Кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Наталия Николаевна Гончарова бывает в Сарове периодически. Саровчанам она известна прежде всего как специалист-антрополог, изучивший останки насельников Саровского монастыря и мирян, которые были извлечены из земли при восстановлении Успенского собора и храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в 2016-18 годах.
В этом году Наталия Николаевна выступила в новой для себя роли – реконструктора облика героя 1812 года генерала Б.В.Полуектова, останки которого были найдены у храма Живоносного Источника при раскопках в 2018 году. Напомним, в 2022-м антрополог представила саровчанам работу своей коллеги А.В.Рассказовой по реконструкции облика супруги генерала Л.Ф.Полуектовой.
Мы поговорили с Наталией Николаевной не только об этих работах, но и о том, кто такой антрополог и что он изучает, какие исследования были проведены в Сарове и есть ли у ученого планы на дальнейшие изыскания в нашем городе.
👉 Наталия Гончарова: «Работая с биологическим материалом, мы получаем информацию, которая может быть использована в самых разных областях науки, в частности, в этнической антропологии и исторической науке. Мы тесно работаем с археологами, и иногда данные по скелетным останкам не просто дополняют исследования археологов, но и являются вообще единственной информацией, позволяющей понять, что за население оставило тот или иной могильник. Так происходит потому, что с распространением христианства погребения стали безынвентарными – в них присутствует только самая простая одежда, которая, как правило, не сохраняется, и минимум предметов. Тогда как в дохристианскую эпоху погребения – например, скифские, финно-угорские – зачастую были богато убраны и сопровождались инвентарем, что позволяло сделать вывод о происхождении этих людей. И как только инвентарь из погребений исчезает, вступает в свои права антропология: мы можем кое-что сказать об антропологическом типе и предполагаемой истории изучаемой группы населения.
В этом смысле биология и история смыкаются. Мы работаем с биологическим материалом, но наши данные представляют собой источник информации для других наук».
❓ С какой точностью можно определить возраст почившего по костям?
👉 Наталия Гончарова: «Примерный возраст можно определить даже без дополнительных исследований. Если у нас есть весь костяк, по совокупности признаков мы можем определить возраст смерти индивида с точностью 5-10 лет. Интервал довольно большой, но, к сожалению, более точного способа определения возраста нет. Возраст, который мы определяем по скелету, является биологическим, а он может довольно сильно отличаться от паспортного. Из своего опыта мы знаем, что некоторые люди быстро стареют, а другие довольно долго сохраняют моложавость». Кстати, средний возраст смерти найденных в Саровском монастыре людей – 48,5 лет, что по тем временам совсем немало».
❓ Можно ли по костям составить примерную картину, как жили саровские насельники, чем питались, чем болели?
👉 Наталия Гончарова: «Для установления, чем питались, требовалось бы провести изотопный анализ – сжечь часть костей. Однако и в этом случае можно сказать только, например, о преимущественно зерновой или белковой, рыбной диете – точнее не получится, потому что люди все равно едят разную пищу. Применительно к саровским материалам возможности провести изотопный анализ не было, поэтому предположение о типе питания не было сделано. Но вообще питание в монастыре было примерно таким же, как и сейчас – без мяса и с другими ограничениями, прописанными в монастырском уставе.
Что касается состояния скелетов, то на конференции в 2018 году я рассказывала, что у саровских монахов выявлено огромное количество различных патологий опорно-двигательного аппарата. Хрящевые грыжи, переломы, иногда очень тяжелые, когда неправильно срастаются кости, потому что никто их не лечил – как срослось, так и срослось. При неправильном сращении костей образовывались дополнительные суставы, и люди жили с постоянной болью. Причем, поскольку у меня был сравнительный материал по другим монастырям, включая и Соловецкий, получалось, что в Сарове количество скелетных патологий было в два раза выше, чем в остальных монастырских материалах. Это может говорить о том, что труд в Сарове был особенно тяжелым и жестким. Из жизнеописаний саровских монахов мы знаем, что в числе прочих послушаний здесь были связанные с лесом – монахи валили лес, заготавливали его. Вполне возможно, что при этих лесозаготовках и возникали такие тяжелые травмы. Но помимо лесозаготовок могли быть и другие послушания, тоже нелегкие – в поле, в лесу, в огороде и т.д. Количество поражений костей – различных артрозов и др., было довольно велико у монахов Саровской пустыни – более 72%. И это снова говорит о том, что трудились они крайне тяжело.
Зафиксированы у саровских монахов и специфические заболевания суставов стоп и пальцев ног, по-видимому, связанные с частыми земными поклонами... »
Можно припомнить, кстати, описания паломниками саровских церковных служб, которые длились иногда до десяти часов в день, а в праздничные дни доходили до двенадцати! Неудивительно, что саровские насельники страдали всевозможными заболеваниями позвоночника и суставов...
👉 Подробнее читайте - https://ngsarov.ru/ru/node/19280 Также по теме:
👉 Балыково: знаки истории. Через деревню когда-то проходила знаменитая Царская аллея - https://ngsarov.ru/en/node/166 👉 Поселки, которых больше нет. На месте Сарова когда-то располагались монастырские кордоны - https://ngsarov.ru/en/node/72 👉 Пешком до Сарова... Как писатель Короленко в Сарове побывал - https://ngsarov.ru/ru/node/13302
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев