ФАКТ ИЗ ИСТОРИИ НЕРЧИНСКА. БОЛЬШИЕ ГОНКИ
В начале лета 1908 года в Нерчинске произошло небывалое доселе событие – в город въехал автомобиль. Это были участники автопробега Нью-Йорк – Париж, стартовавшего на Американском континенте 12 февраля. Информацию о нём можно найти в свободном доступе в сети Интернет, ниже приведём выдержки с одного из сайтов.
«Изначально в гонке участвовало шесть команд: по одной из США, Германии и Италии, а от Франции – сразу три. Французы стартовали на автомобилях De Dion-Bouton, Motobloc и Sizaire-Naudin Германская команда стартовала на автомобиле Protos, итальянская — на Züst, и наконец, американская — на Thomas Flyer. И сразу же начались приключения, граничащие с фантастикой и чудесами.
На 71 километре напрочь сломался и сошел с дистанции французский Sizaire-Naudin – коляска на колёсиках... Затем Thomas Flyer влетел в канаву. От удара перекосило раму и лопнул картер. До ближайшего города оставалось 75 миль. За 20 долларов Джордж Шустер приобрел захудалую конягу и таки доскакал на ней до города. Там он умудрился найти владельца точно такого же автомобиля. Более того, уговорил его доехать до места поломки, где обменялись картерами и задними мостами...
Экипаж Züst из-за пыли проглядел овраг, и машина свалилась с 45-метровой высоты. Люди успели выпрыгнуть (они извлекут машину, починят и будут в Париже третьими). Если на дороге была не пыль, то липкая грязь, в которой машины увязали по ступицы... В штате Айова, сдался и сошел с дистанции французский Motobloc.
Американский Thomas Flyer первым пересек Америку, достигнув Сан-Франциско за 41 день, 8 часов и 15 минут, впервые совершив зимний переход территории Соединённых Штатов.
За это время до устроителей и дошло, что идея с маршрутом ралли никуда не годная. Во-первых, Берингов пролив так и не замерз. Во-вторых, двухметровые снежные заносы не прибавляли энтузиазма путешественникам и они хором запротестовали. В-третьих, Канада не дала согласие пропустить автомобили через свою территорию до Аляски. Но эту проблему быстро решили: автомобили было решено отправить на Аляску кораблями. Но на Аляске снег был еще глубже, а пролив и не думал замерзать... Из-за климатических условий пришлось отказаться от пересечения пролива и езды по Чукотке, то есть по территории, на которой дорог не было и в помине...
Итак, гонщиков сначала завезли на Аляску, а потом перевезли на корабле через Тихий океан в Японию. А оттуда, 16 мая — во Владивосток, где во весь рост встал вопрос даже не о дорогах, а о бензине. Напомним, дело было на Дальнем Востоке и шел 1908 год... Шустер кинулся искать возможность заправиться и наткнулся на немецкую контору Kunst und Albers. Немцы готовы были доставлять бочки с топливом по маршруту гонки, но приказчик был прекрасно осведомлен, что американский экипаж соперничает с германским, и потому наотрез отказал в поставках. И тут выручил свободный немецкий язык Шустера. Он внятно повторил, что намерен купить, а не просто получить бензин, а если его откажутся обслужить, то завтра же из газеты The New-York Times весь мир узнает о том, как ведет дела компания Kunst und Albers.
Что же касается дорог, то их за Владивостоком не было вовсе. Были тракты, которые после каждого дождя превращались в непролазную грязищу. И единственной транспортной артерией, связывавшей тогда Дальний Восток с центром России, была Транссибирская железнодорожная магистраль. Вот по ней и поехали... Именно здесь произошел трагикомический эпизод, когда Thomas Flyer едва реально не столкнулся с поездом. По воспоминаниям Шустера, «Летун» заехал в тоннель, а в это время с другой стороны раздался гудок паровоза. Съехать было некуда, пришлось сдавать задним ходом. Они едва успели! Когда же подобная ситуация повторилась и с Züst и итальянцы стали спихивать двухтонную махину с рельсов, у них загорелся двигатель! Огонь еле сбили, накрыв капот макинтошами... После этого русские власти запретили езду на авто по рельсам...
Даже при простом взгляде на карту становится жутко от пространств, которые пришлось преодолеть смельчакам. На этих пространствах ни дорог, ни бензина, ни резины, ни запчастей, ни людей... Так или иначе, но 18 июля гонщики миновали Нижний Новгород, 20 июля были в Москве, 22 июля в Петербурге. Оттуда – бросок на Кенигсберг, через территорию нынешней Латвии. На это ушло два дня... Так или иначе, но через пять с половиной месяцев после старта, а именно 26 июля 1908 года, немцы первыми достигли Парижа».
Именно с германской командой запечатлел любопытных нерчинцев неизвестный фотограф. Этот снимок долгие годы хранился в семейном архиве М.М. Федотовой-Глузской, предки которой в ту пору жили в Нерчинске и Чите, принимая участие в проектировании и строительстве Амурской железной дороги. В июле года нынешнего Мария Михайловна вместе с другими фамильными раритетами подарила эту фотографию Нерчинскому краеведческому музею. В подписи к ней, в скобках, указано – «1 приз». Однако,…
«Четырьмя днями позже немцев, 30 июля, преодолев 35 тысяч километров, на финише оказались американцы на Thomas Flyer. Итальянцы отстали от лидеров не на часы, не на дни, а на месяцы, финишировав только 17 сентября. И тут произошло неожиданное: при подведении итогов германская команда получила один пятнадцатисуточный штраф за железнодорожное путешествие до Сиэтла, а потом еще 15 штрафных суток за то, что не побывала на Аляске. И победителем признали американскую команду».
Истории этого грандиозного автопробега посвящено несколько книг и один документальный фильм, а в 1965 году кинокомпания Warner Brothers выпустила на экраны знаменитую кинокомедию «Большие гонки», в которой снялись такие звёзды как Натали Вуд, Тони Кертис, Джек Леммон и Питер Фальк.
Информацию подготовил Александр ЛИТВИНЦЕВ
Нет комментариев