ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН. Текст, фото (за исключением архивных): Светлана Усанова.
Старообрядческая церковь в селе Коробиха, Казахстан, август 2023 г.
Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей. Старообрядческие общины сохранились в разных уголках России. На просторах Сибири потомки старообрядцев проживают в Красноярском крае, на Алтае и в Кузбассе, Забайкалье, Хакасии, Тыве и других регионах.
Поселения старообрядцев-кержаков есть и в Восточном Казахстане. Эти старинные села расположены в долине реки Бухтармы, служащей прообразом легендарного Беловодья - страны с "молочными реками и кисельными берегами", куда столетия назад шли русские люди в поисках обетованной земли и жизни без тягот и притеснений.
Река Бухтарма в окрестностях старообрядческого села Ко́робиха.
"Беловодье старообрядцы искали в разных местах Сибири, куда из Европейской части России их тянули простор и глушь еще нетронутых, незаселенных мест. Долгое время Алтай и самая Бухтарма, куда не достигал глаз начальников, считались Беловодьем и притягивали к себе беглецов из старообрядческой среды.". (из книги "Бухтарминские старообрядцы", 1930 г.).
Прежде чем отправляться в долину Бухтармы наших дней, перенесёмся ненадолго в прошлое. В восемнадцатом веке в Бухтарму устремились русские старообрядцы, бежавшие от гонений за веру, а также рабочие и приписные крестьяне с заводов рудного Алтая.
Группа кержаков у входа в избу, нач. ХХ в.
В нашей статье использованы черно-белые фотографии казахстанской экспедиции Академии наук СССР 1927 г., опубликованные в книге 1930 г. изд. "Бухтарминские старообрядцы" Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринковой, а также фотоматериалы начала ХХ в. Алексея Николаевича Белослюдова, краеведа, этнографа, педагога.
"Живя как бы вне государства, будучи неизвестными правительству, не платя никаких податей и не неся никаких повинностей, на свободе в горных долинах и ущельях, весь этот собравшийся из разных мест люд сжился, объединенный одним стремлением, хотя к неудобной и трудной, но свободной жизни".
Челн, долблёный из осины, на берегу р. Бухтармы.
“Трескин притор” на реке Бухтарме ниже села Быково.
Плоты на Бухтарме, деревня Коробиха.
Плот на Бухтарме.
Общий вид долины Бухтармы.
Измерение шестом глубины реки.
Паром на Бухтарме, деревня Коробиха.
Верховья реки Бухтармы.
В Бухтарминской долине русское население появилось не позднее середины XVIII века и пришло как раз в места, которые до его прихода были районом кочевок казахов, - отмечают авторы книги "Бухтарминские старообрядцы" Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринкова. Главная масса старожильческого русского населения долины — старообрядцы, или кержаки (от реки Керженец в Нижегородской губернии; на Керженце были большие поселения старообрядцев. В Сибири это название распространилось на всех старообрядцев, не только выходцев из Нижегородской губернии).
Кержаки-каменщики, с. Язовая.
Первые русские поселенцы скрывались в малодоступных ущельях в горах, или „в камне", "забежали в камень", поэтому получили название „каменщики".
Переводя название гор - "камень" с местного говора на литературный язык, алтайских старообрядцев-каменщиков можно назвать горцами, жителями гор.
Жили разбросанно в ущельях по одному, по два дома, редко небольшими поселками в 5-6 дворов, опасаясь, главным образом, правительственных разведочных отрядов. Занимались охотой, сельским хозяйством, рыболовством и пчеловодством. Добытые меха и продукты обменивали на товары у соседей - казахов, алтайцев, китайцев, сибирских казаков, а также заезжих русских купцов.
В этой подборке собраны старинные фото, наглядно иллюстрирующих традиционные занятия бухтарминских старообрядцев.
Кадочник, деревня Печи.
Литьё сальных свечей со станочком, д. Печи. Обычно использовали для свечей коровье "сало", лучшим считали маралье и козлиное, а свиное сало не жаловали - употребляли при недостатке другого.
Перевозка ящика со стеклом на та́сках, д. Белая. Таски - две жерди длиной 3-4 м, скрепленные поперечиной или вязом. Одна пара концов прикрепляется к дуге, а другая волочится по земле. Этот способ считался наиболее удобным для перевозки клади по горным тропам и дорогам, особенно в случаях, когда кладь (например, стекло) нужно провезти с возможно меньшей тряской. При неровностях дороги жерди пружинят, и получается мягкое сотрясение, как в рессорном экипаже.
Перевозка бревен на волоках, деревня Коробиха. На Бухтарме волоки применяются для перевозки более грубой клади. Они представляют собой две толстых жерди длиной около 3 м с несколько изогнутыми концами с «подушкой»-поперечиной между ними. Несоединенные концы прикрепляются к дуге, а кладь привязывается к подушке, соединяющей оглобли. Возница сидит в седле. Такие волоки употребляют зимой и летом для перевозки бревен и других подобных им тяжестей.
Для перевозки тяжестей, которые нельзя, как бревна, привязать к волокам или укрепить на тасках, применяют дровни и в летнее, и в зимнее время. Дровни - грузовые сани без кузова для перевозки дров, леса, сена и других грузов. Полозья для саней гнут в каждой деревне сами кержаки.
Просушка согнутых полозьев для саней, деревня Печи.
Перевозка на дровнях срубленных кустарников.
Двухколесная тележка для перевозки грузов.
Двухколесные медведки́ для перевозки брёвен летом.
Просушивание шкур. Кожи домашних животных кержаки выделывали сами или на небольшом кожевенном заводе на реке Белой. Из животных продуктов в обработку шли овечья шерсть, свиная щетина, коровьи рога, кожа, конский волос, сало и кишки.
Пасека на горных лугах, окрестности деревни Коробиха.
Кержаки на пашне. В старообрядческих общинах издавна сохранялась форма деревенской взаимопомощи, или по́мочи.
Трапеза на покосе.
Доставка воды на пашню, деревня Белая.
Болтун (маслобойка) с наливным колесом, установленном на запруженном ручье, д.Язовая.
Кержачки плетут пояс на швейке, деревня Белая.
Плетение конского волоса на специальном станке, деревня Белая. Из конского волоса, взятого преимущественно из хвоста, ткали сита, решёта и защитные сетки от пчел.
Перевозка муки в сума́х на верховой лошади, деревня Белая.
Я сам из семейских. Так называют старообрядцев у нас в Бурятии. Семейские.Мужчины носят бороды, женщины ходят в длинных юбках и сарафанах , обязательно бусы на груди, у моей бабушки были бусы из янтаря, крупного янтаря. Мужчины не курят. В разговоре употребляют старорусские слова ,например - бравинько, браинько. Значит красивое. Дома посуда для гостей отдельная. Ну много можно ещё рассказать про жизнь семейских.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6