.4FM) с Надеждой Александровной Сиренко, членом Русского географического общества, краеведом о захоронениях Владивостока. Многие из них стали едва ли не фундаментом для современной городской среды. – Какая история у Покровского кладбища, и кто был на нем захоронен? – В 1870 году новым местом захоронения стало Покровское кладбище. Сначала местные называли его просто «городским», пока в 1902 году не был построен у въезда православный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Много выдающихся людей, которые внесли огромный вклад в развитие Владивостока и Приморья, были преданы земле именно на нем. Например, первый известный писатель края, Александр Яковлевич Максимов. – Что в итоге произошло? – В 1923 году приняли решение закрыть его и построить парк культуры. Многие могилы остались там, некоторые перенесли. – Во многих источниках пишут о том, что там находилась могила одной из прямых наследниц А. С. Пушкина, это действительно так? – Нет, это городской миф. – Правда ли, когда приняли решение о закрытии кладбища, храм взорвали, а часть кирпичей и надгробий использовали в строительстве других объектов города? – Да, все это использовалось. – Рядом находилось старообрядческое кладбище? – Сохранился план 1878 года, на котором захоронения делятся на территории: православные, католические, лютеранские. Чуть позже, в 1898 году, через дорогу добавились еще старообрядческие, буддийские. – То есть, под фундаментами зданий, которые там сейчас возвели, когда-то находились захоронения? – Это участь всех больших городов. Успенское кладбище – Чем примечательно первое кладбище – Успенский погост? – В 1860-е годы на территории рядом с нынешним памятником Г. И. Невельскому размещались могилы. К сожалению, мы не знаем имен захороненных, но преимущественно это были священники, солдаты, моряки. Кладбище просуществовало всего 10 лет и в 1870 его закрыли. Эгершельдское крепостное кладбище – Крепостное кладбище на полуострове Шкота появилось в 1895 году, там хоронили и военных, героев Гражданской войны и мирных жителей. В 1909 году на этой территории соорудили деревянную церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. А еще там был похоронен Владимир Клавдиевич Арсеньев, известный путешественник, исследователь Дальнего Востока, да и многие другие яркие личности Приморского края. После закрытия крепостного кладбища через 15 лет началось строительство улицы Верхнепортовая. Захоронения были перенесены на Морское кладбище. Более того, выделили территорию на полуострове Шкота для второго «Нового» Эгершельдского кладбища. На нем хоронили героев Хасана (бои с японскими милитаристами у озера Хасан). В 1988 году там же им воздвигли памятник. Сегодня этот участок зарос лесом. Даже и не скажешь, что когда-то там располагались могилы. Наши павшие бойцы – Еще одно воинское кладбище – Солдатское – в районе Первой Речки тоже связано с историческими событиями? – Его появление связано со строительством новой линии обороны Владивостокской крепости с 1907 года во время революции. Погибшие военнослужащие хоронились прям там. Позже, в 1923 году, тела перезахоронили в братской могиле рядом с «Памятником Жертвам Революции», до того как восстановили памятник Г. И. Невельскому. Захоронения для туристов – Морское кладбище – история города для туристов? – В 1903 году на окраине города возникло Морское кладбище. В 1908 году на этой территории построили храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и говорят, что внутри находились доски с названиями кораблей и именами офицеров, которые погибли в сражениях. В 1919 году там возникла женская монашеская община Одигитрии Смоленской. На кладбище похоронено много выдающихся, великих людей, по территории действительно проводят экскурсии, оно самое большое и исторически значимое во Владивостоке. На фото: Морское кладбище. Фото: фонд общества изучения Амурского края. Покровская кладбищенская церковь, 1900-1904 года. Фото: Из фондов музея им. В.К. Арсеньева. Кладбище на полуострове Шкота 1904-1910 года. Фото: из фондов музея им. В.К. Арсеньева. Морское кладбище 1964 год. Фото: из фондов музея им. В.К. Арсеньева. https://www.dv.kp.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    6 комментариев
    6 классов
    И вечен род Давыдовых! Чем живут потомки легендарного поэта-гусара. Знакомство Софьи Сергеевны Узбековой с потомком поэта-гусара Денисом Давыдовым-Громадиным состоялось после того, как он в апреле 2017 года написал ей: «Рад, что случайно увидел в интернете ваш сайт. Меня зовут Денис Давыдов-Громадин. Лев Денисович Давыдов – мой дед, я сын его дочери - Елизаветы Львовны. Живём в Москве. Буду рад пообщаться». Софья Сергеевна пригласила его на Симбирскую-Ульяновскую землю. В 2019 году Денис Константинович впервые побывал на родине предков, где принял участие в межрегиональном Давыдовском культурно-историческом фестивале, посвящённом 235-летию со дня рождения поэта-гусара. Представим вниманию читателей их беседу. – Какие впечатления остались у вас после посещения родины предков? – Софья Сергеевна, очень благодарен вам за то, что пригласили меня в Верхнюю Мазу, где закончился земной путь моего легендарного прапрадеда - Дениса Давыдова. Я с юных лет знал, что мой дед, Лев Денисович Давыдов, будучи правнуком героя-партизана, в конце 1970-х годов помогал создавать музей в Верхней Мазе. Он послал сюда составленную им родословную таблицу Давыдовых и копии документов, которые нашёл в центральных архивах. И всё же я был приятно удивлён подвижничеством местных краеведов, сотрудников Ульяновского областного краеведческого музея, школьного музея, администрации района. Как много делается в российской глубинке для сохранения исторической памяти героев! Вместе с гостями фестиваля я принял участие в торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Дениса Давыдова. Познакомился с увлечёнными людьми, которые занимаются реконструкцией истории полков российской армии 1812 года. Потом мы совершили конно-пешее шествие к месту церкви, где в склепе в течение шести недель покоилось тело Дениса Васильевича Давыдова. С огромным удовольствием я посмотрел спектакль о лихом партизане Давыдове, его боевых друзьях и коварных врагах-французах. Этот премьерный показ большого коллектива исторического театра из Москвы пришёлся по душе всем зрителям. Здесь, в сельском парке, всё смотрелось и звучало очень органично. И кругом было столько людей, увлечённых историей и культурой России! – Вы потомок легендарного партизана 1812 года в пятом поколении. Понимаю, как волнительно оказаться на земле, где жил и окончил земной путь Денис Давыдов, где родился его сын, ваш прадед – генерал-майор Вадим Денисович Давыдов. В Российском государственном историческом архиве десять лет назад мы выявили обращение Симбирской духовной консистории в Московское дворянское депутатское собрание от 4 мая 1836 года, где содержатся точные сведения о рождении и крещении Вадима Давыдова. Там написано: «У проживающего помещика генерал-лейтенанта Дениса Васильевича Давыдова и законной жены его Софьи Николаевны сын Вадим родился 19, а крещен 27 числа месяца ноября того ж 1832 года. Молитвовал, имя нарек и крещение совершал приходской священник Григорий Михайлов при пономаре Александре Соколове в Верхнемазинской Покровской церкви». Эта находка была включена мною в биографический очерк, который вошёл в сборник «Имя любви Родина», также в книгу «Жизнь Дениса Давыдова и судьба его потомков», написанную в соавторстве с Ю.