В поисках Лукоморья: все следы ведут в Архангельскую область. Павел Вялых, адвокат, советник президента Международного объединения детективов, провёл собственное историческое расследование в поисках загадочной страны из произведения Александра Пушкина. Павел Вялых живёт и работает в Санкт-Петербурге, возглавляет Поморское землячество. А ещё Павел занимается историей и краеведением, особенно его интересует Холмогорский район, где жили его предки. «Правда Севера» уже публиковала его исследование, в котором он рассказывал, как выходцы из Архангельской губернии влияли на деловую, общественную и культурную жизнь Санкт-Петербурга и страны на примере семьи Рянгиных. Будучи профессиональным юристом, Павел пишет кандидатскую диссертацию, в которой исследует историю судоходства в Архангельской губернии в XIX веке. За основу он взял деятельность своего прадеда Семёна Куликова, который в селе Курья Холмогорского уезда держал флот из шести судов. У Павла есть ещё одна исследовательская работа — она посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина, а конкретно — его поэме «Руслан и Людмила». В этой работе он приводит аргументы в пользу того, что Пушкин под Лукоморьем подразумевал наше Поморье. Его работа под названием «Историко-психологическое исследование границ Лукоморья» уже опубликована в сборнике докладов международной научной конференции Международной ассоциации исторической психологии имени профессора Старцева. Конференция прошла в мае 2024 года в Санкт-Петербурге, сборник вышел под редакцией доктора исторических наук, профессора Сергея Полторака. И сегодня наш разговор с Павлом на тему этого исторического расследования. – Павел, какую цель вы ставили, когда начинали эту работу? – Цель одна — подарить интересную идею моей любимой Архангельской области. Сказочное «Лукоморье» могло бы стать одним из туристических брендов, тем более что оно созвучно с географическим названием региона — Поморье. – И всё же ваша работа научная, коль попала в научный сборник. Означает ли это, что к ней благосклонно отнеслись учёные, специализирующиеся на исследовании творчества Пушкина? – Они к ней относятся по-разному, кто‑то — скептически. Но мне важно, что Сергей Николаевич Полторак, доктор исторических наук, воспринял мои доводы. И особенно мне дорога оценка моей любимой учительницы Галины Михайловны Бирюзовой. Она в 17‑й школе Архангельска, где я учился, преподавала литературу. Именно она привила нам любовь к Пушкину. Поэтому своё исследование я послал ей одной из первых — и она горячо меня поддержала. Это меня вдохновило. – Тогда обратимся к вашему историческому расследованию. От чего вы отталкивались, начиная его? – От названия. «Лукоморье» встречается в различных исторических и литературных источниках. Один из первых — «Повесть временных лет» — определял данную местность на Севере, в районе Карского моря. И на карте Российской империи конца 1720 года именно в этом месте Лукоморье нанесено как географический объект. Впрочем, на старых картах были и другие его локализации. Также мы знаем, что на территории Русского Севера располагалась таинственная и загадочная страна Биармия. Михайло Ломоносов сообщил о ней в своих исторических трудах, указав, что предположительно она находилась на территории современной Архангельской области. Биармия и Лукоморье: одна реально существующая древняя страна, другая — мифологизированная. – Ваши оппоненты наверняка возразят вам, упомянув, что Пушкин не бывал на Севере, зато путешествовал по югу страны. Поэтому высказываются предположения, что Лукоморье находится в Крыму… – Пушкин не был на Севере, но он очень им интересовался. Например, освоением Северного морского пути, включая экспедиции Семёна Дежнёва и Федота Алексеева. Кстати, Федот Алексеев был родом из Холмогор. Пушкин также читал труды Ломоносова, недаром он его назвал «нашим первым университетом». – То есть Пушкин мог узнать из трудов Ломоносова и про Биармию? – Да, и как поэт он мог эту древнюю страну превратить в волшебную, сказочную в своей поэме. Пушкин, когда писал предисловие к поэме «Руслан и Людмила», жил в петербургском районе Коломна. Там проживало много выходцев из северных областей, в среде которых поэт мог почерпнуть ряд образов для своего произведения. – Это могло задать произведению северный вектор? – Весь сюжет поэмы «Руслан и Людмила» состоит в описании путешествия героев на север, в земли доброго волшебника –финна. Старуха-колдунья указывает Рогдаю, где искать похитителя Людмилы: «Она дорожною клюкой Ему на север указала». Или: «Зима приближилась — Руслан Свой путь отважно продолжает, На дальный север»… В одном из стихотворений поэт говорит, что, устав от людей, он и сам направляет свой разум на север: «Стремлюсь привычною мечтою К студёным северным волнам. Меж белоглавой их толпою Открытый остров вижу там. Печальный остров — берег дикой Усеян зимнею брусникой, Увядшей тундрою покрыт И хладной пеною подмыт. Сюда порою приплывает Отважный северный рыбак, Здесь невод мокрый расстилает И свой разводит он очаг. Сюда погода волновая Заносит утлый мой челнок». – Такое мысленное устремление поэта на север вы считаете важным аргументом в споре, где же находилось сказочное Лукоморье? – Главным посылом моего исследования является то, что все образы, которые приводит поэт, объединяются воедино только на Русском Севере. Все пушкинские образы встречаются в северном фольклоре, а многие из него и вышли. Зелёный дуб — древо жизни, встречающееся в мифологии финских народов, расположенное на краю земли и особо почитаемое ими. С древом жизни связано большое количество легенд и преданий. Немудрено, что новгородцы, поселившиеся по соседству с чудскими племенами, переняли эти предания. Ходящий по цепи кот широко распространён в народном фольклоре, прежде всего как кот Баюн. Почему бы также не допустить, что в