Православные праздники и дни памяти в феврале 2025 года: 1. Преподобного Макария Великого, Египетского; Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского; Священномученика Петра Скипетрова, пресвитера; Святителя Марка Евгеника, архиепископа; Блаженного Феодора Новгородского; Преподобного Макария Римлянина, Новгородского; Преподобного Макария Печерского, диакона. 2. Преподобного Евфимия Великого. 3. ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ГРЕКА; ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ОТРАДА ИЛИ УТЕШЕНИЕ"; Преподобного Максима Исповедника; Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы; Мученика Неофита Никейского 4. апостола от 70-ти Тимофея; Преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца; Священномучеников Иоанна Успенского и Евфимия Тихонравова, пресвитеров; Преподобномученика Анастасия Персянина; Преподобномученика Анастасия Печерского, диакона. 5. Священномученика Климента, епископа Анкирского и мученика Агафангела Римлянина; Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского; Собор Костромских святых; Преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. 6. БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ; Мученика Иоанна Казанского; Преподобной Ксении (в миру Евсевии) Миласской, диаконисы; Святителя Герасима, епископа Великопермского, Устьвымского. 7. Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского; Священномученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского; Святителя Моисея, архиепископа Новгородского и Псковского; Священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского; Священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. 8. Преподобных Ксенофонта Константинопольского, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна; Преподобного Феодора Студита, игумена. 9. СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 10. Преподобного Ефрема Сирина; Преподобного Ефрема Новоторжского; Преподобного Ефрема Печерского; Преподобного Феодосия Тотемского; Преподобного Исаака Сирина. 11. Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца; Святителя Лаврентия, затворника Печерского; Собор Екатеринбургских святых. 12. СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО; Священномученика Ипполита, епископа Остинского и с ним мучеников Кенсорина, Савина, мученицы Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников; Преподобного Зинона, постника Печерского. 13. Бессребреников мучеников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии и дочерей ее: Феодотии, Феоктисты и Евдоксии; Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского. 14. Предпразднство Сретения Господня; Святого мученика Трифона Апамейского; Преподобного Петра Галатийского. 15. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 16. Благоверного князя Романа Угличского; Равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского; Попразднство Сретения Господня; Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. 17. Преподобного Исидора Пелусиота; Благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского; Преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского). 18. Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского; Мученицы Агафии Панормской (Палермской). 19. Преподобного Вукола Смирнского, епископа; Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка. 20. Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского; Преподобного Луки Елладского. 21. Великомученика Феодора Стратилата; Пророка Захарии Серповидца; Святителя Саввы II, архиепископа Сербского. 22. ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Мученика Никифора Антиохийского (Сирийского); Обретение мощей святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского; Обретение мощей святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея России; Преподобного Панкратия Печерского. 23. Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц; Благоверной княгини Анны Новгородской; Преподобного Прохора Печерского; Преподобного Лонгина Коряжемского, иеромонаха. 24. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАСИЯ СЕВАСТИЙСКОГО, ЕПИСКОПА; Благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца; Преподобного Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского. 25. ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ; СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА; Святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского. 26. ПРЕПОДОБНОЙ СЕРАФИМЫ СЕЗЕНОВСКОЙ; Преподобного Мартиниана Кесарийского (Палестинского); Преподобных Зои и Светланы (Фотинии); Преподобного Симеона Мироточивого (в миру Стефана Неманя), царя Сербского. 27. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского; Преподобного Марона, пустынника Сирийского; 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры; Преподобного Исаакия, затворника Печерского; Преподобного Авксентия Вифинского; Благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его мученика Феодора, чудотворцев. 28. Преподобного Пафнутия, затворника Печерского; Апостола от 70-ти Онисима
    0 комментариев
    14 классов
    Что говорили древние пророки о рождении Христа?
    2 комментария
    30 классов
    Когда родился Христос? #Рождество_Христово Как это когда? – удивится неискушенный читатель, – разумеется, 7 января… первого года от Рождества Христова. Или точнее, 25 декабря по старому стилю… тогда, стало быть, предыдущего года. Нулевого. А нулевого года ведь не было, значит… значит, первого года до Рождества. Или что-то тут не так? Тут, к сожалению, много чего «не так». Это сегодня весь мир живет по одному и тому же календарю (хотя в дополнение к нему могут быть и другие, тот же «старый стиль») и пользуется одним летоисчислением. В древности существовало много календарей, и еще больше систем летоисчисления: годы считали от основания Рима, или от начала правления того или иного царя, или вовсе не считали их, а обозначали по именам правителей. Откуда же мы можем узнать точную дату Рождества? Источников может быть в общей сложности три: текст Писания, церковное предание и косвенные данные. Независимых от христианской традиции источников у нас просто нет. Но и церковное предание тоже не особенно помогает: день празднования Рождества установился не сразу, сначала оно вообще отмечалось вместе с Богоявлением (Крещением) 6 января, и лишь затем было перенесено на 25 декабря, когда римляне привыкли праздновать «день рождения непобедимого солнца». Так сказать, старый праздник наполнился новым содержанием, а в Армянской церкви так и продолжают отмечать Рождество и Богоявление 6 января (по «новому стилю», на который и перешла эта церковь). Что касается года Рождества, он тоже был записан в церковной истории далеко не сразу. В начале VI века римский папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому провести календарные расчеты. В частности, решено было отказаться от принятого тогда летоисчисления «диоклетиановой эры». За отправную точку в ней принималось начало правления римского императора Диоклетиана, одного из самых жестоких гонителей христиан. Вполне естественным было желание заменить ее на другую дату – и что подходило здесь лучше Рождества Христова! Дионисий привлек все доступные ему источники (а их было не слишком-то много) и рассчитал, что 248 год эры Диоклетиана должен соответствовать 532 г. от Рождества Христова. С тех пор мы так и считаем года, разве что сегодня это летоисчисление часто называют «нашей эрой», не упоминая Рождества. И надо сказать, не зря. Открыв сегодня любой исторический справочник, мы узнаем, что иудейский царь Ирод Великий умер в 4 г. до н.э., это установлено точно – даты правления и смерти царей бывают нам известны из разных источников. Что ж, вполне обычная справка… но Ирод играет важную роль в евангельском повествовании о Рождестве. Как же так? Самое простое объяснение: Дионисий Малый немного ошибся в расчетах. Он, кстати, был не единственным, кто постарался рассчитать эту дату, свои вычисления некогда провели и неизвестные нам эфиопские богословы, результат получился несколько иным… и потому в Эфиопии в минувшем сентябре начался всего лишь 2003 год. Эфиопская дата Рождества отстоит от смерти Ирода еще дальше. Так что говорит нам о дате Рождества евангельский текст? К сожалению, ничего конкретного. Мы знаем, что пастухи были тогда со своими стадами в поле (от Луки 2:8), так что это, скорее всего, была не зима, а теплое время года, но и это не точно. С другой стороны, когда ангел возвестил Марии о грядущем рождении Сына, Елизавета была на шестом месяце беременности (от Луки 1:26). Сама эта беременность началась вскоре после того, как ангел возвестил ее мужу Захарии о грядущем рождении Иоанна (от Луки 8:1-11) – и если предположить, что всё это произошло на День умилостивления, отмечавшийся в сентябре или октябре по нашему календарю, то мы прибавим к этой дате шесть и еще девять месяцев, и у нас как раз получится зимнее Рождество. Но, к сожалению, в тексте нет никаких прямых указаний, что ангел явился Захарии именно в этот день. Есть, наконец, и давнее предание о том, что Благовещение состоялось в тот же день еврейского календаря, что и Распятие (а оно, как мы знаем, пришлось на ветхозаветную Пасху, праздновавшуюся примерно в апреле), и тогда у нас опять получается декабрь. Но и об этом совпадении ни слова не сказано в Евангелиях! Всё это лишь догадки, и вполне возможно, что появились они уже после того, как Рождество стали праздновать в декабре, как раз для того, чтобы согласовать эту дату с прочими событиями евангельской истории. Год Рождества тоже не назван в Евангелиях. Точно датирован только год начала общественного служения Иисуса – это 15-й год правления императора Тиберия (от Луки 3:1), то есть 29-й г. н.э. Но это нам ничуть не помогает, потому что на Свое общественное служение Иисус вышел примерно «лет тридцати» (от Луки 3:23); во всяком случае, Ему еще явно не было пятидесяти (от Иоанна 8:57). Слишком туманно… О годе Рождества Евангелия сообщают нам лишь то, что в Иудее тогда правил Ирод Великий (Матфея 2:1, 16), римским наместником в Сирии был Квириний, а император Август велел сделать перепись (от Луки 2:1-2). Ясно, что произошло Рождество не позднее смерти Ирода (4 г. до н.