В. Козловым. Младшему Давыдову не было и семи лет, когда его отец Денис Васильевич скончался. – Да, в 1850 году Софья Николаевна отдала Вадима на воспитание в Пажеский корпус, потом он поступил в Императорскую (Николаевскую) военную академию. После этого начался путь боевого офицера. В 1855–1878 годах он принял участие в самых крупных военных действиях на Кавказе и в Крыму за интересы России. Служил также Казанским губернским воинским начальником, а затем начальником Казанского военного госпиталя. Из-за ранений он покинул службу, вышел в запас и поселился в родовом имении Давыдовых – Денисовке в Ливенском уезде Орловской губернии. Владения Давыдовых в Орловской, Московской, Самарской и Симбирских губерниях были поделены между четырьмя сыновьями и двумя дочерями партизана. Вадиму Денисовичу в это время было 33 года, уже растил двоих сыновей, и ему досталось родовое имение Давыдовых Денисовка в Ливенском уезде Орловской губернии и Дуровский лес при селе Воскресеновское Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне - Радищевский район Ульяновской области). Вадим Денисович умер рано, в возрасте 48 лет. В то время оставшимся детям было всего от шести до девятнадцати лет. По завещанию Вадима Денисовича они получили в Саратовской губернии недвижимое имущество в общую собственность и числились хвалынскими помещиками. – Денис, расскажите, какие документы, фотографии вы обнаружили в архиве своего деда. – Вадим Денисович был женат на Марии Николаевне Сумароковой, в семье выросли четыре сына: Николай, Александр, Денис, Алексей и дочь Людмила. Недавно я начал заниматься оцифровкой архива своего деда Льва, который приходился Вадиму Денисовичу внуком. Там нашёл документ под названием «Выписка из нотариальной книги Ливенского уезда Орловской губ.», с сургучной печатью. Из него мы узнали, что 13 декабря 1908 года дворяне Денис Вадимович Давыдов и Александр Вадимович Давыдов лично и по доверенности совершили раздельный акт. В их общем владении находилось «недвижимое имение, состоящее при деревне Денисовка, Малый Кривец тож, Ливенского уезда Орловской губернии, доставшийся по духовному завещанию покойного отца, генерал-майора Давыдова Вадима Денисовича». Подписан акт уступки братьями Александром, Николаем и Алексеем. В этом договоре устанавливается, что каждый из братьев должен платить по 100 руб. ежегодно своей матери - Марии Николаевне Давыдовой. (М.Н. Давыдова на 40 лет пережила мужа, умерла в 1919 году. – С.У.)». В 1914 году Денис Вадимович скончался. Дед мой рассказывал, что года за два до этого к 100-летию Отечественной войны 1812 года в селе Денисовка при старании Дениса Вадимовича был устроен Дом-музей Дениса Давыдова. У моего деда Льва сохранились две дореволюционные фотографии. На снимке 1911 года видим супругу Дениса Вадимовича - Елизавету Витольдовну с детьми. На фото 1916 года – уже повзрослевшие Давыдовы: Лев, Софья, Кира и Наталья. После революции потомки Давыдовых были вынуждены покинуть свою усадьбу. Зато через 60 лет в селе Верхняя Маза появился школьный музей, рассказывающий о легендарном партизане Денисе Давыдове. – Экскурсоводы всегда с благодарностью отмечают роль Льва Денисовича. И в сборнике «Денис Давыдов у себя дома» я постаралась передать историю создания школьного музея в Верхней Мазе. Молодой учитель Александр Михайлович Бабин, руководитель краеведческого кружка, в 1983 году съездил в Москву на встречу с правнуком Дениса Васильевича Давыдова, и ваш дед, Лев Денисович, подарил музею копии фотографий нескольких потомков партизана. А в июне 1987 года вашего деда посетили наши юные краеведы. По словам ребят, Денис Давыдов на портретах современников и Лев Денисович были похожи как две капли воды. Денис, вы, будучи подростком, успели пообщаться с дедом. Расскажите, что слышали от него. – В течение его долгой жизни с ним случались различные истории и чудеса. Приведу примеры. Хотя потомкам дворян были закрыты дороги в учебные заведения, Лев Давыдов окончил Московский сварочный техникум и до войны работал на строительстве нефтепровода Гурьев – Орск, оборудовал нефтебазы в Астрахани и Алма-Ате. В начале 1942 года по его заявлению с него была снята бронь, и он был призван в Красную армию. Попал на Юго-Западный фронт. Под Харьковом в первом же бою погиб почти весь стрелковый полк, а оставшиеся в живых однополчане попали в окружение. Сохранилось такое воспоминание Льва Денисовича: «Иду по лесу, вдруг слышу: лошадь где-то фыркает. Спасла меня эта лошадь, выбрался на ней из окружения. Прадед на коне всю войну прошел, и меня коняка выручила». В архиве Министерства обороны хранится приказ по 48-му стрелковому полку 38-й стрелковой дивизии, в котором есть строка о награждении медалью «За боевые заслуги» связного-почтальона роты красноармейца Льва Денисовича Давыдова «за то, что в бою 22–30 января 1943 года в наступлении на станцию Воропоново, высоты 147,5; 126,6 и город Сталинград – Донской фронт, несмотря на огонь противника, он аккуратно каждый день доставлял в штаб полка и подразделения полка газеты и письма бойцам и командирам, находящимся на передовой линии». Под Сталинградом был ранен в руку, на Орловско-Курской дуге – осколками в ноги и грудь, и тогда осколок засел в лёгком. Лев Денисович был награждён медалями «За оборону Сталинграда» и «За освобождение Варшавы». Войну закончил в германской Саксонии. После Победы Лев Денисович вернулся в Москву и многие годы работал в «Мосгазстрое». В мирное время награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Мой дед дружил с правнуком А.С. Пушкина - Григорием Григорьевичем Пушкиным, тоже участником войны, общался с Н.