образе учёного кота поэт мог запечатлеть и Михаила Васильевича Ломоносова? – На ваш взгляд, что имел в виду поэт, когда писал: «Там чудеса, там леший бродит»? – Чудеса — северное сияние, а леший — выходец из легендарного чудского лесного народа. Сидящая на ветвях русалка — широко распространённый мифологический персонаж. Встречалась и любопытная версия, что русалки были ныряльщицами за жемчугом. – «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». О каких невиданных зверях мог говорить поэт в этих строках? – В поморских заговорах и преданиях упоминается зверь Индрик, который имеет несколько образов: один из них в виде единорога, часто встречающегося в северной росписи. Среди невиданных зверей в северном народном творчестве часто встречались птица Сирин — пермогорская роспись, Полкан, человек-лошадь — каргопольская игрушка. Безусловно, с этими образами поэт мог непосредственно сталкиваться в быту, разглядывая замысловатые узоры прялок, сундуков, игрушек и других предметов быта. Помимо сказочных невиданных зверей Север для современников поэта был наполнен вполне реальными, встречающимися только там животными: белыми медведями, моржами, белухами, и даже, как уже упоминалось, единорогом. За единорога принимали нарвала, китообразное существо среднего размера, имеющее большой бивень, который вырастает до трёх метров. И этот бивень напоминал рог мифического единорога. Сухопутные народы придумали его образ — изящный конь с острым длинным рогом. Образ этого сказочного зверя прекрасен, и неслучайно о нём сложено столько легенд. И этот «невиданный зверь» тоже мог привлечь внимание поэта. – А избушка на курьих ножках? Она тоже родом с севера? – Избушка на курьих ножках, стоящая «без окон, без дверей», отсылает нас к вполне реальным и ныне встречающимся на севере постройкам, стоящим на длинных стойках, по‑разному используемым народами севера. В одних случаях это погребальная традиция — переход из одного мира в другой, в других — приспособление для хранения запасов, предотвращающее проникновение в него зверей и подтопление. – Тридцать витязей прекрасных с их морским дядькой — кто они в северном прочтении? – Признаться, мне трудно было найти их «северные корни». Но случайно в одной из деревень севера Архангельской области обнаружил старинный заговор, в котором, в частности, говорится: «На океане-море стоит Божий остров. На том же острове лежит белóй горючий камень Алатырь, а на камне святой пророк Илья с небесными ангелами». К нему заговаривающий обращался: «Молюся тебе, святой пророче Божий Илье, пошли 30 ангелов в златокованном платье с луки и стрелы…» Пророк Илья — один из самых уважаемых святых на Русском Севере. Пророк-воитель, управляющий стихиями воды и огня, — чем не предводитель морского воинства из народного эпоса? – А кто мог быть прообразом колдуна, несущего богатыря? – Здесь явный отсыл к битве Руслана с Карлом. И мы видим любопытное совпадение: Пушкин называет его не Карликом, а именно Карлом. Известно, что Карлами были все шведские короли. – В поэме говорится о буром волке, который верно служит царевне, томящейся в темнице. Хотя логичнее было бы предположить, что бурым может быть медведь… – Этот образ вызывает у меня наибольший интерес. Полагаю, что он может нас относить к страшной судьбе царевича Ивана VI, свергнутого с престола, а также членов его семьи — царевны Анны Леопольдовны, заключённой в архиерейском доме в Холмогорах, и её супруга Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Из двух частей его фамилии следует бурый (браун) волк (вульф). Повторюсь, указанные аналогии являются лишь гипотетическим предположением, однако следует заметить, что Александр Сергеевич был блестяще образован, работал с историческими архивами и, безусловно, был осведомлён о трагической судьбе Брауншвейгского семейства, пребывавшего в заточении на родине так почитаемого им Ломоносова. – Про образы Бабы-яги и Кащея Бессмертного написана не одна научная работа. У вас какая версия? – Мне хотелось бы привести размышления по этому поводу советского поэта Леонида Мартынова в его стихотворении «Лукоморье», написанном в 1945 году, в котором он рассказывает о путешествии в Лукоморье своего пращура: «Здравствуй, северная Русь! Ты, Югра-соседка, здравствуй! Сказка, здесь над былью властвуй! Различить вас не берусь… …Что мой пращур? Голытьба! Он в лохмотьях шёл тайгою. Но свела его судьба с мудрой бабою-ягою, То есть с женщиной в яге — в тёплой северной одежде… Я о встрече той в тайге вспоминаю и в надежде, Что этнографы прочтут и обдумать им придётся Всё изложенное тут. Шуба женская зовётся Там, на севере, ягой. Знай, этнограф дорогой!.. …Знаю я: Где север дик, Где сполоха ал язык, – Там и будет Лукоморье!» Как видим, и мнение автора приведённых строк также склоняется к северной локализации пушкинского Лукоморья. А яга — это женская одежда, вывернутая мехом наружу. Одетая в неё женщина и была бабой-ягой. Образ Кощея Бессмертного также часто встречается в различных преданиях северных народов. Там есть упоминания про Йомалу, сидящего с блюдом золотых монет. По одной из версий, викинги разорили божество непосредственно на Курострове, находящемся напротив Холмогор. Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как «сухой», «худой», «тощий». Те же значения имеет славянское мужское имя Кощей. В «Списке населённых местностей по церковным приходам в Емецком регионе Архангельской губернии за 1888 год» встретилось название деревни Кощеиха. Располагалась она рядом со старинным селом Емецк. В прошлом веке деревня вошла в состав села. Где изначально располагалась емецкая Кощеиха? Если продвигаться от центра Емецка в сторону автодороги М-8 Москва — Архангельск по улице Горончаровского, миновать перекрёсток, образованный этими дорогой и улицей, то первая возвышенность укажет место деревни. Многие деревни получали названия от имени её основателя. Следует сказать, что мужское славянское имя Кощей встречается во многих документах русского Средневековья. Потомки носителей этого имени получили фамилию Кощеев. От имён их предков получили названия деревни. Они встречаются в Вологодской, Владимирской, Ивановской, Московской, Ярославской и других областях. Тверская область даже провозгласила себя родиной Кощея Бессмертного. Возможно, мужик по имени Кощей срубил дом рядом с селом, увековечив тем самым своё имя? Подсказка нашлась в первой описи 1565 года Антониево-Сийского монастыря (20 вёрст к северу от Емецка): «в Емецком стану у большого села на реке Емце имелся монастырек девичий (женский) Иоанна Предтечи, а в вотчинки у того монастыря было четыре деревни живущих… та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулиной деревне и Кощеевой горе». Полвека спустя, в 1621 году, ещё одно упоминание — в Жалованной грамоте Антониево-Сийскому монастырю: «Та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулинской деревни и Кощеевы горы». Таким образом, Кощеева гора дала имя основанной на ней деревне. Кто же и когда так назвал саму гору? На Север бежали вольнолюбивые новгородцы — язычники. Несли с собой песни и былины. Пели, сказывали их кощуны, волхвы, баяны, скоморохи. В самом селе, под главами христианских церквей, это было делать нельзя, потому что считалось кощунством. А вот за его пределами — почему бы и нет? Есть ещё одна версия этимологии названия горы: горка невысокая, невзрачная, могла казаться «худой», «тощей». Или кощей — как оказалось, эти исследование и версия принадлежат краеведу из Архангельска Александру Чашеву. Пушкин использовал образ худого высокого старика, скупого царя, заменив в его имени «о» на «а»: «Там царь Кащей над златом чахнет». – «Там русский дух, там Русью пахнет…» – И эта строчка тоже отсылает нас на Север. Испокон веков истинная деревянная Русь с её преданиями, сказаниями, морозами и природными красотами была на Севере. В свободном от нашествий татар и крепостного гнёта мире изначальной Руси, живущей по старинным укладам и традициям предков. Сюда шли новгородцы, осваивая новые земли. Сюда уходили староверы в попытках сохранить веру от церковных реформ. Здесь отважные мореходы отправлялись к заморским берегам и стояли на пути географических открытий, исследуя Северный морской путь. Здесь на каменных островах был основан удивительный Соловецкий монастырь, святыня Руси, где мечтал побывать каждый православный христианин — на Русский Север уже много веков отправляются путешественники с разных концов земли, чтобы полюбоваться исконным деревянным зодчеством, домами-ковчегами, украшенными затейливыми изразцами, самобытной девственной природой и необыкновенными душой людьми. Право каждого — соглашаться или нет с моим мнением. На то оно и сказочное Лукоморье, чтобы быть и оставаться сказкой, будоражить умы людей. Но если Великий Устюг — родина Деда Мороза, то почему бы Архангельской области не стать страной Лукоморье? Тем более что название Поморье с Лукоморьем весьма созвучно. Если кто‑то не согласится с моими доводами, готов выслушать контраргументы. Но как юрист, занимающийся детективными расследованиями, хочу сказать, что по большому счёту мою версию подтвердить или опровергнуть мог бы только сам Пушкин… Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО Фото Аллы Валуйских https://pravdasevera.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru
    2 комментария
    2 класса
    Табель о рангах 12 февраля 1721 г. 📜 Является первоначальным вариантом «Табели о рангах». На документе имеются подпись императора Петра Первого и, после записи (сделанной, очевидно, со слов Петра) «Сие не публиковать не печатать до сентября месяца, дабы ещё осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже» его собственноручная резолюция: «учинить по сему, февраля в 12 д. 1721 г.». Документ представляет собой таблицу соответствия старшинства чинов «воинских сухопутных», «воинских морских», статских и придворных. Впоследствии таблица была дополнена разделением всех чинов на 14 классов и введением ещё двух категорий воинских чинов: «Гвардия» и «Артиллерийские»; соответствие между некоторыми чинами было изменено (например, по первоначальному варианту «канцлер» был приравнен к «генералам» и «адмиралам прочих флагов», а по окончательному – к «генерал-фельдмаршалу» и «генерал-адмиралу»). В переработанном варианте объявлена в виде именного указа, данного Сенату 24 января 1722 г. (указ опубликован: ПСЗ I. Т. 6. № 3890). Первоначальный вариант текстовой части «Табели о рангах» также хранится в РГАВМФ (Ф. 223. On. 1. Ед. хр. 25. Л. 39–45). «Табель о рангах», названная известным историком д.и.н. Е.В. Анисимовым «одним из важнейших документов русской истории» (Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 306), фактически легла в основу системы государственного управления России, просуществовавшей с изменениями до 1917 г. Все чины были разделены на воинские (с подразделением на гвардейские, «сухопутные», морские и артиллерийские), гражданские («статские») и придворные, при чём устанавливалось соответствие между чинами различных категорий (с помощью введения понятия «классов» или рангов). Введение «Табели о рангах» закрепляло принцип нового критерия службы – личной выслуги, заставляя начинать службу с самого нижнего, 14-го класса. Существенное значение имело введение чётко регламентированной возможности выслужить дворянство путём достижения определённого ранга. Специальных работ, посвященных истории создания «Табели о рангах», не выявлено. Историк С.М. Соловьев полагал, что документ составлен в январе 1722 г. сенаторами Головкиным, Брюсом и генерал-майорами Матюшкиным и Дмитриевым-Мамоновым (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. XVIII), что опровергается существованием варианта 1721 г. По другому предположению, первоначальный вариант «Табели» разработал А.