э.). Когда именно происходила та самая перепись, неизвестно – подобные события периодически случались. А вот Публий Сульпиций Квириний был назначен в провинцию Сирия в 6 или 7 г.н.э., и как раз с поручением от императора Августа произвести перепись, до того он управлял совсем другой провинцией… Неразрешимое противоречие? Не обязательно. Лука говорит о «первой переписи», а историки знают лишь об одной при Квиринии. Вполне вероятно, что Квириний и прежде исполнял некоторые правительственные поручения в Сирии и Иудее, и тогда как раз была проведена «первая перепись». Наши сведения о жизни глухой провинции Римской империи, какой тогда была Иудея, обрывочны. Какие могут быть у нас косвенные данные, свидетельствующие о дате Рождества? Собственно, здесь есть только одна зацепка: можно попробовать отождествить Вифлеемскую звезду с некоторым астрономическим явлением, которое было описано в других источниках и получило подтверждение современных астрономов. Это могла быть вспышка сверхновой – на небе на краткое время появилась очень яркая звезда и затем погасла. Если она была видна над Иерусалимом в южной части неба, над самым горизонтом (это могло быть даже в утреннее время, настолько яркими бывают сверхновые), то волхвы, следуя ей как указателю, вполне могли дойти до Вифлеема (от Матфея 2:9), а когда они оказались там, звезда зашла за горизонт. Действительно, в китайских летописях содержится упоминание об очень яркой звезде, вспыхнувшей примерно в 5 г. до н.э. и затем погасшей. Тут, правда, приходится учитывать, что интерпретация древнекитайских документов и точная датировка описанных в них событий тоже дело нелегкое, да и среди современных астрономов нет полного единодушия насчет того, какая именно это была звезда. А может быть, это вообще была комета, причем такая, которая больше не возвращалась к Земле, так что точную дату ее появления вычислить невозможно? В любом случае, всё это только гипотезы. Ни историки, ни астрономы не могут назвать нам точную дату или хотя бы точный год Рождества Христова. В этом нет ничего удивительного: из тех времен история донесла до нас даты великих битв и сроки жизни великих царей, да и то не всегда точно. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире. Подлинность Рождества удостоверяется не архивными документами, а опытом веры. Когда бы оно ни произошло тогда, оно действительно произошло, оно происходит везде и всегда, где и когда люди готовы принять Младенца. Андрей Десницкий
    1 комментарий
    40 классов
    Чем для каждого из нас должен стать Рождественский пост? Наконец-то, дорогие братья и сестры, мы вступаем в великую радость Рождественского поста. Сугубый период очищения тела и души. Наша «зимняя Пасха». Словно бы мы стоим в предрассветных сумерках и ждем рассвета, ждем теплого сияющего солнышка. И вот скоро оно взойдет – Солнце Правды Христос! Потрудимся же, братья и сестры, обратимся с Божьей помощью из гремящего мира во внутренность сердца своего, превратим его, соделаем свое сердце вертепом, соделаем свою душу яслями для Богомладенца Христа. Очистимся и умалимся, станем простыми, как пастушки, которым явилось на поле в ночи сияющее и славословящее Господа ангельское воинство. Послужим Богу, как и сами Ангелы святые. Послужим Ему, как и праведный Иосиф. Доверимся Ему, как и святой праведный Иосиф, который поверил, что Дева, вверенная Ему, носит под сердцем Эммануила – Бога, Который соизволил быть с нами. И пойдем сквозь Рождественский пост, подобно Иосифу, оставившему дом свой, жизнь свою, чтобы послужить Богу и Матери Его. Вырвем сами себя из мрака язычества да грехов, как это сделали звездочеты-волхвы, совершив над собой страшное усилие вырваться из тьмы язычества и лжи и довериться Вифлеемской звезде, указующей и освещающей им путь. И, наконец, возлюбим Господа и смиримся перед Ним, как это сделала Дева Мария: «…се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Смирение пред Богом до зела. И за это всё происходит Богоявление всему человечеству. И сейчас, в конце ноября, Господь хочет явиться и тебе. Он хочет, чтобы и ты немножко отставил в сторону свои повседневные дела и заботы и уделил время Ему. Немножко смирил себя ради Него. Потому что Филиппов пост – это твоя Вифлеемская звезда. Оставь привычное. Оставь грех. Начни свое внутреннее путешествие сквозь календари, дни и минуты к Рождеству Христову, которое открывает двери к спасению твоей души, просвещая тебя до самой сердцевины души и соделывая тебя лучиком солнца Божественной благодати. Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите. Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Ирмос первой песни канона Рождеству Христову Протоиерей Андрей Чиженко
    0 комментариев
    10 классов