А. Задонским, автором исторической хроники о Денисе Давыдове. Мой дед рассказывал о себе очень мало, зато много работал над генеалогией старинного рода Давыдовых и помогал музеям, также он помогал маме воспитывать меня и мою старшую сестру. – Денис, что вы знаете о жизни своего отца, о его взаимоотношениях с Львом Денисовичем? – Отец мой, Константин Петрович Громадин, родился в 1939 году в Клинском районе Московской области в простой многодетной семье. Во время войны немцы жили в их доме, а бабушка прятала всех пятерых сыновей в погребе под домом. Отец по окончании института физической культуры по специальности «спортивный массажист» работал в тренерском штабе различных команд: тяжёлая атлетика, волейбол, лыжные гонки, хоккей. В этот период он познакомился с моей мамой, они поженились, и в 1973 году родилась моя сестра Лидия. К сожалению, отец заболел и умер, когда ему было всего 45 лет. Лиде было 11 лет, мне только три года. Когда я чуть повзрослел, дед начал водить меня по музеям, гонял по спортивным площадкам. Дома своим гостям с гордостью показывал хоккейные клюшки, подаренные ему моим отцом. Они были подписаны всеми игроками сборной СССР по хоккею, когда наши игроки выиграли знаменитое противостояние с канадцами и забрали кубок Стэнли. – Денис, а что сейчас в вашей семье напоминает о знаменитых предках? Кто является главным хранителем истории в вашей семье? – Самой ценной вещью является простая шкатулка. Её после похорон деда на Донском кладбище в 1995 году передала моей маме, Елизавете Львовне, Лидия Степановна Малова, супруга Льва Денисовича во втором браке (мать моей мамы, Лидия Флорентьевна, умерла в 65 лет). В этой шкатулке лежат сохранившиеся документы, фотографии, также родословная Давыдовых, составленная Львом Денисовичем, награды деда. В данное время главной хранительницей семейной истории является моя мама, Елизавета Львовна. Она всю жизнь проработала финансистом, ушла на пенсию из МИД РФ. Мама понимает духовную и связующую роль семейных реликвий и своё отношение передаёт детям и внукам. Я с юности увлекся IT-технологиями, стал IT-специалистом, работаю над серьёзными проектами. С женой Александрой воспитываем двоих детей. Анечка ходит на танцы, в бассейн, на английский, готовится поступать в 1-й класс. У Лёвушки зубы прорезались, бегает на своих двоих и проявляет давыдовскую прыть. Внешне он очень похож на Давыдовых, особенно на Льва Денисовича. Дети наши любят семейные посиделки. Вот недавно все от души смеялись, когда мама вспоминала такой забавный эпизод о находчивости своего отца. В Денисовке Давыдовы поехали однажды всем семейством на выездку лошадей. Лев был маленький, и по его росту не было подходящей лошади. Тогда он быстро смекнул и вскочил на дворовую собаку. И бойко, с большим удовольствием катался на ней… – Денис, благодарю вас за интересный рассказ о потомках Дениса Васильевича Давыдова. Действительно правы те, кто говорит: «И вечен род Давыдовых!» https://ulpravda.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    2 комментария
    10 классов
    Раскулаченные спецпереселенцы. Историк Александр Чернышов — о том, как и зачем крестьян в 1930-е высылали на Урал. Начавшаяся во время коллективизации высылка крестьянских семей на Урал в начале 1930-х годов стала массовым явлением. Изгнание «кулаков» сопровождалось изъятием у них имущества, а одним из крупнейших мест ссылки стал Пермский край: там возникла сеть спецпоселков — особых деревень, в которых крестьяне под контролем НКВД занимались вырубкой леса или иной тяжелой работой. «Нож» расспросил историка Александра Чернышова о том, зачем их отправляла туда советская власть, и о том, как жилось крестьянам в спецпоселках. — Что происходило в деревне накануне 1930 года? — До коллективизации и раскулачивания в 1930 году основная масса граждан СССР проживала в сельской местности. У деревни оставались дореволюционные корни. Но необходимо было строить новую жизнь, поэтому власть начала создавать колхозы. Это зачастую сопровождалось насильственным закрытием церквей и, например, уничтожением икон. Сама стратегия коллективизации уже включала в себя насильственные меры. Смысл ее был в том, чтобы подорвать влияние этих старых корней. Советская власть видела, что идет за крестьянами, а не управляет ими. В селе были свои авторитетные люди, к которым крестьяне прислушивались. Такой был жизненный уклад, такие традиции. Неудачи продразверстки это усилили, как и гражданская война. Крестьяне сопротивлялись. Когда наступил НЭП, на время всё стихло. А советская власть понимала, что крестьян голыми руками не возьмешь. И ее задача поэтому была в том, чтобы подчинить крестьян и искоренить прошлое из них. — Почему власть решилась на раскулачивание? — Страна в эти годы брала курс на индустриализацию. И для того, чтобы строить заводы, нужно было покупать оборудование, а его покупали за валюту. Где взять столько валюты на оборудование? Ее можно было взять за счет продажи хлеба за границу. Где взять этот хлеб? Ведь зерно принадлежало частным хозяйствам. Власть решила: нужно сделать хозяйства государственными и так взять под контроль зерно. Поэтому был такой нажим, давление на село, чтобы овладеть этим урожаем. Классовая борьба была заложена в идеологию коммунистов. А кто был буржуазией на селе? Кулаки и были капиталистами на селе, владели большими хозяйствами и имели влияние на других. Они сопротивлялись советской власти. Но настоящих кулаков среди крестьян было немного — меньше 5%. На практике кулаками называли всех, кто сопротивлялся коллективизации. «В 30-е годы поток жалоб и доносов из деревни принял беспрецедентные размеры. Это объяснялось не только повышением уровня грамотности, но и сильнейшим поощрением со стороны властей индивидуальных ходатайств, жалоб и доносов… Руководство читало письма крестьян, проводило расследования по их жалобам и зачастую действовало на основании их доносов», — пишет Шейла Фицпатрик. Раскулачивание было рычагом давления на крестьян: либо вступай в колхоз, либо мы тебя тут будем наказывать как противника советской власти. Списки тех, кого из крестьян нужно раскулачить, составлялись заранее. Иногда требовалось какое-то количество семей раскулачить в селе. И тогда под эту категорию попадали середняки, далеко не богатые люди. Это уже не было классовой борьбой, а было борьбой с идеологическими противниками. Коммунисты говорили: нельзя раскулачивать те хозяйства, в которых есть красноармейцы. А всё равно попадались такие хозяйства. Пришли, раскулачили и всё. И потом только разбирались: оказывается, там сын служил в Красной Армии. Партийная дисциплина не давала много размышлять. — Кто и как раскулачивал крестьян? — Раскулачивать приходили партийные исполнители, лояльные советской власти, уже проверенные люди. Это те, кто уже не колебался, мог жестко действовать. Им мог быть человек из города или даже председатель колхоза. Имущество у раскулаченных отнимали. Корову, лошадь — в колхоз. А вещи, которые оставались в доме, выставляли на продажу по низким ценам. Если их не покупали, то они валялись всю зиму на улице, и люди их просто так растаскивали. Конечно, большевики могли забрать