И. Остерман (Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1887. С. 28). Вместе с тем очевидно, что в разработке документа непосредственное участие принимал Петр I. Современные историки Е.В. Анисимов и Л.Е. Шепелёв в своих исследованиях упоминают о существовании проекта 1721 г., при чём Л.Е. Шепелёв почти полностью воспроизводит имеющуюся на таблице 1721 г. надпись, утверждённую Петром I (см. выше) (Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. XVIII – начало XX в. СПб., 2001. С. 134; вероятно, надпись воспроизведена по исследованию В.А. Евреинова). Ссылка на РГАВМФ, где хранится таблица, при этом не даётся. Документ неоднократно экспонировался: в 1948 г. – в Главном архивном управлении МВД СССР (г. Москва) на выставке, посвященной 30-летию архивного строительства; в 1996 г. – в РГИА на выставке, посвященной 300-летию российского флота; в 1998 г. – в Государственном Эрмитаже, на выставке, посвященной 275-летию РГАВМФ; в 2003 г. – в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) на выставке, посвященной 280-летию РГАВМФ. Историческая справка: Документ входит в состав фонда 223 Рукописи Петра Великого и другие документы, поступившие из Адмиралтейств-совета (коллекция). В 1872 г. эти рукописи, хранившиеся в зале Адмиралтейств-совета, были описаны Ф.Ф. Веселаго и Н.А. Коргуевым, а затем проаннотированы в «Описании дел архива Морского министерства» (Т. 1. СПб., 1877). Окончательно переданы из Адмиралтейств-совета в Архив Морского министерства в 1914 г. https://unikdoc.rusarchives.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    5 классов
    Найдены записи выживших в Помпеях 😨 Археолог Стивен Л. Так сообщил о найденных записях жителей города Помпеи, уничтоженного в 79 году нашей эры в результате извержения Везувия. До последнего времени считалось, что выжить удалось единицам горожан, но новые данные говорят, что спаслось несколько сотен, а то и тысяч человек. Рассказ ученого опубликовал ресурс Phys.org. Как известно, в 79 году Везувий погубил древние города Помпеи и Геркуланум. Оба были уничтожены, жизнь в них так и не возродилась. Помпеи и Геркуланум были двумя богатыми городами на побережье Италии, расположенными к югу от Неаполя. Считается, что в Помпеях проживало около 30 000 человек, в Геркулануме - около 5000 человек. Оба города владели крупными флотами, что уже намекает на то, что часть горожан могла спастись. "Извержение продолжалось более 18 часов, - пишет Стивен Так. - Человеческие останки, найденные в каждом городе, составляют лишь часть их населения. Многие предметы, которые мы могли бы найти в пепле там, где они лежали, на самом деле исчезли. Например, повозки и лошади исчезли из конюшен, корабли пропали из доков, а "сейфы" были очищены - в них не осталось денег и драгоценностей". По мнению ученого, все это говорит о том, что многие, если не большинство, жителей могли спастись. Чтобы найти таких людей, исследователь использовал римские имена, уникальные для Помпей и Геркуланума, такие как Нумерий Попидий и Авл Умбриций. Затем по архивным источникам ученый начал искать людей с такими именами, которые жили в близлежащих общинах в период после извержения. На исследование ушло восемь лет, ученый изучил десятки тысяч римских надписей, в том числе на стенах и надгробиях. "Я нашел свидетельства о более чем 200 выживших в 12 городах, - пишет исследователь. - Все они находились в основном на территории, которую контролировали Помпеи, но располагались, как правило, располагались к северу от Везувия, за пределами зоны наибольшего разрушения". Это говорит о том, что большинство выживших горожан далеко не бежали, а остались жить поблизости от погибшего города. Возможно, они остановились у своих родственников и знакомых. Не исключено также, что эти люди посещали Помпеи в поисках своих вещей, оставленных в спешке, возможно, имелись мародеры. "Некоторые семьи, которым удалось сбежать, продолжили процветать в своих новых общинах, - сообщает автор исследования. - Семья Калтилий переселилась в Остию - в то время крупный портовый город к северу от Помпеи. Там они основали храм в честь египетского божества Сераписа, который был популярен в портовых городах, где доминировала торговля зерном". Удалось узнать, что члены семьи Калтилий связывали себя узами брака с другой семьей беженцев из Помпей - Мунатиусов. Вместе они создали одну богатую и успешную большую семью. Следы беженцев были найдены и в Путеоли, втором по загруженности портовом городе римской Италии. Сегодня он называется Поццуоли. Сюда, например, переселилась семья Авла Умбриция, торговца гарумом - популярным рыбным соусом. "Не все выжившие после извержения были богатыми и добились успеха в новых общинах, - отмечает археолог. - Некоторые из них были бедны от рождения, другие, похоже, потеряли свои семейные состояния при самом извержении. Например, Фабия Секундина из Помпей, названная, видимо, в честь своего деда, богатого виноторговца, также оказалась в Путеоли. Там она вышла замуж за гладиатора Ретиария Водолея, который умер в возрасте 25 лет, оставив ее в тяжелом финансовом положении". https://rg.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    7 классов