    Как поститься, чтобы пост был в радость? Время поста – это время радости, время подготовки ко встрече со Христом, но как часто пост становится для нас чем-то обременительным, вводящим в уныние. Мы лишаемся любимых развлечений, привычной трапезы и часто раздражаемся. Как правильно проводить дни поста, чтобы они приуготовляли нас к главным праздникам Церкви, отвечают насельники Сретенской обители. Игумен Киприан (Партс): – Радость будет, если Господь будет у нас на первом месте в сердце. Дорога к этому – покаяние. Покаяние изменяет ум. Ум покаявшегося работает по-другому. Если мы хотим принести покаяние Богу, то должны начать с исправления своего поведения по отношению к ближнему. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», – сказал Христос (Лк. 6: 31). Это первая ступенька милосердия. Поститься в первую очередь должны язык, глаза и уши. Этот пост всегда должен быть с нами, а не только во время воздержания от скоромного. А то приходит постом человек и говорит: «Согрешил, постом смотрел телевизор», как будто вне поста он этим не вредит своей душе. Кушать можно, нельзя есть людей ни в глаза, ни за глаза, иначе наш пост будет мерзостью пред Богом. Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (Мф. 15: 11). В Пантелеимоновом монастыре на Афоне было большое хозяйство, и поэтому там было несколько экономов. Одним из них был преподобный Силуан. Приходить на трапезу экономам приходилось в разное время, и у них был отдельный от братии стол. Как-то они за трапезой обсуждали действия монаха, который своими распоряжениями нанес вред обители. Преподобный сидел и ел молча. Один из экономов обратился к нему: «Отец Силуан, что ты молчишь? Тебе не дороги интересы обители?» «А ты слышал, чтобы я кого-нибудь порицал?», – был ответ. От празднословия обмирает душа, это воспринимается как ложное чувство голода, и человек ест больше, чем нужно. Пост телесный должен быть умеренным. «Умеренному деланию цены нет, а крайности от бесов», – говорит преподобный Исаак Сирин. Конечно, тут у каждого своя мера, но ничего особенного придумывать не надо. Не надо изнурять себя, кроме роста нашего мнения о себе нам это ничего не даст. Нельзя перегибать палку – сломается. Лучше обо всем советоваться с духовником. С советом все твори (Притч. 31: 4). Послушание паче поста и молитвы не только в монастыре. От послушания сокрушается сердце, а «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Иеромонах Лука (Ауле): – Наша духовная жизнь должна быть так построена, чтобы мы получали мирное состояние духа, чтобы это в нас присутствовало. Тогда любой пост, к которому мы приступаем с таким состоянием сердца, будет в радость. А когда состояние духа унылое и немирное, что можно ожидать дальше… Конечно, любой пост включает в себя ослабление страстей нашей плоти, путем воздержания от всего излишнего, к чему мы пристрастились. Тем самым мы смиряем свою желательную силу и не даем ей и то, чего она все время от нас требует, – сластолюбия. Сластолюбие ведет, прежде всего, к себялюбию. Когда желательная сила получает то, что она желает, это идет не на дело созидания души, а, наоборот, на услаждение желаний в нас. Но желательная сила предназначена в нас для того, чтобы мы возжелали Бога, желали Ему служить, Его любить, соединиться с Ним в Духе Святом. Желательная сила души должна быть направлена именно на это. Когда мы ее направляем на наши мирские желания, на наслаждения и успокоение плоти, услаждение от вещей и их приобретение, мы пленяем наш ум этой неразумной силой желаний. Соответственно, исполнение желания приобретает в нас навык, и когда мы начинаем поститься, желательная сила на нас нападает и требует удовлетворения. Если мы встаем над ней и начинаем с ней бороться путем поста и молитвы, в нас появляется раздражительность. Эта раздражительность – как некий индикатор, она тоже нападает на разум, чтобы его омрачить и заставить работать желанию. Эти две силы души, которые мы сами же расслабляем, сами же потом на нас и нападают, и истязуют нас во время поста. Вот здесь происходит брань – кто кого. Но эта брань не должна заканчиваться постом, она должна проходить в нас до тех пор, пока мы своим умом не победим желания и раздражение. И когда мы разумом и действием Божественной благодати побеждаем их, тогда мы успокаиваемся, разум, как хозяин, берет верх над неразумными силами, над желаниями и раздражением, и, соответственно, им уже диктует то, что необходимо относительно заповедей Христовых, как надо жить. Когда разум встает над желанием и раздражением, ум освобождается от действия страстей, от пленения желательной и раздражительной силой, и ум, как чистейшая часть души, может уже молиться Богу. И Божественная благодать посещает и благословляет всю душу. Тогда происходит исцеление. Радость в пост может прийти, когда мы живем в мирном духе Посты, прежде всего, – это борьба, это война в нас самих с нашими страстями. Но, повторюсь, постом борьба не должна заканчиваться, но мы должны ее продолжать, пока неразумные части души не смирятся и не подчинятся разуму. Когда желание берет верх и диктует то, что оно хочет, разум, в силу своего пленения, уже ничего не может и начинает работать