самое лучшее — сапоги какие-нибудь, тулуп. А дом раскулаченных, если это хороший крепкий дом, мог стать управлением колхоза. Его использовали по назначению. Воспоминания раскулаченного крестьянина Пьянкова Николая: «Уполномоченные из сельсовета всё забрали, остались, в чем были. Забрали корову, зерно, одежду, посуду. Нас оставили самих в доме. Дом был небольшой, бывшая баня. И всё равно как бы раскулачили. Замужем мать жила за бедным, а раскулачили как кулацкую дочь. Деда звали Паначев Степан. Его раскулачили годом раньше. Его дом сломали и на скотный двор перевели колхозный. И дед жил как бы у дочери (матери) в доме, типа бани». Читал о случае, когда власти просто пришли и выселили семью из дома. А семья — мама и три дочки, маленькие дети. Отца перед этим арестовали и увезли. И семья скиталась, из деревни в деревню они ходили несколько лет. Потом у них отец вернулся. Крестьян «третьей категории» так раскулачивали. Либо, например, им давали землю в этом же районе, но она была не освоенная — на болоте каком-нибудь, попробуй там освой. Крестьян, относящихся к первой и второй категориям, ссылали. «Согласно приказу ОГПУ № 44/21 о мероприятии по ликвидации кулачества как класса, подписанного Ягодой, под высылку и репрессии попадали две категории: Контрреволюционный кулацкий актив, „кадры действующих контрреволюционных и повстанческих организаций, наиболее злостные, махровые одиночки“. Наиболее богатые кулаки (бывшие помещики, полупомещики, местные кулацкие авторитеты, и их семьи)». Была и третья категория — их могли выселить на плохую землю в родном селе или в том же регионе. — Кто поддерживал раскулачивание на селе? — Крестьяне о раскулачивании и высылке так говорили: хорошая деревня была, но порушили всё. Где-то восстания были, где-то они тихо работали и всё. Мало поддерживалось раскулачивание на селе. Некоторые верили, что колхоз — это хорошая идея. Когда кого-то раскулачивали, остальная деревня почти вся рыдала, если это не ночью было. Некоторых раскулачивали так: рано утром или поздно вечером, когда уже все по домам разойдутся. И они приходят раскулачивать — чтобы меньше было свидетелей, меньше глаз. Очень многие тогда уехали из деревни в город. Кто-то уезжал во время голода 1932 года. Может быть, некоторые даже не верили, что их будут раскулачивать. Большая семья, работы много, поэтому и хозяйство большое, надо же прокормить их. Даже воспоминания такие есть, что кто-то подсказывает одной семье: «Слушайте, вас ведь будут раскулачивать». А те отвечают: «Да я же не попадаю в эти категории». А потом их раскулачили и выслали на плохую землю в этом же районе. И потом люди им говорят: «А вас ведь будут на Урал высылать». Они чуть ли не смеются. А их берут — да и высылают на Урал. Раскулачивать приходили неожиданно, сразу с оружием. Говорили: собирайтесь, вас выселяют. Немного времени давали, потом — на телегу, и на станцию, они там ждали поезда. Затем на эшелон, и там уже далеко-далеко куда-нибудь. Это всё организовано было. Массовая высылка крестьян и появление колхозов привели к тому, что крестьяне оставляли ручной труд и переселялись в город. В 1930-х число городских жителей выросло на 2,5 млн человек. — Для чего ссылали крестьян? — Власти нужны были рабочие руки, особенно почти бесплатные. Нужны были те, кто будет заготавливать лес. Раньше эта работа на Урале была сезонной, и ее было относительно немного. А теперь потребовалось очень много леса, а инфраструктуры для этого в регионе никакой создано не было, рабочих рук было мало. Вольнонаемные на Урал не ехали, а индустриализация набирала силу. И раскулаченные крестьяне становились этими рабочими руками. Их отправляли на лесозаготовки, на шахты, на заводы. План был по лесозаготовкам в Прикамье, например, на 1940 год, был таким — три миллиона кубометров леса. Верхнекамские леса как раз имели древесину хорошего качества, и реки были расположены удобно, чтобы по ним лес сплавлять. — Как создавались спецпоселки? — Высланных отправляли в спецпоселки, но так было на бумаге. На самом деле их высылали, когда спецпоселки еще не были готовы. Они сами должны были строить их. И вот, приезжает партия ссыльных, и леспромхоз говорит: надо же выполнять нормы, пусть они идут лес заготавливают. А ответственные за строительство спецпоселков говорят: а кто тогда будет строить спецпоселки? Вот так 1930 год и прошел. И план по лесозаготовке не выполнили, и спецпоселки не построили. Из сопроводительной записки заместителя председателя СНК РСФСР Д.З. Лебедя в ЦК ВКП(б) И.В. Сталину к письму В.Н. Толмачева о положении с расселением кулаков на Севере: «До сих пор с высланными общаются, как с опаснейшими заключенными, подлежащими строжайшей изоляции… Это ведь не ящики, не тюк груза, который сам о себе не думает, а живые люди, преимущественно весьма инициативные и обладающие большой житейской хваткой». Спецпереселенцы жили где попало. Когда привозили семью, то, как правило, тех ее членов, кто был способен много работать, отправляли в лес — строить спецпоселки или заготавливать древесину. А остальную часть семьи направляли жить в деревню, подселяли к местным жителям, так поступали с большинством высланных. Но это было не выгодно, поэтому кого-то выселяли на пристань. Это такой участок на реке, куда подходило к берегу судно, и на нем осуществлялась погрузка-выгрузка. Он так в описаниях документов именовался. И вот шел катер вверх по реке с семьями раскулаченных — и их оставляли на этой пристани, чтобы они работали там и жили. И они строили землянку, временное жилье. Потом строили бараки. Частично для спецпереселенцев бараки уже построили плотники, но далеко не везде успели к приезду крестьян. А те, которые построили, — построили наспех. Иногда даже на снегу их ставили, с щелями в бревнах. В целом процент готовых домов в спецпоселках был очень низким. Тогда треть высланных крестьян сбежала. Власти для спецпереселенцев хотели построить жилье, двухквартирные дома. Но пока эти дома только планировались, нужны были хотя бы бараки со сплошными нарами. Можно сказать, что в 1934 году строительство спецпоселков завершилось. Этот процесс был строго регламентирован. Заранее выбиралось место для поселка, готовился его план, какие дома и как стоят — еще до высылки. Где попало строить было нельзя, самострои не допускались. Дом строился именно там, где он должен был быть построен. — Как изолировали спецпереселенцев? В 1930–1933 годах порой власть сама не знала, сколько у них в спецпоселках живет спецпереселенцев. А сколько умерло, сколько сбежало? Леспромхоз примерную цифру поставит и всё. Спецпереселенцев старались изолировать, чтобы они не влияли на остальных крестьян, которые были идеологически «правильными». Селили подальше от железной дороги, от реки. Но если