    Правнучка нижегородских крепостных Александра Пушкина пишет новую книгу. "Основательности хочется нам сегодня и смысла. Не потому ли с тревожным интересом открываем прабабушкины сундуки, выспрашиваем у бабушек, у родственников, у земляков - кто же они были, пра- и прапрадеды наши, какие беды или события от нас скрыли. Какую жизнь преодолели? Раз кровь одна, может, и мы на что-то способны..." Так начинается книга писательницы Славяны Бушневой, трижды финалистки национальной литературной премии "Писатель года". Ее предки были крепостными Пушкиных в Большом Болдине. Они и по сей день живут в Нижегородской области. В 2021 году вышла книга Славяны "От Пушкина до меня", презентация которой прошла в музее-заповеднике "Болдино". Книга стала финалистом национальной литературной премии "Писатель года" в номинации "Реальные истории". В музее-заповеднике "Болдино" оценили книгу и пригласили как почетного гостя. За книгу управление культуры, туризма и спорта администрации Большеболдинского района Нижегородской области вручила автору благодарность. Чем же хороша книга? Полагаю, масштабностью и тщательностью подхода к теме. В книге не просто собраны сведения, фото- и архивные документы о жизни крепостных помещика Пушкина, то есть прапрадедов Славяны (кстати, упоминается и вероятность родства с поэтом. В это легко поверить, рассматривая фотографии родственников автора.) Перед читателем проходит вся история страны, вплоть до наших дней. Архивные фотографии, исторические справки и расследования - ну просто образец того, как надо исследовать свою генеалогию. А еще мы узнаем, что герои книги не просто потомки крепостных Пушкина и вероятные его родственники, но и активные проводники памяти о поэте. Славяна, как вы узнали, что ваши предки были крепостными Пушкиных? Славяна Бушнева: Свою родословную я узнала в пять лет. Каждый вечер, засыпая, слушала сквозь сон рассказы бабушки о чудесных местах, где были написаны лучшие произведения Пушкина и закончены наши любимые сказки. Проникшись историями, услышанными от бабушки по материнской линии, захотела исследовать эту ветвь. Много поколений семья моей мамы проживала в селе Большое Болдино, она окончила там Большеболдинскую среднюю школу. Родственники со временем расселились по всей Нижегородской области (Чивкуновы, Ледяевы, Коршуновы). Погружаясь в тему, я поняла, что семья, родные для любого человека - основа основ, которая зависит от каждого его члена. Усвоила истину, что все мои поступки - это не просто мои поступки, а страницы в биографии семьи, рода. Кто именно из ваших предков были крепостными Пушкина? Славяна Бушнева: История моей семьи по материнской линии начинается с Ивана Чивкунова и его жены Анны Ксенофонтовой. Смуглая и кучерявая, тоже из села Болдина. Дочь Анны - Евдокия Ивановна Чивкунова - это моя прабабушка - та самая "героиня", с которой нахожу сходство, чье происхождение так необычно и интересно. Евдокия Ивановна Чивкунова была девушкой особой красоты: невысока, стройна, с овальным лицом, смуглой кожей, с копной темных кудрявых волос, белыми зубами и с выразительно голубыми глазами. Как вы собирали материал для книги? Славяна Бушнева: Благодаря энтузиастам и людям, знающим историю болдинских мест, - знакомым моей бабушки, мамы и нашим ближайшим родственникам, которые остались проживать в Большом Болдине. И, конечно же, за "ожившие" имена моих предков благодарна Центральному архиву Нижегородской области, который подтвердил документально даты и место рождения предков конца XIX века. Слышал, что вы пишете новую книгу "Мы все по Пушкину родня"? О чем она будет? Славяна Бушнева: В ней читатель проследит, каким великий поэт видел себя и каким видим его мы - современники. Прочитает и об образах, которые нашли воплощение в памятниках и его бюстах по всей России, рассмотрит и самые уникальные из них. В книгу также войдут фотографии участников марафона "От Пушкина до меня" из разных населенных пунктов страны. Выход книги планируется после дня рождения А. С. Пушкина (6 июня 2024 года). Причастность к великому поэту дает мощный стимул. Например, я не понимала в студенчестве, почему многие, кто узнавал эту часть моей родословной, восхищенно говорили: "Надо же, тебе повезло!" Всегда отвечала: "Повезло всем нам, его соотечественникам, и всем, кто любит его в других странах". Ведь я с этим знанием выросла и всегда старалась быть лучше самой себя "вчерашней", созидать, понимать, просвещать, нести слово русское с такой же честью и достоинством, как нес его Александр Сергеевич Пушкин. Что касается марафона "От Пушкина до меня", то его можно назвать всероссийским, потому что из разных уголков России приходят фотографии с моей книгой на фоне мест, как-то связанных с поэтом. Если у кого-то нет книги, то можно взять в библиотеке. Фотографии войдут в книгу "Мы все по Пушкину родня". Книга будет презентована в имении поэта - в селе Большое Болдино этим летом. Из книги "От Пушкина до меня" "В Болдине было шесть праздников: Новый год с карнавалом в ДК, 1 Мая с демонстрацией, 7 ноября, День рождения А. С. Пушкина, Болдинская осень, День памяти поэта в феврале". "1949 год. В день смерти А. С. Пушкина меня удивлял поток людей в музее: шла интеллигенция, школьники, колхозники в телогрейках и плюшевых жакетах, старики и молодежь. Шли не потому, что посещение музея бесплатно, а потому, что работа директора музея-заповедника и всех сотрудников объединяла население села в любви к поэту, в любви к этому священному месту. Старшеклассники под руководством завуча Пелагеи Семеновны Сягиной показывали пьесы А. С. Пушкина "Русалка", "Скупой Рыцарь" или "Барышню-крестьянку" из повестей Белкина". "Его всегда можно было видеть около столпившихся и певших свои припевки старцев". Много воспоминаний о сердечности отношений Пушкина к крепостным осталось в памяти жителей Болдина. "...И приметы все наши узнал, нас не обижал оброком и барщиной не теснил. Добрый был барин, уж надо правду сказать: таких господ в окружности не было". "...Случился в те поры у нас пожар - целую улицу вымахнуло. Ну, сейчас розыски пошли: откуда началось, с чьей избы. Дознались. К барину мужика требуют. Тот уж и спину розгам приготовил. Известно, зачем к барину в те поры мужиков требовали". А кончилось дело тем, что "Александр Сергеевич ему денег на постройку выдал и бревен на избу дал". Источник: https://rg.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года.