на одно, как удовлетворить эти желания. Здесь сомнительно, что мы получим какую-то радость. Поэтому радость в пост может прийти, когда мы живем в мирном духе. Когда наш разум командует желанием и раздражением, в этом случае в нас происходит особое созидание души во время постов. Когда мы постимся и ослабевает наша желательная часть, мы акцентируем большее желание на общение с Богом в молитве, и мы можем более покаянно молиться Господу нашим умом и получать Божественную благодать, которая нас утешает и ведет к Божественной радости, к этому мирному состоянию духа. Это не значит, что мы прыгаем от счастья в радости, это значит, что у нас есть состояние мира, когда нас ничего не раздражает, когда мы ничего не желаем, когда мы в мыслях предстоим Богу, Ему радуемся и славим Его, когда мы хотим жить, радоваться, помогать в чем-то нашим ближним. Поэтому говорить о том, как сделать пост радостным, когда душа больна, неправильно, тут сначала нужно поработать не один год над тем, чтобы в себе поправить пораженные грехом силы, и после этого уже можно будет говорить о добром, мирном состоянии духа, который мы стяжеваем Божественной благодатью. Игумен Павел (Полуков): – Мне кажется, что любой человек может пойти на многие лишения, если перед ним поставлена большая цель. Это то, что сейчас называют мотивацией. И Рождественский пост – это время, когда мы готовимся к празднику Рождества. Это большой светлый праздник, радостный, глубоко духовный. И, как говорится в церковных песнопениях, мы «очистим чувствия» и увидим Рождающегося Христа. Поэтому радостный пост – в радостном ожидании Спасителя. Когда мы готовимся к какому-то радостному событию, у нас действительно есть трепет, какое-то волнение, переживание. И вместе с тем мы живем в ожидании этого события. Таким же должен быть Рождественский пост. Не унылым периодом, когда мы чего-то не едим или не делаем, в чем-то себя ограничиваем, а именно радостным ожиданием Рождения Христа. Если Великий пост мы можем назвать «весной духовной», относится ли это к Рождественскому? Игумен Киприан (Партс): – То, что относится к Великому посту, то относится и к Рождественскому. Только там мы готовимся ко встрече с уже Воскресшим Христом, а здесь – к пришествию Спасителя в мир. Встретить Бога мы можем не где-нибудь, а только в нашем сердце. Встретить Бога мы можем не где-нибудь, а только в нашем сердце Постом мы здоровья набираемся, если постимся разумно. Но пост – это всегда трудно, как говорится: без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Пост важен не только для укрощения тела. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Пост по-видимому является законом для чрева, на самом деле он является законом для ума». Пост нам необходим, чтобы этот царь в голове – ум мог вступить в свои права. Иеромонах Лука (Ауле): – Рождественский пост по-своему удивительный и неповторимый. Это время, когда мы работаем над собой, переосознаем себя, работаем над своими страстями, исцеляемся за счет Божественной благодати, действующей в нас, и стремлению к изменению, к покаянию. Пусть Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но его основная идея – это приготовить себя к этой великой тайне Воплощения и Рождения Христа Бога. Мы должны приготовить себя к этой радости из радостей, потому что рождается Спаситель в мир. И, естественно, что мы должны, ожидая Его, приготовить себя, то есть свою одежду сделать чистой, белой. Эта одежда – это наша душа, и мы должны сделать ее белой, убелить. Каким образом? Только покаянным духом и Божественной благодатью, которая нас исцеляет и соединяет с Богом, и убеляет наши души, делает их чистыми. Этой чистоте как раз и сопутствует пост и молитва. Венец любого поста – это покаяние. Молитва к Богу и покаяние. И, конечно, воздержание. Через воздержание и молитвенный труд происходит изменение человека и приуготовление его к торжеству, к Рождеству Христову. Игумен Павел (Полуков): – Мне кажется, что о «весне духовной» здесь сказано не с точки зрения того, что Великий пост у нас приходится на весну, но потому что душа начинает расцветать. И мы всегда знаем, что воздержание и глубокая внимательная молитва ведет к тому, что, как в церковных песнопениях называют: «Иссохшую душу Господь напояет водой». И она начинает действительно зеленеть и цвести. И с этой точки зрения, конечно, можно назвать это время «весной духовной». Еще мне бы хотелось отметить такой факт, что Рождественский пост исторически был подготовкой к единому празднику Рождества и Крещения как к времени, когда в Церковь приходят новые люди. И у них это была именно подготовка к крещению. И все члены христианской общины, которые были вроде бы уже крещены, они тоже держали этот пост в помощь своим братьям. И, мне кажется, особенность Рождественского поста – это то, что он кончается праздником Рождества, а раньше – праздником, который говорил и о Крещении, и о Рождестве. И в это время может быть особая молитва о тех, кто не в Церкви. Вокруг нас таких много. То