река глухая, таежная и там экономически целесообразно построить спецпоселок, его строили у реки. До конца 1944 года практически в каждом поселке была комендатура. Это сотрудники НКВД, которые там жили, местные жители, а после войны это были ветераны войны, офицеры, которые стали инвалидами, например. Милиционер у них был. Они были при оружии, у них была лошадь, чтобы быстро передвигаться. Свой дом был, они могли жить там со своей семьей. Прав у спецпереселенцев было значительно меньше, чем у жителей обычных деревень. Комендант контролировал их жизнь. Например, чтобы выйти за пределы поселка, нужно было получить справку. Если кто-то сбежал, то наказывали тех, кто оставался в спецпоселке. Была круговая порука. Коменданты были разные. Были более человечные, те, кто помогал спецпереселенцам, а были те, кто творил беззаконие, насилие. Их даже судила советская власть, но потом их быстро освобождали, они возвращались и шли опять в коменданты. Нападения на комендантов, может быть, и происходили, но это редкость. Если в комендантуре понимали, что им нужно подкрепление, то они его каким-то образом себе обеспечивали. Среди спецпереселенцев были помощники коменданта. Они докладывали ему, какие происходят разговоры в спецпоселке, как себя ведут люди, какие у них настроения. Много было восстаний в спецпоселках в начале 1930-х годов. Потом их подавляли. Советская власть хотела усмирить крестьян путем голода. Например, есть воспоминания о том, как мама просит дочь сходить в деревню и выменять какие-то вещи на молоко. Скот в спецпоселках обычно не держали, но не во всех такие правила были. Были сельскохозяйственные спецпоселки, были лесозаготовительные. В первый, может быть, направлялись не самые физически крепкие люди, а те, кто посильнее — во второй. — Когда с крестьян стали снимать статус спецпереселенцев? — В 1946 году статус спецпереселенцев стали снимать с бывших кулаков. Они доказали преданность власти тем, что служили в рядах советской армии в ВОВ — их призывали, некоторые стали героями. А кроме того, нужно было освобождать места в спецпоселках. Немцев, которые находились в трудармии (в основном в нее входили высланные по национальному признаку), планировалось перевести в спецпоселки, а к тому же в годы войны появились еще и другие категории высланных — крымские татары, калмыки, и еще некоторые народности. Крестьян поэтому освободили. Хотя больше половины бывших кулаков продолжали жить в этих поселках и после освобождения. Кого-то не отпускали, а от кого-то просто скрывали, что вышли такие законы. Кто-то быстро уехал, а кто-то уехал и вернулся назад лет через десять. В спецпоселках уже в 1950-х жили не только спецпереселенцы, но и обычные наемные работники, которые приехали трудиться в леспромхозах. Разношерстная публика была очень. Куда поедешь? Там, откуда выслали, всё разрушено войной, а здесь вроде семью создал, научился работать с лесом. Вопрос закрытия того или иного спецпоселка определялся экономической необходимостью. Поселок могли закрыть сразу или через тридцать-сорок лет, а некоторые спецпоселки после закрытия становились лесными поселками. В середине 1950-х годов происходит рост лесной промышленности в Прикамье, объем заготовки леса растет. Например, Керчевский сплавной рейд становится самым крупным в мире. Лесная промышленность продолжает развиваться, но уже без рабочих рук высланных. Упадок ее произошел спустя много лет, в 1990-е годы. — Имела ли высылка экономическую целесообразность? — Высылка крестьян принесла убытки государству. Принудительный труд не давал эффекта. И наоборот, если к людям относились хорошо и питание было таким же, они и работали хорошо. Был случай в 1943 году, который относится уже к трудармейцам, находящимся в Ныробском районе Пермского края. Там основная лесозаготовка велась заключенными и трудармейцами, но они и ходили-то с трудом, работать не могли. А идет война, и нужно дерево, чтобы восстанавливать освобожденные города. С властей Молотовской области (ныне Пермский край) требовали лес, а те обратились к властям Усольлага. Тогда лагерное начальство взяло и накормило каждого из работников как троих. Это сейчас так кормят людей, наверное, а тогда нет. И небольшой отряд в девяносто человек такие нормы выполнял, какие пять тысяч осужденных не могли сделать. Но потом их перестали кормить, и они потихоньку всё меньше и меньше работали. Полный текст статьи по ссылке: https://knife.media/dispossession-of-peasants/ ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    2 комментария
    27 классов
    Кладбищенская дама: журналисты рассказали историю экс-прокурора, хранящей красноярский «Некрополь» . Узнать Ольгу Аржаных можно по рыжим волосам, длинным платьям и высоким туфлям. На старейшем красноярском кладбище, Троицком некрополе, днём стоит тишина. И только рыжеволосая фигура в шляпе неустанно трудится, ухаживая за могилами. Это красноярка Ольга Аржаных — аскетичная женщина, живущая в хижине прямо у мест захоронений. В узких кругах «загадочная отшельница» известна как профессиональный юрист и бывший прокурор, а позже — историк и краевед. На смену профессии её побудила просьба Виктора Петровича Астафьева, который хотел видеть её новым главой культурно-исторического общества «Некрополь». Переехала на кладбище она в 90-е, а в последнее время совсем не выезжала в Красноярск. Вместо этого каждый день уже 32 года она проводит за работой, присматривает за могилами известных земляков. Она уверена, что если бросит это делать, то никто другой за некрополем не присмотрит. — «Надо жить так, как будто судьба России зависит только от меня», — так красноярка описывает своё жизненное кредо, повторяя слова русского военачальника Лавра Корнилова. В период студенчества она выходила замуж, но её супруг умер через полтора года. С тех пор она всегда была одна, и у своей хижины не жалует незваных гостей. Однако с теплом вспоминает тех, кто приходил ей помогать. — Один человечек у меня есть, который помогал мне на кладбище. Вот молодец был! Как мы с ним работали вдвоём, а. Михаил. Вот если бы у меня был хоть один рабочий, я бы кладбище перевернула… ну, в хорошем смысле слова, — шутит Ольга. Живёт Ольга в небольшом доме, в компании десятков икон и сухих цветов. Водопровода и печки там нет, а еду приносят друзья-музейщики. Они же помогают Аржаных издавать книги, которые та пишет в свободное время. ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    11 классов