    1 комментарий
    24 класса
    Потомок крепостных великого поэта пишет о нем книги. Исполнилось 225-лет со дня рождения "солнца русской поэзии" Александра Сергеевича Пушкина. В честь юбилея поэта по всей стране проходит множество памятных мероприятий. Прямые потомки Пушкина здравствуют и поныне. Однако, как оказалось, память о нем хранят не только родственники. В Краснодаре, Ростове-на-Дону и в Череповце Вологодской области живут сегодня члены одной большой семьи - потомки крепостных семьи поэта. Славяна Бушнева - писательница, трижды финалистка национальной литературной премии "Писатель года". В 2021 году вышла книга Бушневой "От Пушкина до меня". "Мои предки по материнской линии были крепостными у барина Сергея Пушкина, отца Александра Сергеевича Пушкина, в Болдинском имении, - говорит она в предисловии. - В книге собраны сведения, воспоминания очевидцев, сохраненные фото и архивные документы о данном периоде жизни моей семьи, а также о дальнейших судьбах детей, произошедших от крепостных помещика Пушкина, то есть моих прапрадедов". Свою родословную Славяна знала с пяти лет - благодаря бабушке. Та вместо колыбельных рассказывала внучке о Болдине, где жила и ее семья, и семья барина, о лучших сказках Пушкина. - Семьи моих прапрапрапрабабушки и прапрапрадедушки по линии мамы были крепостными у отца и дяди поэта, - рассказывает она. - Пушкина как барина очень любили и уважали, как доброго человека, поэтому и усадьба Пушкина сохранилась, мы можем ею любоваться. Все остальные барские усадьбы других помещиков в окрестностях Болдино до нас не дошли. В своей книге "От Пушкина до меня" писательница рассказывает в том числе историю об отъезде поэта из Болдино - вероятно, осенью 1830 года. Записано Иваном Васильевичем Киреевым, потомственным писарем села Болдина, со слов видевших поэта: "Александр Сергеевич выезжал из Болдина в тяжелой карете на тройке лошадей. Когда лошади спустились с горы и выбежали на мост, перекинутый через реку Азанку, ветхий мост не выдержал тяжести и провалился. Но Александр Сергеевич отделался благополучно. Он вернулся пешим домой, где еще застал за веселой беседой и закусками провожающих его, и тут же попросил причт отслужить благодарственный молебен... На берегу Азанки, невдалеке от селения, стояла ветряная мельница и сторожка Мирона Ургунина. Вот к нему-то, Мирону, и поспешил Пушкин. Мирон стал сзывать людей тащить карету. Мужики из-за любви к Пушкину дружно пришли и карету вытянули". - А что для вас значит Пушкин? - спрашиваю Славяну. - Пушкин всегда будет современен. Он несет в себе живое ощущение связи времен, пробуждает чувство Родины, чувство истории. Моя "причастность" к семье великого поэта дает мощный стимул. Например, я не понимала в студенчестве, почему многие, кто узнавал эту часть моей родословной, восхищенно говорили: "Надо же, тебе повезло!" Всегда отвечала: "Повезло всем нам, его соотечественникам, и всем, кто любит его в других странах". С этим "знанием" выросла и всегда старалась быть лучше самой себя "вчерашней", созидать, понимать, просвещать, нести слово русское с такой же честью и достоинством, как нес его Александр Сергеевич Пушкин. В новую книгу Славяны Бушневой "Мы все по Пушкину родня", которая вышла в мае, вошли фотографии участников марафона "От Пушкина до меня", запущенного первой книгой. Участники фотографировались в пушкинских местах (в городах и селах - это улицы, библиотеки, учебные заведения, бюсты поэта) и выложили в соцсетях с хештегом #отпушкинадоменя. Автор обещает, что марафон еще не закончен, ведь "за первой главой обязательно должна последовать вторая - это и есть жизнь!" - Наша семья - потомки крепостных Пушкина - собирается вместе по значимым праздникам. Мы приезжаем из разных городов. Последняя встреча состоялась в августе 2023-го. В общем семейном архиве хранится много старых фотографий и документов в стадии "рассыпания", но бережно упакованных. В "часы родства", как я их сейчас называю, мы рассматривали фотографии таких далеких и дорогих, но, главное, не безымянных и не забытых нами предков, - говорит Славяна Бушнева. - С тех пор прошло немало лет, и, повзрослев, я поняла, что семья, родные для любого человека - основа основ, фундамент, прочность. Усвоила истину, что все мои поступки - это не просто мои поступки, а добрые или недобрые, хорошие или плохие, но страницы в биографии семьи, рода. Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №122(9364) https://rg.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru
    4 комментария
    7 классов
    В Госархив поступили личные документы знаменитых вологодских дворян Зубовых. Недавно коллекция Государственного архива Вологодской области пополнилась ценнейшими документами личного происхождения, переданными на хранение Ниной Владимировной Лукиной, прямым потомком одной из самых известных фамилий нашей страны – дворян Зубовых. Род Зубовых, ведущий начало с XIII века, знаменит немалым количеством талантливых представителей: государственных и общественных деятелей, музыкантов и художников, певцов и композиторов, поэтов и артистов, инженеров и военных. Например, Петр Алексеевич Зубов, юрист, профессор уголовного права, сенатор, член Государственного Совета, был в числе авторов судебной реформы 1864 года. Композитор Николай Владимирович Зубов написал множество прекрасных романсов, среди которых – знакомый почти каждому «Не уходи, побудь со мною...». Инженер Эраст Михайлович Зубов спроектировал имеющие важнейшее значение для путей сообщения XIX века мосты, а его брат, прадед Н. В. Лукиной Юлий Михайлович Зубов являлся земским начальником, мировым судьей, последним предводителем Кадниковского уездного дворянства, поэтом и драматургом, создателем народного театра в Кадникове. Основу поступивших в Госархив документов составили письма членов многочисленной и дружной семьи Юлия Михайловича, охватывающие период с 1870-х годов до середины XX века. Архив писем бережно хранился бабушкой Н.В. Лукиной Ниной Юльевной Герман-Зубовой и насчитывал несколько тысяч экземпляров. Также переданные Ниной Владимировной документы включают рукописи и печатные издания произведений дворян Зубовых, генеалогические исследования, статьи, копии архивных источников о представителях рода, изобразительные материалы и др. Безусловно, документы вологодских дворян Зубовых являются важным и значимым источником для изучения истории, для сохранения бесценного наследия одного из древнейших родов России. Государственный архив Вологодской области https://cultinfo.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    20 классов