есть мы в этот Рождественский пост можем не просто заниматься своими постом и молитвой, а еще понять, что, кроме цели встречи Рождества Христова, у нас может и должна быть цель молиться за наших братьев, которые крещены, но не просвещены. Это наша милостыня по отношению к ним и наша задача. О чем мы не должны забывать во время Рождественского поста? Игумен Киприан (Партс): – О том, что средства не должны превращаться в цель поста. Цель поста – приготовить Богу место в своем сердце. Нельзя мерить свой пост одним воздержанием в пище, питии, сне. Господь не сказал, что если будете постниками, то будете Моими учениками, но «аще любовь имате между собою» (Ин. 13: 35). Иеромонах Лука (Ауле): – О том, что самое великое, самое важное, что в нашей жизни есть – это Господь. Самое важное – постоянно памятовать о Боге. Пост – это, прежде всего, время покаяния, когда мы преобразуемся действием Божественной благодати в нас за счет ослабления в нас действия страстей путем воздержания в пище, особых молитв. Это основное, для чего нужен любой пост. Игумен Павел (Полуков): – Я не знаю, как выделить Рождественский пост среди остальных. В любой пост мы не должны забывать, как, впрочем, и всегда, о своей душе. О том, что кроме нашего тела, наших забот, у нас есть душа. И не забывать о ближнем. Но это тоже не особенность Рождественского поста. По задачам этот пост не отличается от остальных. Подготовила Александра Калиновская Источник: Сретенский монастырь
    1 комментарий
    17 классов
    Радости Рождественского поста Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино. – Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть? – Досуг – это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела – по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг – это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение – и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить. Досуг – это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу. Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница – пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл – и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные. А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы – дети и жена – хотят, чтобы ты с ними проводил время, а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели. Мы, христиане, знаем: седьмой день – Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии – врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, – которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное. – А как проводить свободное время в пост? – Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству. Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны – просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях. Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты – а в нее нас втягивают как раз СМИ. Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, – только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью. Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного – для чтения книг. Опыт – и мой, и других людей, так поступающих, – свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется. Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети. – На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми? – Время Рождественского поста – время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой. Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки… Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство. Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например. В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах. – Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела? – Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его с Великим постом. В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня. А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен. День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной. Ассортимент наших супермаркетов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино дозволяется по Уставу. Если человек хочет справить эти праздники день в день, то вкушение вина и елея позволительны во все дни, кроме среды, пятницы и понедельника. – Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост. – Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные – единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома помолиться. Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила – качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь. Во-вторых, чтение духовной литературы. В-третьих, общение с ближними. Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение – семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании. Со священником Павлом Гумеровым
    0 комментариев
    9 классов
    «Пост – это возможность измениться сейчас, а не потом» Священники о Рождественском посте 28 ноября для всех православных христиан наступает Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляют священники Русской Православной Церкви.