    Письмо А.С. Пушкина Д.Н. Гончарову с просьбой одолжить ему денег. 📜 Ориентировочная дата: Май – июнь 1833 г. Язык документа: французский Аннотация: В письме Александр Сергеевич Пушкин обращается к брату жены Д.Н. Гончарову с просьбой одолжить для него у кн. В.С. Голицына 6000 рублей в связи с предстоящими родами Натальи Николаевны. Он жалуется на материальные затруднения, связанные с необходимостью жить в Петербурге, на невозможность целиком посвятить себя литературному труду, выражает опасение, что в случае его смерти семья останется в нищете. Пушкин также просит Гончарова поговорить с матерью Натальи Николаевны Натальей Ивановной о возможности получения части наследства своей жены. ✅ Историческая справка: Автограф А.С. Пушкина был обнаружен в 1970 г. И.М. Ободовской и М.А. Дементьевым среди писем сестер Гончаровых в ф. № 1265, оп. 1, ед.хр. 3252, «Фамильные письма Гончаровых. На франц. яз.». В архив фонд поступил из Калужского губернского архивного бюро в 1926–1927 гг., куда в 1922 г. был вывезен из имения Полотняный завод. ✅ Место хранения документа: Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив древних актов». Архивный шифр: РГАДА. Ф. 1265. Оп. 1. Ед. хр. 3252. Л. 269–270. ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    1 класс
    В поисках Лукоморья: все следы ведут в Архангельскую область. Павел Вялых, адвокат, советник президента Международного объединения детективов, провёл собственное историческое расследование в поисках загадочной страны из произведения Александра Пушкина. Павел Вялых живёт и работает в Санкт-Петербурге, возглавляет Поморское землячество. А ещё Павел занимается историей и краеведением, особенно его интересует Холмогорский район, где жили его предки. «Правда Севера» уже публиковала его исследование, в котором он рассказывал, как выходцы из Архангельской губернии влияли на деловую, общественную и культурную жизнь Санкт-Петербурга и страны на примере семьи Рянгиных. Будучи профессиональным юристом, Павел пишет кандидатскую диссертацию, в которой исследует историю судоходства в Архангельской губернии в XIX веке. За основу он взял деятельность своего прадеда Семёна Куликова, который в селе Курья Холмогорского уезда держал флот из шести судов. У Павла есть ещё одна исследовательская работа — она посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина, а конкретно — его поэме «Руслан и Людмила». В этой работе он приводит аргументы в пользу того, что Пушкин под Лукоморьем подразумевал наше Поморье. Его работа под названием «Историко-психологическое исследование границ Лукоморья» уже опубликована в сборнике докладов международной научной конференции Международной ассоциации исторической психологии имени профессора Старцева. Конференция прошла в мае 2024 года в Санкт-Петербурге, сборник вышел под редакцией доктора исторических наук, профессора Сергея Полторака. И сегодня наш разговор с Павлом на тему этого исторического расследования. – Павел, какую цель вы ставили, когда начинали эту работу? – Цель одна — подарить интересную идею моей любимой Архангельской области. Сказочное «Лукоморье» могло бы стать одним из туристических брендов, тем более что оно созвучно с географическим названием региона — Поморье. – И всё же ваша работа научная, коль попала в научный сборник. Означает ли это, что к ней благосклонно отнеслись учёные, специализирующиеся на исследовании творчества Пушкина? – Они к ней относятся по-разному, кто‑то — скептически. Но мне важно, что Сергей Николаевич Полторак, доктор исторических наук, воспринял мои доводы. И особенно мне дорога оценка моей любимой учительницы Галины Михайловны Бирюзовой. Она в 17‑й школе Архангельска, где я учился, преподавала литературу. Именно она привила нам любовь к Пушкину. Поэтому своё исследование я послал ей одной из первых — и она горячо меня поддержала. Это меня вдохновило. – Тогда обратимся к вашему историческому расследованию. От чего вы отталкивались, начиная его? – От названия. «Лукоморье» встречается в различных исторических и литературных источниках. Один из первых — «Повесть временных лет» — определял данную местность на Севере, в районе Карского моря. И на карте Российской империи конца 1720 года именно в этом месте Лукоморье нанесено как географический объект. Впрочем, на старых картах были и другие его локализации. Также мы знаем, что на территории Русского Севера располагалась таинственная и загадочная страна Биармия. Михайло Ломоносов сообщил о ней в своих исторических трудах, указав, что предположительно она находилась на территории современной Архангельской области. Биармия и Лукоморье: одна реально существующая древняя страна, другая — мифологизированная. – Ваши оппоненты наверняка возразят вам, упомянув, что Пушкин не бывал на Севере, зато путешествовал по югу страны. Поэтому высказываются предположения, что Лукоморье находится в Крыму… – Пушкин не был на Севере, но он очень им интересовался. Например, освоением Северного морского пути, включая экспедиции Семёна Дежнёва и Федота Алексеева. Кстати, Федот Алексеев был родом из Холмогор. Пушкин также читал труды Ломоносова, недаром он его назвал «нашим первым университетом». – То есть Пушкин мог узнать из трудов Ломоносова и про Биармию? – Да, и как поэт он мог эту древнюю страну превратить в волшебную, сказочную в своей поэме. Пушкин, когда писал предисловие к поэме «Руслан и Людмила», жил в петербургском районе Коломна. Там проживало много выходцев из северных областей, в среде которых поэт мог почерпнуть ряд образов для своего произведения. – Это могло задать произведению северный вектор? – Весь сюжет поэмы «Руслан и Людмила» состоит в описании путешествия героев на север, в земли доброго волшебника –финна. Старуха-колдунья указывает Рогдаю, где искать похитителя Людмилы: «Она дорожною клюкой Ему на север указала». Или: «Зима приближилась — Руслан Свой путь отважно продолжает, На дальный север»… В одном из стихотворений поэт говорит, что, устав от людей, он и сам направляет свой разум на север: «Стремлюсь привычною мечтою К студёным северным волнам. Меж белоглавой их толпою Открытый остров вижу там. Печальный остров — берег дикой Усеян зимнею брусникой, Увядшей тундрою покрыт И хладной пеною подмыт. Сюда порою приплывает Отважный северный рыбак, Здесь невод мокрый расстилает И свой разводит он очаг. Сюда погода волновая Заносит утлый мой челнок». – Такое мысленное устремление поэта на север вы считаете важным аргументом в споре, где же находилось сказочное Лукоморье? – Главным посылом моего исследования является то, что все образы, которые приводит поэт, объединяются воедино только на Русском Севере. Все пушкинские образы встречаются в северном фольклоре, а многие из него и вышли. Зелёный дуб — древо жизни, встречающееся в мифологии финских народов, расположенное на краю земли и особо почитаемое ими. С древом жизни связано большое количество легенд и преданий. Немудрено, что новгородцы, поселившиеся по соседству с чудскими племенами, переняли эти предания. Ходящий по цепи кот широко распространён в народном