Мастерская "ДАРГОС" существует в городе Печоры Псковской области с 2002 года. Основатель производства, Эдуард Васильевич Волынчук, находясь в постоянном поиске новых дизайнерских решений и усовершенствования технологий, ставит во главу угла сохранение и возрождение традиционных русских ремёсел. Одним из направлений работы мастерской, наряду с изготовлением цветочных горшков, сувенирной, подарочной и т.п. продукции, с недавних пор стало гончарное дело.
Само название - гончар, гончарный круг, гончарное ремесло - связано со способом обжига таких изделий в горне. Горн всегда строится в земле, может быть одноярусным или двухъярусным; он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется изделиями. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, после чего верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиной и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Так самый древний способ обжига изделий в горне.
В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом. Время его изобретения определяют по-разному; во всяком случае, евреи уже знали употребление гончарного стола, так как о нём говорит Иеремия (18, 3): "вступил в дом гончара, а он работал на кругу" (то есть на гончарном столе). У евреев гончарное производство было настолько развито, что гончары составляли особый цех. Совершенствуясь затем в течение веков, это ремесло достигло того высокого развития, какое мы встречаем у китайцев, этрусков, греков и римлян, произведения которых заставляют нас теперь удивляться совершенству выделки и красоте форм. Самая высокая степень развития приходится между XIII и XV столетиями. У народов славянских гончарное производство берет свое начало со времен доисторических, обнаруживаясь в изделиях, находимых в гробницах и раскопках различной древности. На протяжении многих столетий русские гончары изготавливали всевозможную домашнюю утварь, а также предметы, используемые для церковной архитектуры - так называемые гласники (сосуды наподобие жбанов), которые помещались во внутренние стены отверстиями внутрь храма для улучшения акустики. Что касается домашней утвари, то следует отметить, что на Руси она издревле была очень разнообразна по формам: существовали особые сосуды для приготовления и хранения почти каждого типа пищи - кипячения воды, топления молока и масла, хранения молочных продуктов, всевозможные горшки для приготовления каш и похлёбок и т.д. Учитывая происхождения гончарных изделий (обжиг в горне, т.е. связь с огнём) и способ их использования (в печи, т.е. опять-таки в связи с огнём) неизбежна была сакрализация глиняной посуды: она использовалась в разных обрядах, связанных с инициацией или своего рода договорными отношениями (например, при сватовстве, заключении брака и т.п.). Даже метод декорирования таких предметов был окутан различными поверьями: в частности, тёмный, почти чёрный сосуд считался более "плодовитым" - в нём "родится" больше каши, или щи будут наваристей, или сливки гуще.
Псковский край издавна славился своими гончарами, и керамисты "ДАРГОС" тщательно изучали историю культуры и ремёсел Псковщины, благодаря чему стало возможным создание как аутентичных предметов, так и авторских изделий в традиционном, "народном" стиле. Утварь, выполненная на гончарном круге в мастерской "ДАРГОС", как и пять веков тому назад, подвергается молочному обжигу: после утельного обжига изделие окунают в молоко, а затем снова обжигают; предметы приобретают приятный тёмный шоколадный цвет и становятся влагонепроницаемыми, поэтому не нуждаются в глазуровании. Такая посуда может использоваться в быту и пригодна для приготовления пищи на газовой плите, в СВЧ-печах и духовке (до 250-300 градусов). Гончарные изделия не следует подвергать резкому нагреванию, поэтому температуру в духовке необходимо увеличивать постепенно, а чайники и кофейники перед завариванием напитков нужно ополоснуть кипятком. Керамические горшочки для "томления" пищи стоит предварительно смочить холодной водой. Также важно отметить, что неглазурованная керамика хорошо впитывает запахи пищи, поэтому после приготовления рыбы, например, посуду прожаривают в духовке; для разных типов продуктов, во избежание смешивания запахов, используют "свою" посуду.
Ассортимент "чёрной" керамики "ДАРГОС" достаточно широк: это кашники, щанки, миски, разнообразные горшочки, кринки, кружки и т.д. Кроме того, производятся заварочные чайники, кухлянки для растительного масла, кумганы, коньячные наборы и другие сосуды традиционных форм. Изделия могут быть гладкими или украшенными лёгким тиснёным орнаментом, характерным для псковского декоративно-прикладного искусства.
Каждое изделие мастерской "ДАРГОС" от начала до конца изготавливается вручную и хранит тепло рук мастеров, вложивших в свою работу частичку души.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Сухие горшки - это ещё не обожженные? И сырыми дровами на слабом огне они в течение 6 часов запекаются? Господа, тот, кто вам писал этот текст ничего про черное лощение не знает.