    3 комментария
    8 классов
    Рождественский пост — путь к великой радости 28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост, который продлится до 6 января включительно. Это один из четырех многодневных постов, установленных православной церковью (второй пост — Великий, затем следует Апостольский пост и, наконец, Успенский пост). Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также постом Филипповым, поскольку начинается после дня памяти апостола Филиппа. Зачем установлен данный пост, как следует подготовить себя к великому христианскому празднику, как правильно провести сочельник — канун Рождества Христова? На эти и многие другие вопросы ответил секретарь Курского епархиального управления протоиерей Олег Чебанов. Два крыла Рождественского поста Установление Рождественского поста, как, кстати, и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Этот пост является строгим, причем, если до 1 января еще разрешается употреблять в пищу рыбу, исключая при этом из рациона питания мясную и молочную продукцию, а также яйца, то последняя неделя — это время особой строгости. Но не стоит забывать о том, что пост не сводится только лишь к ограничению пищи. Пост имеет два крыла: телесное воздержание и духовное возрастание. И одно без другого невозможно. Не будет пользы от поста, если вы будете потреблять скоромную пищу, но при этом станете осуждать своих знакомых, друзей, соседей. Помните: пища не приближает к Богу и не отдаляет от Него, во время поста она является лишь средством для укрепления духовных сил. Надо сказать, что впервые принимая решение поститься, нужно посоветоваться со своим духовником или с приходским священником, который благословит на пост, будет молиться за вас на протяжении всего поста, даст вам конкретные рекомендации. Очень важно, если по истечении поста человек скажет, что за это время он стал хотя бы чуточку лучше, добрее, стал более отзывчивым, менее раздражительным, завистливым и горделивым. «Основная цель любого поста, в том числе и Рождественского, — это воспитание души человека, возможность задуматься о своих недостатках, о своей греховной сущности, изменить свое поведение, помириться с людьми, которых вольно или невольно обидел, — поясняет отец Олег Чебанов. — Это период, когда следует больше времени уделять своей душе, молиться, посещать богослужения». Кроме того, во время поста рекомендуется отказаться от просмотра телевизора, от всевозможных увеселительных мероприятий, от интимных отношений — то есть от всего того, что может отвлекать человека от работы над своей душой. «Пост — это время более скудное для чувственной сферы человека, но более насыщенное для его духовной сферы», — подчеркивает наш собеседник. Возьмем простой пример: когда мы готовимся встретить дорогого нам гостя, то стараемся тщательно убрать квартиру, приготовить самые лучшие блюда и с чувством благоговения ждем этого гостя. Со сходным ощущением в нашей душе мы должны готовиться и к приходу в этот мир Господа Иисуса Христа, который, как нам известно, пришел сюда беспомощным младенцем. «Он родился не в палатах, и не в убранных домах. Там не видно было злата, где лежал Он в пеленах. Невместимый Он вместился в тесных яслях, как бедняк. Для чего же Он родился? Для чего же бедно так? Для того, чтоб нас избавить от диавольских сетей, возвеличить и прославить нас любовию своей», — говорится в одной из колядок, прославляющих Иисуса Христа. Старинный обряд на новый лад? Кстати, о колядках. Сегодня обычай колядовать, то есть в канун Рождества Христова ходить по домам с поздравительными песнями, по-прежнему вызывает интерес у молодежи и детей. Однако, по словам секретаря Курского епархиального управления протоиерея Олега Чебанова, к истинному прославлению Христа это колядование не имеет никакого отношения. «Ребята облачаются в карнавальные костюмы, раскрашивают себе лица, принимая таким образом на себя образ ряженых, что всегда, к слову, было чуждо христианству. И в таком виде молодежь ходит по домам, рассказывает простые рифмованные строки и получает взамен угощение либо деньги», — рассказывает наш собеседник. То ли дело ранее, когда настоящие христославы ходили в праздник по домам с пением церковных песен. Держа в руках вертеп, зажженную свечу, дети и взрослые пели тропарь, прославляя Христа, и гостеприимные христиане одаривали их деньгами, пирогами, медовыми пряниками. А вот не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома. Таким образом, мы видим, что форма этого старинного обряда до сегодняшнего дня сохранилась, а вот содержание, к сожалению, совершенно утратилось. Сочельник — время особенное… Канун Рождества Христова, 6 января, принято называть сочельником. Это название связано со словом «сочиво». Сочиво — особое кушанье, которое