фольклоре, прежде всего как кот Баюн. Почему бы также не допустить, что в образе учёного кота поэт мог запечатлеть и Михаила Васильевича Ломоносова? – На ваш взгляд, что имел в виду поэт, когда писал: «Там чудеса, там леший бродит»? – Чудеса — северное сияние, а леший — выходец из легендарного чудского лесного народа. Сидящая на ветвях русалка — широко распространённый мифологический персонаж. Встречалась и любопытная версия, что русалки были ныряльщицами за жемчугом. – «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». О каких невиданных зверях мог говорить поэт в этих строках? – В поморских заговорах и преданиях упоминается зверь Индрик, который имеет несколько образов: один из них в виде единорога, часто встречающегося в северной росписи. Среди невиданных зверей в северном народном творчестве часто встречались птица Сирин — пермогорская роспись, Полкан, человек-лошадь — каргопольская игрушка. Безусловно, с этими образами поэт мог непосредственно сталкиваться в быту, разглядывая замысловатые узоры прялок, сундуков, игрушек и других предметов быта. Помимо сказочных невиданных зверей Север для современников поэта был наполнен вполне реальными, встречающимися только там животными: белыми медведями, моржами, белухами, и даже, как уже упоминалось, единорогом. За единорога принимали нарвала, китообразное существо среднего размера, имеющее большой бивень, который вырастает до трёх метров. И этот бивень напоминал рог мифического единорога. Сухопутные народы придумали его образ — изящный конь с острым длинным рогом. Образ этого сказочного зверя прекрасен, и неслучайно о нём сложено столько легенд. И этот «невиданный зверь» тоже мог привлечь внимание поэта. – А избушка на курьих ножках? Она тоже родом с севера? – Избушка на курьих ножках, стоящая «без окон, без дверей», отсылает нас к вполне реальным и ныне встречающимся на севере постройкам, стоящим на длинных стойках, по‑разному используемым народами севера. В одних случаях это погребальная традиция — переход из одного мира в другой, в других — приспособление для хранения запасов, предотвращающее проникновение в него зверей и подтопление. – Тридцать витязей прекрасных с их морским дядькой — кто они в северном прочтении? – Признаться, мне трудно было найти их «северные корни». Но случайно в одной из деревень севера Архангельской области обнаружил старинный заговор, в котором, в частности, говорится: «На океане-море стоит Божий остров. На том же острове лежит белóй горючий камень Алатырь, а на камне святой пророк Илья с небесными ангелами». К нему заговаривающий обращался: «Молюся тебе, святой пророче Божий Илье, пошли 30 ангелов в златокованном платье с луки и стрелы…» Пророк Илья — один из самых уважаемых святых на Русском Севере. Пророк-воитель, управляющий стихиями воды и огня, — чем не предводитель морского воинства из народного эпоса? – А кто мог быть прообразом колдуна, несущего богатыря? – Здесь явный отсыл к битве Руслана с Карлом. И мы видим любопытное совпадение: Пушкин называет его не Карликом, а именно Карлом. Известно, что Карлами были все шведские короли. – В поэме говорится о буром волке, который верно служит царевне, томящейся в темнице. Хотя логичнее было бы предположить, что бурым может быть медведь… – Этот образ вызывает у меня наибольший интерес. Полагаю, что он может нас относить к страшной судьбе царевича Ивана VI, свергнутого с престола, а также членов его семьи — царевны Анны Леопольдовны, заключённой в архиерейском доме в Холмогорах, и её супруга Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Из двух частей его фамилии следует бурый (браун) волк (вульф). Повторюсь, указанные аналогии являются лишь гипотетическим предположением, однако следует заметить, что Александр Сергеевич был блестяще образован, работал с историческими архивами и, безусловно, был осведомлён о трагической судьбе Брауншвейгского семейства, пребывавшего в заточении на родине так почитаемого им Ломоносова. – Про образы Бабы-яги и Кащея Бессмертного написана не одна научная работа. У вас какая версия? – Мне хотелось бы привести размышления по этому поводу советского поэта Леонида Мартынова в его стихотворении «Лукоморье», написанном в 1945 году, в котором он рассказывает о путешествии в Лукоморье своего пращура: «Здравствуй, северная Русь! Ты, Югра-соседка, здравствуй! Сказка, здесь над былью властвуй! Различить вас не берусь… …Что мой пращур? Голытьба! Он в лохмотьях шёл тайгою. Но свела его судьба с мудрой бабою-ягою, То есть с женщиной в яге — в тёплой северной одежде… Я о встрече той в тайге вспоминаю и в надежде, Что этнографы прочтут и обдумать им придётся Всё изложенное тут. Шуба женская зовётся Там, на севере, ягой. Знай, этнограф дорогой!.. …Знаю я: Где север дик, Где сполоха ал язык, – Там и будет Лукоморье!» Как видим, и мнение автора приведённых строк также склоняется к северной локализации пушкинского Лукоморья. А яга — это женская одежда, вывернутая мехом наружу. Одетая в неё женщина и была бабой-ягой. Образ Кощея Бессмертного также часто встречается в различных преданиях северных народов. Там есть упоминания про Йомалу, сидящего с блюдом золотых монет. По одной из версий, викинги разорили божество непосредственно на Курострове, находящемся напротив Холмогор. Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как «сухой», «худой», «тощий». Те же значения имеет славянское мужское имя Кощей. В «Списке населённых местностей по церковным приходам в Емецком регионе Архангельской губернии за 1888 год» встретилось название деревни Кощеиха. Располагалась она рядом со старинным селом Емецк. В прошлом веке деревня вошла в состав села. Где изначально располагалась емецкая Кощеиха? Если продвигаться от центра Емецка в сторону автодороги М-8 Москва — Архангельск по улице Горончаровского, миновать перекрёсток, образованный этими дорогой и улицей, то первая возвышенность укажет место деревни. Многие деревни получали названия от имени её основателя. Следует сказать, что мужское славянское имя Кощей встречается во многих документах русского Средневековья. Потомки носителей этого имени получили фамилию Кощеев. От имён их предков получили названия деревни. Они встречаются в Вологодской, Владимирской, Ивановской, Московской, Ярославской и других областях. Тверская область даже провозгласила себя родиной Кощея Бессмертного. Возможно, мужик по имени Кощей срубил дом рядом с селом, увековечив тем самым своё имя? Подсказка нашлась в первой описи 1565 года Антониево-Сийского монастыря (20 вёрст к северу от Емецка): «в Емецком стану у большого села на реке Емце имелся монастырек девичий (женский) Иоанна Предтечи, а в вотчинки у того монастыря было четыре деревни живущих… та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулиной деревне и