    Останки императорских фрейлин, убитых большевиками, нашли в Перми. Останки императорских придворных, убитых в 1918 году большевиками, обнаружены в Перми. Речь о фрейлине Анастасие Гендриковой и гофлектрисе Екатерине Шнейдер. Поиском места захоронения занимались следователи, местные краеведы и представители РПЦ, рассказывает «Коммерсант». Довольно точно место захоронения удалось определить благодаря изучению сохранившейся фотографии похорон 1919 года. На заднем фоне была видна Всесвятская церковь. В итоге скелетированные останки нашли на глубине около 2,5 м, над ними были могилы еще двух человек, которых захоронили позже. Чтобы идентифицировать останки, была проведена судмедэкспертиза. 9 июня в храме Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище состоится заупокойная лития у останков Анастасии Гендриковой и Екатерины Шнейдер. На месте их фактического захоронения будут освещать мемориал. Придворные императрицы Александры Федоровны – Анастасия Гендрикова и Екатерина Шнейдер – добровольно поехали с Романовыми в ссылку. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, фрейлин, взятых чекистами под арест, перевезли в пермскую семью. В ночь на 4 сентября 1918 года женщин убили на пятой версте Сибирского тракта на ассенизационных полях вместе с другими заключенными. А в мае 1919 года Белые обнаружили тела фрейлин и захоронили их в общем склепе на Новом Всехсвятском (Егошихинском) православном кладбище. Но после того, как к власти пришли большевики, могилы были срыты. Отметим, что останки князя Михаила Романова, брата последнего русского императора, до сих пор не нашли. Он был убит большевиками в 1918 года в окрестностях Перми. Несколько раз в этих местах проходили экспедицию по поиску. https://www.sobaka.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=… 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru ____________________________________________________________________________ ✅Найдём информацию о ваших предках! ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie… 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 🌐https://www.genealogyrus.ru 🌐https://генеалогия.online
    1 комментарий
    11 классов
    Дом Кимов. Генеалогическое древо династии, правящей в Северной Корее с 1948 года. 16 февраля в КНДР отмечается национальный праздник — День сияющей звезды. Так в стране называется день рождения бывшего северокорейского лидера Ким Чен Ира. Династия Ким, основателем которой был Ким Ир Сен, находится у власти с 1948 года. Всего у первого руководителя было трое детей от двух браков. После его смерти в 1994 году власть унаследовал старший сын — Ким Чен Ир. В настоящее время у власти находится внук Ким Ир Сена — Ким Чен Ын. В последние два года он все чаще появляется на официальных мероприятиях с дочерью Чжу Э, которой также прочат успешное политическое будущее. https://www.kommersant.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года.
    2 комментария
    11 классов
    «В КАБАКЕ ЧИНОВ НЕТ…»: ОСКОРБЛЕНИЯ, ОБИДЫ, ДРАКИ В РЕШЕНИЯХ КРЕСТЬЯНСКОГО «МИРА»: 1890-е гг. … Словесные оскорбления, произнесенные публично на сходке, считались среди крестьян позорящими. Оскорбленный должен был непременно искать удовлетворения, «иначе над ним все будут смеяться». Он требовал доказательств. Если оскорбитель предоставлял удовлетворяющие сход доказательства, оскорбленный не имел права мстить. При попытке наброситься на обидчика его останавливали: «Не трожь его, ён правду баить». Если же доказательства признавались «темными», т.е. не убеждали собравшихся, то оскорбленный имел право бить клеветника на людях – никто за него не заступался. Драки на сходках были запрещены обычным правом. Крестьянское общественное мнение считало допустимой драку на базаре или в кабаке. Крестьянин, затаивший обиду, старался заманить обидчика в кабак и там расправиться кулачным боем. По сведениям информаторов из Орловского уезда, побитым в кабаке мог в этом случае оказаться и староста, и урядник, и старшина. Если пострадавший подавал жалобу общине, ему отвечали: «Хорошие люди в кабак не ходят, там всякое бывает, там и чинов нет; на улице бы тебя никто не тронул». Тем самым община признавала себя ответственной за поведение своих членов на улицах селения, но снимала с себя ответственность за поведение в кабаке. В решении вопросов, касающихся взаимоотношений односельчан, деревенский сход старался привести дело к тому, чтобы виновный попросил у обиженного прощения. Крестьяне придавали большое значение этому акту. По сведениям из Валуйского уезда Воронежской губернии, если сходка разбирала случай мелкой кражи, побоев или другой обиды и виновный был уличен, то он должен был просить прощение у стариков и особенно у обиженного. После этого на него накладывался штраф (размер его зависел и от того насколько искренним, по мнению мира, была раскаяние). Отсутствие чистосердечного раскаяния в таких случаях кардинально меняло решение схода. В деревнях Карташевской волости Ростовского уезда крестьянские сходы занимались иногда увещанием (по-местному «улещением») некоторых своих односельчан. Если мир считал, что поступки кого-либо запятнали или могут запятнать репутацию всего селения, не являясь в то же время преступлением, прибегали к публичному вразумлению на сходе. Так делалось в случае мелкого воровства у проезжих, пьянства, буйства или зазорного поведения девицы. В последнем случае «улещали» не саму виновную, а ее родителей, призывая их «постеречь свою дочь, да поучить». Источник: Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: «Наука», 1986. https://ruskontur.com 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года.
    1 комментарий
    6 классов
    День Победы: праздник и политика. Историк, руководитель Международного совета АИРО-XXI, доцент МГУ Геннадий Бордюгов — о том, как политика влияет на сценарий празднования 9 Мая. Первые годы после Великой Отечественной войны 9 Мая отмечали как день «подчинения памяти». Власть старалась организовать пространство памяти людей, в том числе офицеров и солдат-победителей, уже со своим ликом. И хотя не было парадов в 1946-м, 1947-м и последующих годах, не было выходного дня, но на первой странице газеты «Правда» всегда был портрет вождя и слова по случаю. То есть День Победы был памятной датой, а не всенародным праздником, каким он стал позднее. Пространство памяти было организовано так, чтобы обойти сложные вопросы, которые подняла война. Например, цена победы, образ врага, этнический фактор. В случае последнего речь шла о том, что в годы войны появилась своего рода ставка на великий русский народ. В годы войны эта новая (этническая) установка укрепилась, но сама национальная карта стала разыгрываться уже в середине 1930-х годов, когда Иосиф Сталин почувствовал, что на одном стержне, связанном с интернационализмом, режим не может быть устойчивым. На фоне этого Сталин одновременно проводил ослабление армии. Было указано на место и маршалам, и генералам, и офицерскому корпусу. После победы у Сталина были опасения касательно и самой армии, и того, что люди, пройдя по Европе, увидели иной мир, иной образ жизни. Именно эти люди потом стали управленцами на уровне областей, краёв, то есть протестная энергия, которая могла у них возникнуть, была бы сразу локализована. Есть ещё одна версия, почему Сталин не желал отмечать День Победы. Она связана с первым периодом Великой Отечественной войны, временем страшных поражений. В ситуации чрезвычайщины сталинский режим отреагировал репрессивными мерами, возникли шпиономания и подозрительность, любое отступление сопровождалось массовыми расстрелами в лагерях и т. д. Несколько слов скажем о том, почему вообще появилось такое понятие, как Великая Отечественная война. В устах власти оно прозвучало впервые в 1941-м. В народе же оно утвердилось вместе с осознанием масштаба конфликта, вместе с идеей, что это Отечественная война, в которой каждый должен участвовать, несмотря на классовые разногласия. Это произошло уже по мере отказа от чрезвычайщины, от репрессивных методов ведения войны. И этот момент, скорее всего, приходится на конец 1941-го — начало 1942 года. Репрессивные механизмы не отменялись до конца войны, но при этом из лагерей были освобождены сотни тысяч заключённых, часть из которых была мобилизована. В 1942 году появились заградотряды — ещё одна вспышка чрезвычайщины как ответ на летнее поражение. Но это была последняя вспышка. Позднее станет понятно, что гораздо более эффективными инструментами ведения войны являются создание кадровой армии, ставка на офицерский корпус, возвращение гвардии, ликвидация двуначалия и комиссаров, поворот лицом к церкви, религии, роспуск Коминтерна. И, конечно же, самое главное — это обращение к людям самостоятельным, тем, кто готов принимать решения и нести ответственность. Та элита, которая была воспитана в начале войны, не могла сделать ни одного самостоятельного шага. Это была элита исполнителей, соглядатаев, доносчиков. Поэтому власть обратилась к совершенно другой породе людей и командующих. Несмотря на то, что политическая воля не хотела широкомасштабного праздника, сами победители, народ, конечно, 9 Мая отмечали. Это не запрещалось, но это был домашний праздник, день встречи поколений, приобщения молодых людей к истории страны через рассказы и песни. В 1955 году, уже при Никите Хрущёве, десятилетие Победы не отмечалось, но прошло торжественное заседание, на котором маршалу Ивану Коневу (заметим, не Георгию Жукову) была дана возможность выступить с докладом. Таким образом, был сделан акцент на военную сторону праздника. Произошла определённая локализация Победы, реабилитация армии и десакрализация Сталина — в речи Конева фамилия вождя прозвучала один раз. Почему Хрущёв не сделал праздник государственным? На это у него были свои причины: он готовился к ХХ съезду и выступлению с докладом о разоблачении культа личности Сталина. Наделение 9 Мая статусом общенародного праздника вызвало бы вопрос о роли вождя, чего Хрущёв не хотел. По тем же причинам не хотел этого Никита Сергеевич и после съезда. Пришлось бы объяснять, почему выиграна война. И если есть народ-победитель, то есть и главнокомандующий — с ошибками, просчётами, но он принимал ключевые решения, стратегические, а значит, его вклад в победу неоспорим. В брежневский период появился новый сценарий Дня Победы: 9 Мая празднуется всем народом, всей страной, объявляется выходной день, появляется медаль, уже памятная, посвящённая Дню Победы. Появляются массовые гуляния, новые ритуалы, связанные с минутой молчания, возложением цветов, проведением торжественных собраний и так далее. Тогда же родилась и идея присвоения звания города-героя. При Брежневе, потом это повторит только Борис Ельцин в 1995 году, празднику придаются черты помпезные, он утяжеляется, подчас даже театрализируется. Мифическая история Победы, создание которой началось при Сталине, продолжилось при Хрущёве и достигло абсолюта, по всей видимости, при Брежневе, начала мощно вытеснять историческую память. Но, конечно, при официозной, парадной стороне сохранилась и память подлинная, народная. Их сосуществование мы можем наблюдать и сегодня. 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года.
    1 комментарий
    5 классов
Показать ещё