готовят из пшеничных или рисовых зерен, размоченных водой. Рождественский сочельник — это время строго поста, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, однако уставом Церкви эта традиция не предписана. В канун Рождества Христова следует посещать богослужения в храме, завершить все праздничные приготовления — постирать, убраться в своем жилище, нарядить рождественскую елку, если кто-то до этого времени еще не украсил ее, приготовить еду. Кстати, последнему пункту хозяйки, как правило, уделяют особое внимание. Рождество Христово традиционно считается семейным праздником, поэтому в этот день многие семьи собираются за праздничным столом. Считается, что он должен быть полным разнообразных яств. У каждой хорошей хозяйки, наверняка, имеется свое традиционное рождественское блюдо: у кого-то это фаршированные яблоками гусь или утка, у кого-то студень или заливная рыба, у кого-то пироги… Нередко бытует мнение, что на рождественском столе должны обязательно присутствовать 12 блюд — якобы в честь каждого месяца нового года. Одним словом, в каждой семье сложились свои собственные традиции празднования Рождества Христова, однако протоиерей Олег Чебанов напоминает, что мы не должны забывать главного: состояние нашей души не зависит от того, сколько и какие блюда будут присутствовать на праздничном столе, в каком платье или костюме мы будем встречать праздник. «Все, что происходит в человеческой жизни, зависит от нашего отношения к различным событиям, в том числе и к событиям далеко не радостным. Без невзгод мы бы не почувствовали всех радостей в нашей жизни», — подытоживает отец Олег Чебанов. Что вы еще хотели узнать про Рождественский пост — Во время святок, то есть 12 дней от праздника Рождества Христова до наступления праздника Крещения, издревле принято гадать. Можно ли это делать? — Церковь говорит, что святочные гадания — это грех. На первый взгляд может показаться, что это всего лишь безобидная традиция или игра, однако это не так. Все эти гадания вредят душе человека. Помните: будущее человека Премудрым Творцом скрыто. — Как быть, если в семье жена постится, а муж нет? — В таком случае следует прибегнуть к раздельному питанию. По опыту прихожан моего храма, довольно-таки тяжело, когда кто-то из членов семьи постится, а кто-то нет. Но опять-таки не забывайте, что пост не сводится только лишь к ограничению качества и количества пищи. Акцент прежде всего должен быть на духовной составляющей. — Можно ли повару, если он постится, снимать пробу с пищи? — Да, можно, ведь это его непосредственные служебные обязанности. — Рождество Христово выпадает на Новый год, когда принято накрывать пышные столы со всевозможными яствами, веселиться всю ночь напролет. Что говорит Церковь по этому поводу? — Какого-то официального церковного определения на этот счет нет, но только как священник я могу высказать свою точку зрения. В современном обществе, к несчастью, несколько извращенное понимание веселья. Почему-то многие считают, что для того чтобы почувствовать праздник в своей душе, надо обязательно как следует выпить, приготовить, как говорится, тазик оливье. Кроме того, новогодняя ночь не обходится без пиротехники, нарушающей покой многих людей, которые могут в это позднее время уже спать — дети, старики. Я хочу напомнить, что когда у человека радость на душе, то это вовсе не означает, что она должна сопровождаться обильной едой и горячительными напитками, плясками и прочим. — В преддверии новогодних каникул в городе можно увидеть поздравительные баннеры и растяжки со словами «Поздравляем с Новым годом и Рождеством!» При этом почему-то с каким именно Рождеством (то есть Христовым) не уточняется. Верно ли это? — Действительно, многие забывают о том, что «Рождество» — это слово славянское, и в переводе на современный русский язык оно означает «день рождения». Получается, что нас поздравляют с Новым годом и днем Рождения. Возникает вполне логичный вопрос: с днем Рождения кого? И если мы откроем церковный календарь, то среди множества праздников увидим Рождество Христова, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя. Таким образом, надо обязательно писать и говорить: «Поздравляем с Рождеством Христовым!» Елена Трынкина
    0 комментариев
    5 классов
    Рождественский пост (28 ноября — 6 января нов. ст.)
    1 комментарий
    8 классов
Закреплено

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

7 февраля 2025 года - Пятница
Седмица 33-я по Пятидесятнице, глас 7
День постный
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ - 981146551245
  • Класс
Фото
  • Класс
group53361751687373

Добавлено фото в альбом

Фото
  • Класс
  • Класс
group53361751687373

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
  • Класс
Фото
  • Класс
Показать ещё