Кощеевой горе». Полвека спустя, в 1621 году, ещё одно упоминание — в Жалованной грамоте Антониево-Сийскому монастырю: «Та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулинской деревни и Кощеевы горы». Таким образом, Кощеева гора дала имя основанной на ней деревне. Кто же и когда так назвал саму гору? На Север бежали вольнолюбивые новгородцы — язычники. Несли с собой песни и былины. Пели, сказывали их кощуны, волхвы, баяны, скоморохи. В самом селе, под главами христианских церквей, это было делать нельзя, потому что считалось кощунством. А вот за его пределами — почему бы и нет? Есть ещё одна версия этимологии названия горы: горка невысокая, невзрачная, могла казаться «худой», «тощей». Или кощей — как оказалось, эти исследование и версия принадлежат краеведу из Архангельска Александру Чашеву. Пушкин использовал образ худого высокого старика, скупого царя, заменив в его имени «о» на «а»: «Там царь Кащей над златом чахнет». – «Там русский дух, там Русью пахнет…» – И эта строчка тоже отсылает нас на Север. Испокон веков истинная деревянная Русь с её преданиями, сказаниями, морозами и природными красотами была на Севере. В свободном от нашествий татар и крепостного гнёта мире изначальной Руси, живущей по старинным укладам и традициям предков. Сюда шли новгородцы, осваивая новые земли. Сюда уходили староверы в попытках сохранить веру от церковных реформ. Здесь отважные мореходы отправлялись к заморским берегам и стояли на пути географических открытий, исследуя Северный морской путь. Здесь на каменных островах был основан удивительный Соловецкий монастырь, святыня Руси, где мечтал побывать каждый православный христианин — на Русский Север уже много веков отправляются путешественники с разных концов земли, чтобы полюбоваться исконным деревянным зодчеством, домами-ковчегами, украшенными затейливыми изразцами, самобытной девственной природой и необыкновенными душой людьми. Право каждого — соглашаться или нет с моим мнением. На то оно и сказочное Лукоморье, чтобы быть и оставаться сказкой, будоражить умы людей. Но если Великий Устюг — родина Деда Мороза, то почему бы Архангельской области не стать страной Лукоморье? Тем более что название Поморье с Лукоморьем весьма созвучно. Если кто‑то не согласится с моими доводами, готов выслушать контраргументы. Но как юрист, занимающийся детективными расследованиями, хочу сказать, что по большому счёту мою версию подтвердить или опровергнуть мог бы только сам Пушкин… Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО Фото Аллы Валуйских https://pravdasevera.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru
    2 комментария
    2 класса
    Табель о рангах 12 февраля 1721 г. 📜 Является первоначальным вариантом «Табели о рангах». На документе имеются подпись императора Петра Первого и, после записи (сделанной, очевидно, со слов Петра) «Сие не публиковать не печатать до сентября месяца, дабы ещё осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже» его собственноручная резолюция: «учинить по сему, февраля в 12 д. 1721 г.». Документ представляет собой таблицу соответствия старшинства чинов «воинских сухопутных», «воинских морских», статских и придворных. Впоследствии таблица была дополнена разделением всех чинов на 14 классов и введением ещё двух категорий воинских чинов: «Гвардия» и «Артиллерийские»; соответствие между некоторыми чинами было изменено (например, по первоначальному варианту «канцлер» был приравнен к «генералам» и «адмиралам прочих флагов», а по окончательному – к «генерал-фельдмаршалу» и «генерал-адмиралу»). В переработанном варианте объявлена в виде именного указа, данного Сенату 24 января 1722 г. (указ опубликован: ПСЗ I. Т. 6. № 3890). Первоначальный вариант текстовой части «Табели о рангах» также хранится в РГАВМФ (Ф. 223. On. 1. Ед. хр. 25. Л. 39–45). «Табель о рангах», названная известным историком д.и.н. Е.В. Анисимовым «одним из важнейших документов русской истории» (Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 306), фактически легла в основу системы государственного управления России, просуществовавшей с изменениями до 1917 г. Все чины были разделены на воинские (с подразделением на гвардейские, «сухопутные», морские и артиллерийские), гражданские («статские») и придворные, при чём устанавливалось соответствие между чинами различных категорий (с помощью введения понятия «классов» или рангов). Введение «Табели о рангах» закрепляло принцип нового критерия службы – личной выслуги, заставляя начинать службу с самого нижнего, 14-го класса. Существенное значение имело введение чётко регламентированной возможности выслужить дворянство путём достижения определённого ранга. Специальных работ, посвященных истории создания «Табели о рангах», не выявлено. Историк С.М. Соловьев полагал, что документ составлен в январе 1722 г. сенаторами Головкиным, Брюсом и генерал-майорами Матюшкиным и Дмитриевым-Мамоновым (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. XVIII), что опровергается существованием варианта 1721 г. По другому предположению, первоначальный вариант «Табели» разработал А.И. Остерман (Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1887. С. 28). Вместе с тем очевидно, что в разработке документа непосредственное участие принимал Петр I. Современные историки Е.В. Анисимов и Л.Е. Шепелёв в своих исследованиях упоминают о существовании проекта 1721 г., при чём Л.Е. Шепелёв почти полностью воспроизводит имеющуюся на таблице 1721 г. надпись, утверждённую Петром I (см. выше) (Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. XVIII – начало XX в. СПб., 2001. С. 134; вероятно, надпись воспроизведена по исследованию В.А. Евреинова). Ссылка на РГАВМФ, где хранится таблица, при этом не даётся. Документ неоднократно экспонировался: в 1948 г. – в Главном архивном управлении МВД СССР (г. Москва) на выставке, посвященной 30-летию архивного строительства; в 1996 г. – в РГИА на выставке, посвященной 300-летию российского флота; в 1998 г. – в Государственном Эрмитаже, на выставке, посвященной 275-летию РГАВМФ; в 2003 г. – в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) на выставке, посвященной 280-летию РГАВМФ. Историческая справка: Документ входит в состав фонда 223 Рукописи Петра Великого и другие документы, поступившие из Адмиралтейств-совета (коллекция). В 1872 г. эти рукописи, хранившиеся в зале Адмиралтейств-совета, были описаны Ф.Ф. Веселаго и Н.А. Коргуевым, а затем проаннотированы в «Описании дел архива Морского министерства» (Т. 1. СПб., 1877). Окончательно переданы из Адмиралтейств-совета в Архив Морского министерства в 1914 г. https://unikdoc.rusarchives.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    5 классов
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК